Бамовские истории. И я приложил руку

Станислав Дышловой
2.И я приложил руку

Подобная история случилась и со мной. Когда я работал помощником машиниста тепловоза в поездах со знаменитым машинистом, с одним из первопроходцев БАМа. Гонору и знаний у него было много, а опыта маловато.
Принимали мы как-то с ним грузовой поезд, вечером, на станции Лена Восточная. Тепловоз был серии ТЭ-3, двухсекционный, вполне исправный, с тёплой кабиной. Но перед самым отправлением подходит к нам беременная женщина и просит взять её до станции Таюра, где она жила. Уехать, бедняге, было больше не на чем. Женщина нам была знакомая, и мы её, конечно, взяли. И вскоре мы отправились в путь.
Монотонная наша работа, спокойная работа дизеля, тёплая кабина и ночь убаюкали женщину. И она уснула на полу, на нашем тулупе.
Первый перегон мы проследовали нормально, без приключений. А вот когда поехали на второй перегон с 18-ти тысячным уклоном, тут всё и началось. Саня самоуверенно, как и положено машинисту, произвёл пробу тормозов на эффективность, но эффект был очень слабый. Саня добавил разрядку воздуха и увеличил тем самым нажатие тормозов.
 Но эффект был опять незначительный. И Саня заволновался, и толкнул ручку крана в экстренное торможение, но, не дождавшись остановки поезда, толкнул ручку крана в первое зарядное положение. И опять, не дождавшись полной зарядки тормозов и не выдержав положенного времени, толкнул ручку крана в экстренное торможение. Эффект опять был незначительный.
А скорость всё нарастала.
 И тогда я не выдержал.  Невзирая на его авторитет и гонор, кое-как оттащил его от крана машиниста - с помощью ругани, споров и матов. Спокойно перевёл ручку крана в первое зарядное положение, выдержал время и дождался полной зарядки тормозов; перевёл ручку крана во второе, поездное, положение, опять выдержал время и, сжав нервы в кулак, так как скорость была уже под 80 километров в час, применил экстренное торможение. И скорость стала потихоньку, падать, падать, вот уже 40 километров  в час - и, наконец, мы остановились. Перевели дух и оба поглядели на беременную женщину. Она даже не проснулась. И мы спокойно, как и положено, зарядили воздухом тормоза и спустились по уклону дальше, до станции Таюра. Сдали поезд и тепловоз сменным машинистам, разбудили женщину и спокойно пошли по домам, как будто ничего не случилось.