Приложение к роману "Путь апостолов".
Комментарии к поэме "Остров любви!
Остров Любви
( Поэма о Кипре)
Часть II. Крест (i)
1.
«Утро туманное, утро седое...»
Волны причесаны, пространством умыты,
Тело упругое и молодое,
Страсть и беспамятство в море сокрыты.
Здесь побережье истоптано тщательно,
Силой Богов и Героев прославленных,
Кто -то три яблока ищет старательно, (ii)
Атлас с Гераклом здесь небом придавлены.
Cвод навалился на плечи, колени
Светло - прозрачной, привычной истомой,
Пот по глазам, и по лбу, и по темени...
Есть у Природы работа тяжелая...
2
Кто пробуждался к сказке каждый год
И чувствовал в душе преображенье,
Тот видел земли - "молоко и мед "- (iii)
Дающие всегда успокоенье.
Так в памяти струится Иордан, (iv)
Хоть Колыбель и Гроб уже далече... (v)
Так Древний Город Вечной Верой дан,
А Веру выстрадал Сын Человечий.
На пир пространств или на Божий Суд
Назначена свидания дорога,
Поэтому календари все врут,
Поэтому в грядущем нет подлога.
И зыбится в тумане сквозь века
Бездонной грусти и невыносимой
Река времен - великая река -
В объятиях террас Иерусалима.
3.
Душа в себе не ищет пустоты, (vi)
Но свод небес прозрачен и суров,
И в бесконечность падают мечты -
Парад Планет срывает дня покров.
У сцены выпадает глубина,
И Космос, как великий режиссер,
Всю чашу неба вызвездил до дна,
Чтоб роль не перепутал вдруг актер.
Ему дает слова и падежи...
Но все же море сбивчивый суфлер,
За горизонтом - только миражи,
За миражами - новой дали флер.
Молись, актер! Здесь купол - не доска,
Здесь храм иной - не дерево икон,
Вселенная расставила века,
И укрепила смерти бастион.
Но Крест Животворящ среди икон (vii)
Апостолов: Варнава, Павел, Петр...
Мария - мать под колокольный звон
Христа на страсти бережно ведет. (viii )
(i) Крест употреблялся в Древне Римской империи как орудие казни путем распятия. На кресте был казнен Христос. Крест является символом христианства, предметом почитания христиан.
(ii ) Имеется в виду один из подвигов Геракла, когда Атлас хотел заставить его держать на своих плечах небесный свод.
(iii ) Выражение из книги Иисуса Навина (V,6) «земля текущая молоком и медом» и означающее страну необыкновенно плодородную, достовляющую все необходимое для содержания и благосостояния людей.
(iv) Для всех христиан река Иордан - священная река. Указания на реку Иордан в Священном Писании очень часты, но что всего важнее и священнее для всего христианского мира - это то, что в Иордане , близ Вифавары, принял рабское крещение от руки Иоанна Крестителя Господь Иисус Христос, спаситель мира. На Иордане же в земле Иудейской крестил Господь и Его ученики.
(v) Особой достопримечательностью Иерусалима является Храм св. Гроба. Он вмещает в себя священные места, связанные с воспоминаниями о земной жизни, смерти и погребении Спасителя : Голгофу, Камень помазания и св. Гроб, в который было положено Тело Иисуса.
(vi) Душа - согласно библейской антропологии, то, что делает тело живым. Согласно Библии, животные имеют душу живую, а человек - душу разумную. Более древние представления, отраженные в Библии, отождествляли душу с жизненным началом человека, а позднее душа в Ветхом Завете отождествлялась с личностью человека. В Новом Завете речь идет о спасении души, отличной от тела. Душа есть сам человек,его личность,
но эта личность может быть бессмертна, только если душа будет спасена. По общехристианским представлениям душа - чувственное, эмоциональное начало в человеке и в этом смысле противопоставлена духу.
(vii) Главное отличие промысла Божия от действия воли Божией в том и заключается, что даруя своему творению свободу, Бог не нарушает ее, даже когда оно выбирает зло. Это выбор - Евы, Адама, нас всех, а раньше Первоангела - Люцифера (в результате - дьявола), первоисточника зла, но видя это зло, Бог обращает его в добро. Главный, основной пример - Крест Христа, величайшее мировое зло, ставшее спасением мира.
(viii) Цель пути есть вознесение и в вознесении - явление славы. Но вознесение как конечная цель предполагает ближайшую цель. И эта ближайшая цель есть Страсти. Для евангелистов было совершенно бесспорно, что Иисус пришел в Иерусалим, как Мессия, для того, чтобы в Иерусалиме принять смерть и только через смерть войти в славу. Вместо того чтобы принять Обетованного Мессию, Иерусалим возвел Его на крест.