БАМовские истории рассказ 3-ий

Станислав Дышловой
Северные трассы

Северные трассы – вот полигон для накопления опыта и настоящего водительского профессионализма! Это тебе не городской хитроумный опыт. Это – северные дороги! И этим всё сказано. Там надо уметь водить автомобили! Это там, где камни, и тяжёлый грунт, где глина и пакостное болото, где крутые скалы с отвесными стенами и камнепады, где дорога петляет между гор, забираясь всё выше и выше, до облаков и круто падает вниз, серпантином кружась между горных вершин.
Это Бамовские дороги!
А особенно тяжело приходится зимой на северных дорогах. Это зимники, то есть, зимние трассы по замёрзшим болотам, тайге и замёрзшим рекам. Это снежные заносы, когда приходится ждать часами, сутками снегоочистительную технику, а если её нет, этой техники, то приходится самому как-то выкручиваться из этой ситуации: таскать друг  друга тросами или откапываться.
Это ещё сильнейшие северные морозы, при которых иногда приходится ремонтировать замёрзшие машины или менять пробитые скаты. И приходится разводить костры и кипятить чаёк для согрева души и тела.
И это ещё наледи от растекавшейся воды из незамерзающих родников и болот, рек и речушек. И растекается эта вода по окрестной тайге, вытекает на дорогу, замерзает, и расползается тогда лёд, и становится всё шире и шире это ледяное поле. А если достигнет железной дороги, то жди беды: искорёжит льдом всю железную дорогу. Не удержатся на этой наледи ни автомобиль, ни трактор. Скользят, как на коньках. А если рядом, не дай Бог, обрыв, то падают в него и разбиваются. Бывало, что и насмерть. А весной или осенью – это огромное поле растекающейся воды, среди которой надо искать безопасный проезд.
А через реки строители иногда ставят временные деревянные мосты, которые при заезде на них трещат, скрипят и качаются, вызывая дополнительные неприятные ощущения у водителей северных дорог.
В общем, северные дороги не для слабаков. А для сильных людей, для настоящих водителей, для настоящих мужиков. Потому что это –
            Северные дороги!