Остров любвиII-1, 2, 3 К роману Путь апостолов 5

Ермолаев Валерий
Приложение к роману "Путь апостолов".         
Комментарии к поэме "Остров любви!

               Остров Любви
               
                (  Поэма о Кипре)
             
               
           Часть II. Крест (i)
               
                1.

«Утро туманное, утро седое...»
Волны причесаны, пространством умыты,
Тело упругое и молодое,
Страсть и беспамятство в море сокрыты.

Здесь побережье истоптано тщательно,
Силой Богов и Героев прославленных,
Кто -то три яблока ищет старательно, (ii)
Атлас с Гераклом здесь небом придавлены.
               
Cвод навалился на плечи, колени
Светло - прозрачной, привычной истомой,
Пот по глазам, и по лбу, и по темени...
Есть у Природы работа тяжелая...
 
        2

Кто пробуждался к сказке каждый год
И чувствовал в душе  преображенье,
Тот  видел земли - "молоко и  мед "-  (iii)
Дающие всегда успокоенье.

Так в памяти струится  Иордан, (iv)
Хоть  Колыбель и Гроб уже далече... (v)
Так  Древний Город Вечной Верой дан,
А Веру выстрадал Сын Человечий.

На пир пространств или на Божий Суд
Назначена свидания дорога,
Поэтому календари все врут,
Поэтому в грядущем нет подлога.

И зыбится в тумане сквозь века
Бездонной грусти и невыносимой
Река времен - великая река -
В объятиях террас Иерусалима.
                3.

Душа в себе не ищет пустоты,  (vi)
Но свод небес прозрачен и суров,
И в бесконечность падают мечты -
Парад Планет срывает дня покров.


У сцены выпадает глубина,
И Космос, как великий режиссер,
Всю чашу неба вызвездил до дна,
Чтоб роль не перепутал вдруг актер.

Ему дает слова и падежи...
Но все же море сбивчивый суфлер,
За горизонтом - только миражи,
За миражами - новой дали флер.

Молись, актер! Здесь купол - не доска,
Здесь храм иной - не дерево икон,
Вселенная расставила века,
И укрепила смерти бастион.

Но Крест Животворящ среди  икон  (vii)
Апостолов: Варнава, Павел, Петр...
Мария - мать под колокольный звон
Христа на страсти бережно ведет.  (viii )

(i)  Крест употреблялся в Древне Римской империи как орудие казни путем распятия. На кресте был казнен Христос. Крест является символом христианства, предметом почитания христиан.
(ii ) Имеется в виду один из подвигов  Геракла, когда Атлас хотел заставить его держать на своих плечах небесный свод.
(iii ) Выражение из книги Иисуса Навина (V,6) «земля текущая молоком и медом» и означающее страну необыкновенно плодородную, достовляющую все необходимое для содержания и благосостояния людей.
(iv)  Для всех христиан река Иордан - священная река. Указания на реку Иордан в Священном Писании очень часты, но что всего важнее и священнее для всего христианского мира - это то, что в Иордане , близ Вифавары, принял рабское крещение от  руки Иоанна Крестителя Господь Иисус Христос, спаситель мира. На Иордане же в земле Иудейской крестил Господь  и Его ученики.
(v)  Особой достопримечательностью Иерусалима является  Храм св. Гроба. Он  вмещает в себя священные места, связанные с воспоминаниями о земной жизни, смерти и погребении Спасителя : Голгофу, Камень помазания и св. Гроб, в который было положено Тело Иисуса.
(vi)  Душа - согласно библейской антропологии, то, что делает тело живым. Согласно Библии, животные имеют душу живую, а человек - душу разумную. Более древние представления, отраженные в Библии, отождествляли душу с жизненным началом человека, а позднее душа в Ветхом Завете отождествлялась с личностью человека. В Новом Завете речь идет о спасении души, отличной от тела. Душа есть сам человек,его личность,
но эта личность может быть бессмертна, только если душа будет спасена. По общехристианским представлениям душа - чувственное, эмоциональное начало в человеке и в этом смысле противопоставлена духу.
(vii) Главное отличие промысла Божия от действия воли Божией в том и заключается, что даруя своему творению свободу, Бог не нарушает ее, даже когда оно выбирает зло. Это  выбор  - Евы, Адама, нас всех, а раньше Первоангела - Люцифера (в результате - дьявола), первоисточника  зла, но видя это зло, Бог обращает его  в добро. Главный,  основной пример  - Крест Христа, величайшее мировое зло, ставшее спасением мира.
(viii)  Цель пути  есть вознесение и в вознесении - явление славы. Но вознесение как конечная цель предполагает ближайшую цель. И эта ближайшая цель есть Страсти.  Для евангелистов было совершенно бесспорно, что Иисус пришел в Иерусалим, как Мессия, для того, чтобы в Иерусалиме принять смерть и только через смерть войти в славу. Вместо того чтобы принять Обетованного Мессию, Иерусалим возвел Его на крест.