Военный поход индейцев тимуква. тимукуа 1560-е

Григорий Коротков
                ВОЕННЫЙ ПОХОД ИНДЕЙЦЕВ ТИМУКВА

    В отчете о второй экспедиции 1564 года во Флориду, сообщается, что французы заключили договор о союзе и дружбе с могущественным королем окрестностей, по имени Сатурива, чтобы иметь возможность построить крепость на его территории. Было решено, что у них теперь общие друзья и враги, а в случае необходимости они должны оказывать друг другу поддержку. Затем, спустя три месяца после заключения этого договора, король послал к Ладоньеру за аркебузирами, потому что собрался воевать с соседом. Ладоньер послал к нему капитана Кейлота с несколькими солдатами, сказав капитану, что в данный момент он не может снабдить его людьми, потому что надеется на примирение с этим врагом. Возмущенный таким ответом, король решил немедленно выступить в поход (он не мог отложить свою экспедицию, потому что уже собрал всё необходимое и вызвал соседних вождей).
    Итак, в присутствии солдат, посланных Ладоньером, он собрал своих воинов, украшенных по-индейски перьями и другими регалиями, которые сели вокруг него. По левую сторону находился ритуальный костёр, справа от него были установлены две большие вазы с водой. Словно охваченный яростным гневом, король, страшно закатив глаза, начал издавать глубокий хриплый звук, а затем, дико размахивая руками, издал ужасные крики, которые повторили его солдаты, ударяя по бедрам и грохоча оружием. Затем король взял деревянную чашу, полную воды и обратившись к солнцу, поклонился, попросив его о победе над врагами; Чтобы он мог проливать их кровь также, как собирается пролить воду, которой наполнена эта ваза. Быстрым движением он выплеснул воду в воздух, а когда она пролилась на его солдат, закричал: «Вы можете делать с кровью моих врагов также, как я только что сделал с этой водой». Вода из второй чаши была выплеснута в огнь, и король воскликнул: «Пусть вы, таким же образом, потушите моих врагов и вернетесь с их скальпами». Затем они встали и отправились в свою экспедицию.

    Спустя некоторое время, командующий французской экспедицией – Ладоньер (Laudonni;re) вернул обратно несколько индейских пленников их «королю» Оутайна(Outina), который жил примерно в сорока милях к югу от французского форта. Тех людей захватил во время предыдущей экспедиции вождь Сатурива(Satourioua). В результате подобной дипломатии французов, с великим вождём Оутайна был заключён торжественный договор с взаимными обещаниями мира и дружбы. Французы желали этого союза, потому что территория короля могла обеспечить доступ, как по суше, так и по реке к Аппалачским горам, где было обнаружено золото, серебро и медь.   
    Имея дружбу этого короля, которая длилась едва ли в течение года, французы могли легко добраться до этих гор. В соответствии с условиями заключённого союза он попросил у Ладоньера нескольких аркебузиров, чтобы помочь ему вести войну со своими врагами. Тот послал двадцать пять человек под командованием Оттиньи(Ottigny). Вождь принял французов с большой радостью, рассчитывая с их помощью одержать победу, прославить силу своего оружия, и запугать соседние страны. 
    Теперь король был готов, и они вышли в поход. В первый день продвигались легко, на второй стало сложнее, так как шли по болотистой земле, покрытой тернистым кустарником. Индейцы несли французов на плечах, что при сильной жаре стало для них большим облегчением. Наконец они прибыли на границу. Затем король остановил свою армию и призвал древнего мага, которому было больше ста лет, повелев ему раскрыть вражеские диспозиции.   
    Колдун расчистил место посреди индейской армии и обратив взгляд на Oттиньи, попросил его щит, которым размахивал паж. Он положил щит на землю, начертил круг диаметром пять футов, и вписал в круг какие-то знаки и символы. Опустившись пятками на щит, он сидел таким образом, что нигде не касался земли. Невнятно бормоча, он жестикулировал, как будто был занят безумным разговором. Через четверть часа колдун выглядел так страшно, что его лицо уже казалось не человеческим. Он исказился так, что его кости затрещали, кроме того чародей проделал много других сверхъестественных действий. Наконец, как будто выдохшись и вернувшись из забытья, он восстановил свой первоначальный вид. Затем колдун покинул круг, отдал честь королю и сообщил о количестве врагов и в каком месте они его ожидают.
    Вождь, испуганный предсказаниями колдуна, больше не думал о нападении, а скорее о том, как благополучно вернуться домой. Тем не менее, Оттиньи, возмущенный тем, что он безрезультатно пошел на такие проблемы, сказал, что скорее будет считать его голодранцем, чем королём, если тот не посмеет рискнуть.
В конце концов, эти угрозы и оскорбления заставили его напасть. С согласия французов, он поставил их на передовую линию, и действительно если бы они не выдержали всю тяжесть атаки и не уничтожили так много врагов, вынудив армию короля Потану бежать, то Оутайна несомненно потерпел бы поражение. Колдун, несомненно, был вдохновлен духом, потому что все, что он предсказывал, сбылось. Оутайна, удовлетворенный бегством врага, отозвал своих людей и приказал им возвращаться домой, к большому раздражению Оттиньи, который предпочел бы видеть его полную победу.

    Когда король Сатурива шел на войну, его солдаты не соблюдали никакого конкретного строя, двигаясь, рассыпавшись во все стороны. С другой стороны, его соперник Олата Оутайна, которого считали королем королей, превосходящим всех других по числу солдат и богатству, передвигался с войсками в военном строю. Он шёл один в середине своих рядов, окрашенный в красный цвет. Фланги армии, в походном порядке, состояли из наиболее подготовленных молодых людей, также раскрашенных в красный цвет, которых используют в качестве гонцов и разведчиков для обнаружения вражеских войск. Как собаки преследующие диких зверей по запаху, они охотятся на врага, и находя следы, бегут обратно к своей армии, чтобы сообщить об этом. 
Подобно тому, как наши солдаты передают приказы с помощью труб и барабанов, они используют глашатаев, у которых есть определенные выкрики о том, когда следует остановиться, продвигаться, атаковать, или совершить какой-то другой маневр. Они останавливаются на закате и никогда не сражаются ночью.
Когда они устраивают лагерь, то делятся на отряды по десять, самые храбрые обособленно. Чтобы провести ночь, король выбирает место на поле или в лесу, а после того, как он поел и отправился отдыхать, руководители лагеря размещают вокруг него десять отрядов самых смелых воинов. В десяти ярдах от них около двадцати других отрядов образуют другой круг вокруг первого. В двадцати ярдах дальше находится еще один круг из сорока, и эта формация продолжает расширяться в зависимости от размера армии.

    В течение всего периода знакомства французов с великим вождём Олета Оутайна(Olata Outina), постоянно воевавшим со своими врагами, решающей битвы так и не произошло. Война проходила в засадах и перестрелках, свежие войска постоянно заменяли выбывших. Победителем считался тот, кто первым обратил в бегство противника, даже когда сам нёс большие потери. В этих стычках, тех, кто пал, сразу вытаскивают специально выделенные для этого люди.
    Расщепленным тростником, острее, чем любое стальное лезвие, с черепа они вкруговую срезают кожу с волосами, самые длинные волосы скручивают в косу, затем волосы со лба перекатываться на длину двух пальцев к затылку, снимаясь в виде капота. Сразу же после этого, если у них есть время, они роют яму, где разжигают огонь из тлеющего мха, который носят в кожаных набедренниках вокруг тела. На горящем огне, они высушивают кожу с головы, пока та не станет твердой, как пергамент. 
    В конце боя, воины следуя своему обычаю отрезают поверженным жертвам руки до плеч и ноги до бедра. Оголённые кости измельчают на фрагменты, и пока капает кровь, сушат на том же огне. Затем они с триумфом возвращаются домой, неся скальпы на концах своих копий.
    Особенно меня поразило (потому что я был одним из тех, кого Ладоньер отправил под командование Oттиньи) то, что они никогда не покидали место боя, без того чтобы не проколоть поверженные трупы своих врагов стрелой прямо через анус. Во время этой процедуры их всегда окружает вооружённое прикрытие.

    После возвращения домой из военной экспедиции они собираются в месте, специально выбранном для этой цели. Там они с торжественными церемониями развешивают руки, ноги и скальпы своих врагов на ряды высоких столбов, вкопанных в землю. Мужчины и женщины садятся в круг вокруг колдуна, который, сжимая в руке маленького идола, бормочет тысячу проклятий, проклиная врага.
На дальней стороне три человека стоят на коленях. Один из них, держа в обеих руках палицу, в такт словам колдуна наносит удары по плоскому камню. Слева и справа от него сидят два других мужчины. Они держат в своих руках плод специально выращиваемого растения, вроде тыквы или дыни. Этот фрукт прокалывают на обоих концах, выдалбливают и сушат. Индейцы заполняют этот контейнер мелкими камешками или семенами; вставляют палку в виде рукоятки и встряхивают его, чтобы создать шум, как от ручных колокольчиков. Все это сопровождается пением в национальной манере. Эти церемонии отмечаются каждый раз, когда они берут пленных.

Theodor de Bry , Timucua
Plate XI. Ceremonies Performed by Saturioua Before Going on an Expedition Against the Enemy
Plate XII. Outina, going at the Head of His Army, Against the Enemy, Consults a Sorcerer on the Event .
Plate XIII. Outina, With the Help of the French, Gains a Victory over His Enemy Potanou
Plate XIV. Order of March Observed by Outina on a Military Expedition
Plate XV. How Outina’s Men Treated the Slain of the Enemy
Plate XVI. Trophies and Ceremonies after a Victory

*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте"