670 Калининградский зоопарк 09 01 1972

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 670. Калининград. БПК «Бодрый». Калининградский зоопарк. 09.01.1972.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет и из первого тома ДМБовского альбома автора: Калининград. Очень уставшие, находившиеся «вусмерть», моряки БЧ-1 БПК «Бодрый» обходят по маршруту, указанному на схеме, территорию Калининградского зоопарка. Командир БЧ-1, лейтенант Палкин, недовольно торопит нас на корабль, поэтому фотография получилась «путевая», на ходу. 09 января 1972 года.


В предыдущем:

9 января 1972 года, окрылённые вестями об искренней и плодотворной дружбе двух немецких гениев-поэтов и мыслителей – Гёте и Шиллера, мы весело и дружно пошли в Калининградский зоопарк. Это был последний объект нашей пешей экскурсии-путешествия по Калининграду-Кёнигсбергу и самый для нас интересный.

Тут уж мы нагулялись вволю!

Заинтересованные подробными рассказами нашего высокообразованного штурмана и командира БЧ-1, лейтенанта Палкина, мы с любопытством и азартом слушали его новый рассказ о Кёнигсбергском зоопарке, его любимом месте отдыха и развлечений в Калининграде.

Кёнигсбергский зоопарк – исторический, такой же, как зоопарки Москвы и Санкт-Петербурга, он был основан в 1896 году немецким предпринимателем Германом Клаассом. Этот объект сразу после войны боле-менее привели в порядок и восстановили его в виде Калининградского зоопарка, в котором содержались многие виды животных и птиц (например, в 2014 году было 2360 животных 302 видов – Википедия).

Сначала здесь была дикая территория города Кёнигсберга – зона отдыха горожан «Хуфен парк» (1880-1895). По этой территории протекал живописный Хуфенский ручей, по берегам которого почти стихийно создавался городской парк – зона отдыха горожан. Потом руководитель зоологического института университета «Альбертина» профессор Максимилиан Браун задумал создать зоологический сад, но денег в казне бургомистра Зельке для создания зоопарка не было.

Тогда в 1895-1896 годах в Кёнигсберге организовали Северо-Восточную промышленную и ремесленную выставку и размечтили её павильоны на территории этой зоны отдыха «Хуфен-парк». Вот эти павильоны и стали первыми зданиями будущего Кёнигсбергского зоосада.

В августе 1895 года был учреждён «Союз любителей животных» («Tiergarten», 1895-1937), в совет которого вошли богатые и знатные люди, а исполнительным директором стал Герман Клаасс, поддержку оказал бургомистр Пауль Кункель. Жители Кёнигсберга горячо поддержали идею создания своего зоопарка и в короткий срок собрали 400 000 рейхсмарок. На эти деньги было возведены: входной портал, выставочный зал, общественный дом и смотровая башня. Животных доставили из зоопарка Гамбурга, а двух амурских тигров доставили из Москвы.

21 мая 1896 года зоопарк начал свою работу и зрители в количестве более 2300 человек могли увидеть 893 животных 262 видов. В мае 1897 года зоопарк получил официальный статус, в период 1897-1913 годы его бессменным директором был Г. Клаасс.

Зоопарк был не только местом содержания и показа животных и птиц, здесь проводились различные развлекательные и увеселительные мероприятия: «Концертный зал» вмещал 2300 зрителей (сгорел в 1919 году). два музыкальных павильона, концертная площадка, «Общественный дом» с рестораном; читальный, музыкальный и выставочный павильоны; летние кафе и рестораны, площадки теннисного клуба «Тиргартен»; велотрек; игровая площадка для детей; открытая площадка для духового оркестра и т.д.

В центре зоопарка была дубовая аллея, вся территория была красиво усажена липами, дубами, каштанами, буками и другими деревьями, которые образовывали великолепные ландшафты. Кроме этого несколько раз в течение года обустраивались и менялись так называемые «ковровые клумбы». Зоны паркового тенистого леса чередовались с открытыми солнечными лужайками. Смотровая (она же водонапорная) башня доминировала над всей территорией зоопарка, с которой был виден даже Вислинский (Калининградский – автор) залив.

Животные находились в павильонах по периферии зоопарка, поэтому люди им не мешали, а звери не мешали своими жизненными запахами людям. Кроме этого такое расположение павильонов с животными было удобно для маршрута их осмотра. Вот таким маршрутом мы, команда БЧ-1 БПК «Бодрый» и пошли днём 9 января 1972 года (смотри фотоиллюстрацию – автор).

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов сооружения зоопарка использовались командование германского вермахта и фольксштурма для защиты Кёнигсберга от советской Красной Армии, поэтому здесь были ожесточённые бои. Почти все животные погибли, часть зданий зоопарка были разрушены полностью. В живых осталось только четыре животных: лань, барсук, осёл и раненый знаменитый бегемот Ганс, которого выходил наш советский зоотехник В.П. Полонский.

27 июня 1947 года, было принято постановление Совета Министров РСФСР № 461 «О мерах по восстановлению хозяйства Калининграда и Калининградской области», которым и началось «Зоопарка-Парка отдыха» (Парк им. Калинина). В результате, зоопарк потерял спортивные и развлекательные функции, стал «советским учреждением с культурно-просветительской направленностью». Однако коллекция животных зоопарка стала быстро пополняться из других зоопарков СССР, а в 1949 году была восстановлена часть «исторических экспозиционных помещений зоопарка».

К 1972 году в результате субботников калининградцев и шефской помощи трудовых коллективов предприятий города были покрашены ограждения, приведена в порядок территория зоопарка, высажены парковые кустарники и деревья, разбит небольшой сад и огород, чтобы можно было кормить животных свежей зеленью и овощами, фруктами и ягодами, устроены большие луга-покосы. Кстати, тогда зародилась извечная тема о том, что «львам не докладывают мяса»…

Калининградский зоопарк меня лично поразил своим великолепием, но зимой он был не очень интересный, поэтому мы прошлись по нему в режиме «галопом по Европам». Всё же мы видели немало…

Например, мы видели живое ископаемое дерево – гинкго двулопастный – ровесник динозавров, старые здания медвежатника, львятника и орлятника, большой фонтан в центре зоопарка, некоторых животных и птиц, а также скульптуры животных: бронзовую статую лося, каменную статую орангутана (скульптор Артур Штайнер – автор), групповые скульптурные портреты разных животных на входе в зоопарк.

Особенно трогательной была история лечения раненого «немецкого» бегемота, которого наши солдаты назвали «Ганс». Семь пуль было в нём, когда его в апреле 1945 года нашли в канаве зоопарка. Сначала бегемоту дали попить воды, потом молока, потом молотой свёклы, а потом, для выздоровления, 4 литра русской водки. Так водкой, пищей, клизмами и опять водкой зоотехник Владимир Петрович Полонский вылечил бегемота «Ганса». В.П. Полонский не отходил от бегемота 21 день и через 1 месяц и 19 дней, добился «полного здоровья бегемота и начал заниматься дрессировкой бегемота — катанием верхом на бегемоте по парку и т. д.».

К этому времени нашего пешего путешествия по Калининграду тоже очень хотелось прокатиться до ворот завода на бегемоте, потому что мы очень устали. Особенно торопил нас на корабль наш командир, лейтенант Палкин, он даже отказался сфотографироваться всем вместе на фоне бронзовой скульптуры лося (на фотоиллюстрации как раз этот момент – автор).

Поэтому мы посмотрели зверей в зоопарке, потом добрались до парка Победы на Гвардейском проспекте, посмотрели и поклонились памятнику 1200 гвардейцам – мемориалу, братской могиле и памятнику воинам 11-й гвардейской армии, погибшим при штурме Кёнигсберга, скушали по эклеру с горячим кофе и по улице Железнодорожная мимо крепости Фридрихсбург добрались до улицы Суворова, откуда пошли обратно на завод и на наш БПК «Бодрый».

На корабль мы пришли «вусмерть» уставшие, голодные, но счастливо радостные, потому что никто из нас так ещё ни разу не бывал в славном городе Калининград. Вот тогда я «загорелся» идеей организовать матросский комсомольский субботник на месте упокоения Иммануила Канта…