Краткий разбор стихотворения

Гордей Майский
                Краткий разбор одного стихотворения.


  Уважаемый Читатель! Хочу предложить Тебе краткий разбор стихотворения "О полёте" (текст приведён ниже этой строки на 30-40 миллиметров) одного Автора (да что там! - это Гордей Майский); прошу принять к сведению, что критик - начинающий профессионал, и эта статья - первенец, щедро омытый потом Автора, его же кофе и слезами первых читателей, которых (и читателей, и слёз) было немало, так как родственников и друзей у критика предостаточно.
 И ещё: суди строго и беспощадно, но справедливо. Думаю, никому не надо объяснять, что справедливость и лесть - синонимы.
       
      
                О ПОЛЁТЕ.

             Полёт был ярким, но недолгим,
             не в дальний космос путь лежал,
             над головой порхнули ноги,
             а вроде только что бежал...

    
  Уже из названия этого коротенького четверостишия... Тэк-с... А бывают ли длинные четверостишия? И вообще, каким аршином можно измерить ритмичную музыку поэтического произведения? Если только отношением суммы количества строк и мелодии рифм к весу головного мозга автора. Нет, нет, оставим эти выкладки, тем более для того, чтобы сделать расчёты необходимо иметь "Четырёхзначные математические таблицы" Брадиса В.М., но их сейчас нет под руками, а идти в библиотеку поздно, потому что нет никакого желания.

  Итак. Уже из названия этого ... четверостишия ясно, о чём Автор решил поведать Читателю; название подготавливает читающего, вводит его в сладкое предвкушение ощущения лёгкости облачка, невесомости мотылька, парения пёрышка - крохотным корабликом на фоне нежно-голубого, или бирюзового, или сине-синего бездонного, безграничного и безгрешного небесного океана.
  Полёт! Что может быть более интересным, более непредсказуемым, чем полёт? Только нырок на большую глубину, так сказать, в пучину океана. Но в повседневной жизни нам доступен лишь банальный нырок, ограниченный дном нашей собственной ванны, хотя и в таком нырянии есть, безусловно, множество положительных моментов. Именно моментов, ибо не следует растягивать удовольствие от процесса, так как процедура может приесться, надоесть; всё должно происходить быстро, чтобы желание повторять действие ещё и ещё не угасало и ...
  Кажется я несколько отвлёкся...

  Так вот, в первой строке: "Полёт был ярким и недолгим" Автор говорит о сильном впечатлении, произведённом действием на Героя, - это как вспышка - непродолжительная ("недолгим") и, как бы, зрительно-ослепляющая ("ярким"). Правильно подобранные слова выделяют именно этот полёт из бесконечной череды обычных, ничем не примечательных полётов.

  "Не в дальний космос путь лежал." (цитата).
Сразу становится понятно, что Герой - не космонавт, и он не собирался гробить уйму времени на полёты в неведомые миры. Герой - реалист, получающий заряд позитива от кратковременности действия - вжик! - и удовлетворения полные штаны (прошу прощения, но эмоции раздирают!). А в космос, да ещё в дальний, пусть другие летят. Пусть тратят время на учёбу, спецподготовку, строительство космического корабля, закупку горючего, продовольствия и мух дрозофил для экспериментов. Потом ещё надо выбрать пункт назначения, рассчитать дату возвращения, напечатать и разослать пригласительные билеты на торжественные мероприятия по поводу успешного завершения полёта к неведомым мирам, написать отчёт о командировке для науки в двадцати двух томах, издать и презентовать личный дневник космического путешественника в сорока восьми томах и ...
  Что-то я опять отклонился от темы...

  Ну что ж, цитирую Автора: "Над головой порхнули ноги".
  Вот она! Динамика координат! Краткость действия подтверждается - "порхнули", - не "взлете-е-ли", не "мелькну-у-ли", а "порхнули". Раз! Секунда! Что секунда - миг! Оп! И всё! Не успев начаться, уже закончилось. А какой маршрут освоен! Бац - и ноги над головой! Это ж какая скорость! А дорога приличная, в смысле путь, пройденный ("пОрхнутый") ногами, - где-то метра два!

  Наконец, заключительная строка, финал: "А вроде только что бежал..."
  Оказывается, действием пронизано всё произведение, прямо-таки насквозь - перед полётом Герой бежал. Скорее всего, он торопился, иначе зачем бежать, - ходи не спеша, степенно. Во время неспешной прогулки и дыхание ровнее, и цвет лица приятнее, и бельё сухое; к тому же, всё видишь, всё замечаешь, - если смотреть под ноги, можно найти что-нибудь нужное - монетку, например, или грибы; можно полюбоваться живописно лежащим вокруг мусором или своими новыми ботинками; можно вовремя заметить то, что представляет опасность - яму какую-нибудь, или лужу, или последствия прогулки собачки, или, в конце концов, грабли.
  Если пустить взор выше поверхности земли, сразу становятся заметными женщины, причём каждая бросается в глаза индивидуально: иная ножками, иная грудью, если же удаляется, то гм... тылом, - тут уж под ноги смотреть некогда, только успевай крутить головой.
  Опять отклонился от главного... Увлёкся...
         
  Так-с... И вот наступает развязка, и полностью открывается интрига. Становится понятным, что Герой отправился в полёт не из положения "лёжа на диване", не из окна и не с крыши автомобиля и не из пушки, сидя верхом на ядре. Непосредственно перед стартом Герой бежал. Бежал.

  Хочется отметить необычный ход Автора, - он оставляет Читателю две неравнозначные загадки.
  Первая (на самом деле по важности - вторая) - куда бежал Герой, и что сподвигло его заняться этим видом спорта. По большому счёту, расположение пункта назначения, так сказать, точки финиша не особенно интересно; пусть знанием координат этой точки всецело владеет Герой и, может быть, ещё Автор, что сомнительно. Так что же явилось причиной пробежки? Может, это был разбег (разгон) перед взлётом? Может, Герой удирал от врагов или спешил к друзьям, уходил от полиции или, наоборот, торопился в полицию, вступил в схватку с инфарктом, с лишним весом, с артрозом коленных и тазобедренных суставов; или, может быть, он банально драпал от супруги, вооружённой обычным женским оружием - либо скалкой, либо сковородой в совокупности с праведным негодованием?
       
  Читателю есть над чем поразмыслить, пораскинуть мозгами, пошевелить ими, поломать голову; а лучше расположиться в удобном кресле с чашечкой ароматного собственноручно смолотого свежесваренного кофе и, глядя на причудливый неспешный танец прозрачных язычков пара над чашкой, просто подумать; и не надо ничего ломать, не надо шевелить чем-то, и его же не надо раскидывать - не так уж много этого у каждого, чтобы им разбрасываться.
  Опять меня в лирику увело...

  Вторая загадка (наиважнейшая) - почему бегущий отправился в полёт. Предположение, что Герой взлетел с желанием как можно быстрее попасть в точку финиша, не выдерживает никакой критики, даже моей: ведь полёт был "недолгим", значит путь назначения где-то совсем рядом, и взлетать, по-видимому, не имело смысла. Тогда получается, что Герой отправился в полёт не по своей воле.
Может, на его пути встретился овраг, обрывистый берег реки, неограждённый котлован строящегося здания, или ему удалось добежать до линии горизонта? Нет. В вышеперечисленных случаях ноги Героя "порхнули" бы не над головой, а под головой, да и сам полёт занял бы времени больше, чем "недолго". Итак, остаётся самое вероятное - Герой поскользнулся.
  И уже неважно, что явилось причиной старта: лёд ли на поверхности лужи, озера, реки, пруда; кожура ли фруктов, овощей и других продуктов питания; масло ли Аннушкино - подсолнечное, конопляное, льняное или машинное, - важно, что полёт состоялся.

  И в заключении, чтобы, так сказать, подвести черту, или поставить точку, или сделать последний штрих, - скажу несколько слов о рифме: удачно подобранные рифмы делают стихотворение напевным и льются музыкой в уши и бальзамом в сердце. Примечательно, что на всё произведение Автор использовал всего-навсего одну глагольную рифму "лежал" - "бежал"; и здесь эта рифма отдаёт сто процентов своего потенциала. Резкий динамический переход будоражит кровь и отзывается болезненным пульсированием внутри черепа, как после быстрого движения в сторону звука, когда за спиной шарахнули молотком по листу жести...
  Автор, ты меня достал! И всего-то четыре строчки!
  Пойду, приму что-нибудь от давления...