Основные законы духовной жизни

Ангелина Кныш
Человек, как разумное животное, с малых лет начинает уверенно ориентироваться в законах материального мира, даже не открывая учебников по естественным наукам. Он быстро усваивает, что нельзя прыгать с большой высоты, перебегать дорогу перед близко движущимся транспортом, опускать руку в кипящую воду, дышать под водой и т.д. Расплата, как правило, бывает незамедлительной и очень болезненной.

Вместе с тем, основная составляющая человека – душа (с ее верховной частью – духом) подчиняется совсем иным законам, ЗАКОНАМ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ, нарушение которых вызывает не менее тяжкие последствия, чем игнорирование законов физических.

Законы духовной жизни даны нам Богом. Изначально в своем упрощенном виде (как для «младочеловечества, питаемого молоком», которому предназначалось постепенно дорасти до понимания законов духовной жизни) они даны были избранному еврейскому народу в виде заповедей на каменных скрижалях, полученных от Бога Моисеем. В развитие и дополнение к заповедям евреями были разработаны многочисленные ветхозаветные законы, порой довольно спорные, например, в субботу совершать не более 2000 шагов вне дома.

Как ни прискорбно, но избранный народ духовно расти не пожелал и даже спустя тысячелетия продолжал твердолобо ждать МОГУЩЕСТВЕННОГО Мессию, который изгонит иноземных завоевателей с земли обетованной и возвеличит Израиль над всем миром.

Вместо этого на землю пришел совсем не знатный Иисус Христос и произвел революцию в религии, заявляя, что ветхозаветные законы – это не главное, а Богу нужно поклоняться в духе и истине (Ин. 4:24).
 
Ветхозаветный закон говорит: «Ты физически совершил грех, значит, виновен», а Христос говорит: «Ты только ПОМЫСЛИЛ с вожделением, значит, совершил грех и виновен». Ветхозаветный закон говорит убийце: «Ты подлежишь смертной казни», а Христос говорит убийце (правому разбойнику): «Сегодня же будешь со мною в раю», воздавая ему любовью  за его смирение и осознание своей вины.

Господь начал учить людей высшим законам – ДУХОВНЫМ, расшифровывающим принципы жизни людей в соответствии с двумя новыми заповедями  Христа, в основе которых лежит ЛЮБОВЬ.
 
Первая и основная заповедь: «ВОЗЛЮБИ Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» и вторая, подобная ей: «ВОЗЛЮБИ ближнего твоего, как самого себя». В этих двух заповедях не только содержатся все ветхозаветные «законы и пророки», но и излагается более высокая и  совершенная концепция взаимоотношений между людьми.

Чем отличается духовный закон от заповеди? Заповедь – это ПРИКАЗ без разъяснения последствий (например, «не убий»), а духовный закон раскрывает СВЯЗЬ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ КАКИХ-ЛИБО ЯВЛЕНИЙ (например: «не судите, да не судимы будете»).

Попытка выделить ОСНОВНЫЕ духовные законы из текста Евангелия позволила получить следующее их изложение.

1. У КОГО БОГ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ, ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ – НА СВОЕМ. Эту знаменательную взаимосвязь, вытекающую из первой заповеди Христа, на основе анализа святоотеческого опыта сформулировал блаженный Августин (жил до разделения христианской церкви на православную и католическую). Вместо этого у большинства людей на первом месте все, что угодно (родственники, возлюбленные, богатство, власть, любимые певцы, футболисты и т.д.), но не Бог.
 
2. НИКТО НЕ МОЖЕТ ПРИДТИ КО МНЕ (Христу), ЕСЛИ НЕ ПРИВЛЕЧЕТ ЕГО ОТЕЦ, ПОСЛАВШИЙ МЕНЯ (Ин.6:44). Напрасно атеисты насмехаются над верующими – их просто-напросто за гордыню и прочие грехи не пожелал привлечь к Себе Господь, и в этом их беда, особенно когда их неверие сопровождается хулой на Бога.
 
3. ЗАКОН ГРЕХА И СМЕРТИ, сформулированный на основе Евангелия в православном аскетическом богословии. Каждый человек несет ответственность за свои нравственные поступки, при этом грех в итоге рождает смерть (Иак.1:15). Вначале наступает духовная смерть (нарушается связь с Богом), затем тление (страдания, болезни) и наконец телесная смерть, ведущая в ад. По этой схеме до Христа все умершие люди шли в ад, но после распятия Спаситель взял на Себя ответственность за грехи тех, кто уверовал и соединен с Ним и открыл путь к спасению людей.

4. БОГ КОГО ЛЮБИТ, ТОГО НАКАЗЫВАЕТ (Евр.12:6), ибо "страдающий плотью перестает грешить" (1Петр.4:1), а Сам "Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его" (1Петр.2:21).«Отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34). В народе об этом говорят так: «Бог терпел и нам велел». Без страданий, которые есть очистительная жертва за наши грехи, их терпеливого и смиренного перенесения (ибо заслужили!) нельзя достичь Царства Небесного. Вместо этого в обществе культивируется комфортная, полная удовольствий и развлечений жизнь, воспламеняющая страсти и приводящая в итоге ко всяким трагическим последствиям.

5. ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ИЩИТЕ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ, ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ ПРИЛОЖИТСЯ ВАМ (Мф. 6:33). Если человек стремится исполнять заповеди Божьи, любит, восхваляет и благодарит Господа, кается и терпеливо переносит испытания, полагаясь на волю Божью, то все его проблемы в жизни будут решены. А тот, кто игнорирует Бога, полагаясь лишь на себя и людей, проходит через многие страдания и лишения, и зачастую усилия его бывают напрасными.

6. ДРУЖБА С МИРОМ ЕСТЬ ВРАЖДА ПРОТИВ БОГА (Иак. 4:4). «Любящий душу свою (жизнь) погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12:25). Угождающий душе своей больше, чем должно, любящий злые ее похоти, любящий душу больше, чем Бога, погубит ее в будущей жизни. Как говорил Амвросий Оптинский, мы должны жить подобно катящемуся колесу – лишь одной точкой соприкасаться с землей, а в остальном тянуться к небу. Вместо этого только и слышишь: «Он так любил жизнь, а с ним произошло то-то и то-то». Потому и произошло, что слишком любил жизнь, а не Бога.

7. КАКОЮ МЕРОЙ МЕРИТЕ, ТАКОЮ И ВАМ БУДУТ МЕРИТЬ (Мф. 7:2). «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» (Мф. 7:12). Так трактуют святые отцы исполнение второй заповеди Христа. Вместо этого по отношению к ближнему люди зачастую лгут, лицемерят, завидуют, подставляют, предают и т.д. Естественно, взамен получают то же самое.

8. ТО, ЧТО ВЫ СДЕЛАЛИ БЛИЖНЕМУ СВОЕМУ, ТО СДЕЛАЛИ БОГУ (Мф. 25:40). Отцу Небесному дорога каждая человеческая душа, поскольку человек сотворен по образу и подобию Божьему (духовному). Все мы пребываем в едином духовном поле с Богом (отсечение грешников произойдет после Страшного суда), и Он видит и фиксирует каждое наше «шевеление». Делая зло ближним, мы гневим Господа и навлекаем на себя всевозможные беды и болезни.

9. НА СУДЕ БОЖЬЕМ ЗАСЧИТАНЫ ЧЕЛОВЕКУ БУДУТ ТОЛЬКО ТЕ ДОБРЫЕ ДЕЛА, ЗА КОТОРЫЕ ОН НЕ ПОЛУЧИЛ ВОЗДАЯНИЕ НА ЗЕМЛЕ. То есть, нужно, например, дать пищу прежде всего не тому, кто, в свою очередь, накормит потом и тебя, а тому, кто не сможет этого сделать (бедным, больным и т.д.).  Поэтому так важно не скупиться на милостыню.

10. ДЕЛАЙ ДОБРО ТАЙНО, И БОГ ВОЗДАСТ ТЕБЕ ЯВНО (Мф. 6:3-4). Богу нужно служить искренне и чистосердечно. Фарисейское (лицемерное) служение, которое проявляется в нарочитой демонстрации окружающим своего благочестия и благотворительности, не принимается Богом (Мф. 6:2).

11. БОГ ГОРДЫМ ПРОТИВИТСЯ, А СМИРЕННЫМ ДАЕТ БЛАГОДАТЬ (1 Петр. 5:5). «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11). Быть смиренным, считать себя самым последним и недостойным – прямой путь к обретению Благодати Божьей. Вместо этого большинство людей стремится стать лидерами, выделиться, удивить, возвыситься, растолкать локтями других… Ну, и получают (рано или поздно) соответственно.

12. ВСЯКИЙ, ЖАЖДУЩИЙ  ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ, ПОТЕРЯЕТ ЕГО, А ЗАБЫВАЮЩИЙ О НЕМ, ОБРЕТЕТ. «Будут последние первыми и первые последними; ибо много званных, а мало избранных» (Мф. 20:16). Избранными становятся не те, кто пытается  получить больше других и возвыситься, а те, кто усердно трудится, исполняя свой долг и довольствуясь полученной платой. «Борцы же за свои права», которых сейчас видимо-невидимо, неугодны Богу, поскольку сами себя признают достойными каких-либо благ, но это может решать лишь Господь.

13. НЕ БУДЬ ПОБЕЖДЕН ЗЛОМ, НО ПОБЕЖДАЙ ЗЛО ДОБРОМ (Рим. 12:21). «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39). Необходимо подавлением гнева, молчанием, терпением,  доброжелательностью, памятью о бесовской природе всякого конфликта тушить пожар начинающегося противостояния и любыми путями пытаться сохранить мир. Вместо этого, как правило, люди ударом отвечают на удар, провоцируют ссоры, столкновения, войны, революции  и терпят неимоверные страдания, нарушая этот закон.

14. ВСЯКОЕ ДЕРЕВО, НЕ ПРИНОСЯЩЕЕ ДОБРОГО ПЛОДА, СРУБАЮТ И БРОСАЮТ В ОГОНЬ (Лк.3:9). «Я есмь Лоза, а вы ветви, – говорит Иисус Христос в Евангелии. – Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:5-6). Человек всей своей жизнью, как заповедал Христос,  должен послужить Богу и ближним, совершая добрые поступки. Вместо этого многие живут лишь для себя, постоянно делая зло другим и  лишаясь в итоге помощи Господа и спасения своей души.

15. НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО (Притч. 28:27; Лк. 6:38). «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35), «Доброхотно дающего любит Бог», «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор.7,6). Этот удивительный, просто чудодейственный закон действительно исполняется в жизни – только отдавая нуждающимся, мы получаем затем многократно. Вместо этого люди считают, что чем больше они будут подгребать под себя, тем больше будут иметь, а на самом деле, теряют намного больше.

16. НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ (Мф. 7:1). «Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего» (Мф. 7:5). Осуждать других – значит, ставить себя выше них и, по сути,  присваивать себе функцию Бога, который есть наш единственный Судья. В то же время, для многих людей нет большего удовольствия, чем перемыть кости другим, не подозревая, что тем самым они навлекают на себя всякие неприятности и неудачи.

17. КАЖДЫЙ ДАСТ ОТВЕТ ЗА ВСЯКОЕ ПРАЗДНОЕ СЛОВО (Мф. 12:36). Стяжание молчания считается одним из основных духовных достижений среди монахов. «Язык – неудержимое зло, он исполнен смертоносного яда» (Иак. 3:8). Можно привести тысячи примеров, когда из-за неосторожных или злонамеренных высказываний человек ставил под угрозу жизнь свою и других, не говоря уже о свободе, богатстве, семье и т.д. И, тем не менее, лживые, клеветнические, насмешливые словесные извержения (как и их печальные последствия) можно наблюдать повсеместно.

18. ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ПРОЩАТЬ ЛЮДЯМ СОГРЕШЕНИЯ ИХ, ТО ПРОСТИТ И ВАМ ОТЕЦ ВАШ НЕБЕСНЫЙ (Мф. 6:14). Об этом сказано также в данной нам Самим Христом молитве «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должникам нашим». Однако вокруг нас немало злопамятных и мстительных людей, не ведающих, что своим поведением выступают против воли Божьей и закрывают себе путь к прощению грехов и спасению души.

19. ЧТО БОГ СОЧЕТАЛ, ТОГО ЧЕЛОВЕК ДА НЕ РАЗЛУЧАЕТ (Мф. 19:6). «Всякий разводящийся с женою своею и женящийся на другой прелюбодействует» (Лк. 16:18). Каждый далекий от Бога человек получает массу несчастий и проблем в своей жизни, в том числе конфликты в браке. Решить эти проблемы путем расторжения брака не по причине измены – один из самых тяжких грехов перед Богом. Однако многие люди не только с легкостью разводятся, но и игнорируют волю Божью, пытаясь найти себе жену (мужа) методом подбора одежды в примерочной, то есть, живя в так называемом гражданском браке. Всевозможные наказания рано или поздно настигают не только разводящихся, но и их детей, которые часто затем повторяют судьбу родителей.

20. БОГ ПОПУСКАЕТ ИСКУШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКУ НЕ ВЫШЕ ЕГО СИЛ, ибо «золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле уничижения» (Сирах 2:1-5). В Евангелии сказано: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13). Наряду с этим безбожники постоянно подвергаются всевозможным несчастьям невыносимой силы.

В Евангелии есть удивительная притча о пшенице и плевелах, дающая представление о том, какими Господь видит избранных для Царствия Небесного христиан.
 
Он видит их в виде готового к жатве пшеничного поля, где каждый колос (человек) взращивает свой добрый плод, НЕ ВОЗВЫШАЯСЬ над другими колосьями, не отбирая у них жизненное пространство, но всеми силами устремляясь к Свету (Богу). По сути, Божьи заповеди и изложенные выше законы органично вписываются в эту жизнеутверждающую картину.

Однако есть на этом пшеничном поле и другие растения, которые горделиво возвышаются над ровным пшеничным полем, пресекают доступ к живительным сокам земли соседним колосьям, заслоняют им Свет и не приносят никакого доброго плода. Как известно из притчи, эти растения (плевелы, или сорняки) будут вырваны отдельно перед жатвой и брошены в огонь (Мф. 13:30).

Хотим мы того или нет, но законы духовной жизни неотвратимо действуют, и соблюдение их приносит разрешение многих проблем на земле и ведет к спасению души. И напротив, игнорирование и несоблюдение этих законов чревато самыми трагическими последствиями.

Многие ли из вышеперечисленных духовных законов мы соблюдаем? Не исполняющие их выглядят так: поклоняются всевозможным идолам, хулят Бога, живут лишь для себя, культивируют комфорт и удовольствия, любят все мирское,  игнорируют познание духовных истин, делают зло людям, лицемерят показной благотворительностью, превозносятся над другими, считают себя достойными высокой награды, воздают злом на зло, не помогают бедным, осуждают ближних, лгут, клевещут, мстят, блудят и с легкостью разрушают свои и чужие семьи.
 
Знакомая картина, не правда ли? Стоит ли удивляться, что живем плохо?

Особенностью действия духовных законов является замедленность, как правило, Божьего возмездия за их несоблюдение. Объясняется это просто: Господь, как любящий Отец, поступает с людьми не по справедливости, а по милосердию и дает им время на исправление и покаяние. «Господь долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Петр.3:9). Однако  расплата неизбежна – она настигает нас не только на этой земле, но и грядет в жизни вечной, поскольку Священные Писания не могут не исполниться.
 
Пока у нас остается отпущенное нам какое-то время, нужно, не откладывая, попробовать (решительно!) жить по заповедям и законам, которые установил для нас Господь. И последующее изменение всей нашей жизни к лучшему станет самым убедительным доказательством существования Бога.