Бамовские истории. Приключение Тунгуса Кольки

Станислав Дышловой
Приключения Тунгуса  Кольки

В конце 70-х годов прошлого века, работал я на маневровом тепловозе на станции Таюра, что была на строящейся Байкало – Амурской магистрали. Рядом со станцией бежала быстрая таёжная речка с таким  же названием – Таюра. Речка была рыбная, вода в ней ледяная. А вокруг простиралась дикая северная тайга, полная ягод, грибов и разного зверя. Деревья там были огромные, могучие. Что ни дерево, то древняя сказка. Там росли и сосны высокие, и ели лохматые, и мощные лиственницы. И кедрача там на всех хватало, и других красот таёжных.
Аромат тайги заполонял всё вокруг. Целебный аромат. Особенно от сосны мне был аромат по душе.
И почти по всей тайге, между деревьев, между кустарников,цвёл багульник, цвела голубика. Воистину таёжное благоденствие и красота. И чтобы люди не мешали этой красоте жить и благоухать и не нарушали её спокойствие, были организованны государственные заповедники и заказники.
А в нескольких километрах от станции, вверх по реке Таюра, даже висел транспарант красного цвета, перекинутый через всю реку, и на нём было написано белыми буквами: «Государственный Заповедник».
 А далеко в тайге, где-то среди этих заповедников, жили Тунгусы. У них там было небольшое селение.
 Это воистину дети природы. Охотники, рыбаки, настоящие таёжники. И они у нас пользовались большим уважением.
Немного прерываясь, скажу, что на берегу речки Таюра стояли два очень старых домика. В одном доме жил старый Тунгус, а в другом доме тоже жил старый, седой дед. Говорил он с украинским акцентом. Хохол, короче говоря.
И когда молодые строители БАМа спросили его: «Дед, ну вот рядом живёт Тунгус, и это понятно, это его родина. Но как ты здесь оказался?»
«А- а-а, – простонал дед – я тут в лагерях сидел. Во время войны полицаем был. Вот за это и сидел. А потом здесь и остался жить».
«Всё понятно с тобой, дед», - сказали ребята и ушли на стройку.
Ну, так вот, продолжу рассказ.
В один из прекрасных дней выходит из тайги молодой парень, Тунгус, и приходит на станцию Таюра. Долго крутился по станции - а станция была маленькая, всего-то несколько путей, да ещё небольшой станционный домик. И молодой Тунгус был на виду у всех. Долго он не мог решиться к кому нибудь подойти. Наконец, осмелился, подошёл к ремонтникам вагонов и сказал:
«Я  бы хотел на работу устроиться».
«А что ты умеешь делать?» - спросили вагонники.
«Всё, – сказал Тунгус, – зверя валить, рыбу ловить, тайгу хорошо знаю».
«Это понятно, – сказали вагонники, – пошли к  начальнику».
Начальник долго смотрел на Тунгуса, думал.
«А как тебя зовут?» - спросил он.
«Коля», - ответил Тунгус.
«Ну, вот что, Коля, будешь пока работать учеником слесаря, у вагонников, а там посмотрим».
«Ребята, – сказал начальник , – берите его под свою опеку. Научите его всем премудростям».
«Понятно, – сказали мужики. – Пошли, Колёк, в нашу кандейку, там тебе всё расскажем».
Прошло несколько месяцев, но Коля так и не научился премудростям этой работы. Он даже не мог соединить тормозные рукава между вагонами.
«Ладно, Колёк, – сказали мужики. – Мы за тебя будем делать твою работу и наряды закрывать. Ты только бегай регулярно за водкой и  закуской. Ну, и дичью снабжай нас иногда, и рыбой, конечно».
На том и порешили. Колёк исправно выполнял свои обязанности, водил мужиков в тайгу. Приводил их в селение Тунгусов, знакомил с родителями. И те всегда их угощали дичью, рыбой и другими дарами природы.
Прошло ещё несколько месяцев, и Коля ушёл в свою родную тайгу. Ушёл навсегда. Не смог приобщиться к цивилизации.
Тайга – это его дом. Настоящий родной дом.
Здоровья тебе, Колёк, и удачи.