Бамовские истории. Даванский перевал

Станислав Дышловой
Даванский перевал


Когда мы подходили к этому перевалу с укладкой пути, мы даже не представляли, что нас ожидает. Какие красоты горные и какие опасности там будут ждать нас. А эти временные,  деревянные мосты через расщелины в горах, которые при заезде на них скрипели и качались под тяжестью наших поездов и какие крутые спуски и не менее крутые подъёмы нас ожидали, и талые воды по весне, заливавшие нашу железную дорогу, и сильные морозы, доходившие до -53 градусов, а бывало и больше, и от которых замерзали даже наши горячие тепловозы, и огромное количество снега. Снега было так много, что мы водили поезда по перевалу через снежные коридоры. Стены этого снежного коридора были выше наших тепловозов. Но много там было и прекрасных, просто изумительно красивых мест. Это огромные горы,  покрытые дремучей и вечной тайгой, это высокие  скалы,  с которых с шумом падали водопады. Особенно мне запомнился кедровый стланник: маленькие кедры, с маленькими шишечками и с очень маленькими орешками, которые были изумительно вкусными. А сплетённые кроны этого маленького кедрача были, как сплошная корона, которая была наподобие крыши. А когда  зимой засыпает кедровый стланник снегом, то там, под такой надёжной крышей, живут маленькие жители: разные букашки, да маленькие мышки. Для них там готов и стол, и дом, и никто их там не тревожит. И тепло там, и уютно, и сытно.
А ещё мне запомнились горячие, или термальные, источники. Бьёт такой ключ горячей и целебной воды из-под земли, диаметром примерно сантиметров 20, а то и более, с температурой воды 50 – 55 градусов.
И растекается эта горячая вода по земле.
Особенно зимой было интересно смотреть, как от такой воды валит клубами пар и наряжает близко стоящие деревья бахромой инея. И это при морозе на улице градусов 25! Это сказка!
Рядом с горячей водой по бережку зелёная травка, а по ней бегают букашки, как летом!
Много было написано про Даванские горы и про Даванский перевал и стихов и разной прозы, и статей в разных газетах. Но одно дело читать, а другое дело -жить там, работать. Места там чудесные, а природа изумительная в своей красоте.
Мы ходили с друзьями по Даванским горам в поисках золотого корня и других целебных растений. Много стихов я там написал про эти горы, про эти края. Там действительно было мало художников и поэтов, чтобы описать всю эту красоту.
Даванский железнодорожный перевал – это 10-ти километровый 40-ка тысячный подъём и 6-ти километровый 40-ка тысячный спуск. Забирались мы в горы с поездами так высоко, что выхлопной трубой тепловоза задевали облака. И я не преувеличиваю: это действительно было так. А на вершине перевала была ровная площадка, километра полтора-два ровного железнодорожного пути. На этом месте мы прогревали тормоза перед 40-ка тысячным спуском. Рядом с железнодорожными путями стоял маленький вахтовый посёлок тоннельщиков. У них там был отличный магазинчик и хорошая столовая. В этой столовой можно было сытно и дёшево поесть. На первое – солидная чашка борща и огромный мосёл в нём; на второе – чашка лапши с гуляшом или с огромной котлетой, а на третье – железная кружка компота! И всё это - за 20 копеек советских денег!
Многое ещё хочется рассказать про Даванский перевал.
У меня там много было прекрасных друзей, много приключений и различных интересных случаев, много событий. Я там любовался горной красотой и прекрасной природой, бродил по горам и сочинял стихи про эти горы, про эти скалы, про водопады.
Я собирал там целебные растения и находил целебные источники. Я там даже нашёл маленькую долину, с маленькой речушкой, где можно было бы спрятаться от грядущего катаклизма и жить там тихо и спокойно.
И скажу ещё, что я счастлив тем, что я в этих горах побывал и что смог даже, некоторое время, там пожить. Даванские горы и Даванский перевал навсегда остались в моей памяти.