6. Интернет и соцсети

Диментор Килган
Это была первая наша петербургская весна. Мы и не предполагали, что такое возможно – уже начиная с апреля, нас по утрам будили разноголосые птичьи трели, доносившиеся в открытые настежь форточки. Создавалось впечатление, что дом наш находится где-нибудь за городом в чаще леса. А в мае начался буйный период цветения. Казалось, что деревья и кустарники, пробудившись после зимней спячки, стремятся как можно скорее заполнить пустое пространство вокруг своих обнажённых ветвей листвою и цветами. Я никогда раньше не видел такую стремительную и бурную весну. Вначале расцвела черёмуха, следом сирень самых различных оттенков, это душистое благоухание перебивало все запахи, как будто бы вместо улицы ты оказывался в парфюмерном магазине. Затем и каштаны выбросили свои великолепные «свечки», у нас в Сибири эти деревья не растут и мы с Марией восхищённо взирали на это вновь обретённое чудо. Под «занавес» зацвёл жасмин, его многочисленные белоснежные цветы дразнили горьковатым ароматом и на фоне зелени кустов напоминали чем-то созревшее хлопковое поле. Видели мы и море разливанное цветущих одуванчиков, только в детские годы зрел я подобное золотое великолепие. Люди массово выбирались в парки, а набережные заполняла молодёжь на роликах и скейтах.

А вот с трудоустройством Марии откровенно не везло. После прибытия из эНска моя подруга успела поработать продавцом в буфете бизнес-центра и даже поучиться на курсах водителей трамвая, но всё это оказалось «не то», и теперь она сидела дома. Очень трудно менять профессию на четвёртом десятке лет, но кто сказал, что это невозможно? Выручил случай. Мне позвонил мой бывший начальник с завода по изготовлению сварочных аппаратов и предложил «калым» или дополнительный заработок. Нужно было изготовить тысячу плат, тех самых, что я некогда монтировал у них на производстве. Расценки были весьма заманчивые, и я пообещал подумать над этим предложением и перезвонить. Но у меня не было желания работать больше, чем теперь, у меня лишь имелся интерес больше зарабатывать. Что же делать, ведь заказ был и вправду выгодным? Я переговорил с Марией, пообещав обучить её тонкостям нового для неё ремесла, и она с некоторым сомнением согласилась. Попытка – не пытка! Я привёз с завода паяльную станцию, печатные платы, комплектующие детали и процесс обучения на дому вступил в свою начальную фазу. Маша оказалась способной ученицей, я это подозревал и раньше, когда видел, как ловко она управляется с бисером, изготовляя различные безделушки. Тут, как и в радиомонтаже, залог успеха это моторика пальцев рук, терпение и способность к монотонной работе. Радуясь её успехам, я и не подозревал, что эта домашняя «подработка» со временем превратиться в нечто большее и моя подруга обретёт новую профессию. Первую же Машкину «получку» мы потратили на покупку хорошей стиральной машины, ибо до сих пор ей приходилось стирать на руках. Теперь же с этим средневековым варварством было покончено раз и навсегда!..

Почти через год после всех этих событий – в марте 2008 года, я провёл в свою квартиру интернет. Это произошло по настоятельной просьбе Мищенкова, который помогал мне на тот момент в записи нового альбома. Сколько же всего нужно для того, чтобы в наше время записать какую-нибудь музыкальную композицию! Помимо инструментов, приличной звуковой карты и реальной «проги», в которой будут сводиться многочисленные дорожки будущего трека, нужны ещё и различные вспомогательные программы. Например, вдруг, потребуются барабанные «лупы» или какая-нибудь «примочка» для обработки голоса или даже виртуальный гитарный процессор. Всё это проще по мере надобности скачивать в сети, а потому эту самую сеть необходимо иметь под рукой. Так мне объяснил положение вещей мой старинный приятель Серёга, когда я наотрез отказывался провести к себе интернет. Он даже немного психанул и пригрозил, что не будет больше помогать мне в записи альбома, если не будет доступа к сети. Это подействовало и я, скрепя сердцем, сделал это!.. Альбом под названием «Канкан-фугас» мы записали за три месяца, и в него вошло, помимо моих песен, множество прекрасных гитарных треков, которые Мищенков наиграл за этот период. Но, так или иначе, а тот напряжённый период творчества сменился неожиданно благостным покоем и «почиванием на лаврах», коими я увенчал сам себя за «вклад в мировую сокровищницу музыки». 11 песен и 11 изощрённых аранжировок к ним, всё шло на колоссальном подъёме, ведь если человеку не нравится собственное творчество, разве он может рассчитывать, что оно понравится кому-то ещё?..

Образовавшуюся массу свободного времени нужно было куда-то девать, и я начал понемногу изучать виртуальный мир интернета. У меня уже был почтовый электронный ящик для писем, который завёл для меня Серёга, браузер Опера и в нём несколько закладок, в основном различных сайтов для музыкантов. Именно на «мыло» мне и пришло письмо с предложением открыть страничку в социальной сети под названием «Мой мир». Тогда мне даже и в голову не приходило, какого джина я выпускаю из бутылки, соглашаясь скорее из любопытства на это невинное предложение!.. Но дело было сделано – страничка появилась, как и положено – с фотографией и номером школы в которой я некогда учился. Через некоторое время на этой страничке обозначились в числе прочих гостей и одноклассники. Причём у меня, их оказалось больше, чем это обычно бывает, ведь я оставался на второй год в восьмом классе, и даже потом пытался учиться в девятом – сплит-классе, который представлял собою сборную ветеранов школы доукомплектованную прибывшими новичками. Я смотрел на эти лица, некоторые из них мне были знакомы с детства, испытывая тягостное чувство недоумения. И вот эти матёрые тётки и мужики мои одноклассники? Жуть какая! Почти двадцать пять лет прошло со времени моего так и не состоявшегося первого выпуска. За это время я успел привыкнуть к постепенным метаморфозам собственной физиономии (как же, видел её почти каждый день!), но изменившиеся, вдруг, лица и тела одноклассников – это был настоящий шок. Впрочем, были среди них люди, которых пощадило время, и они остались почти прежними, по крайней мере, на фотографиях. Учась в школе, я мало с кем из них общался практически, но тут совсем другое дело! И вот в результате стихийно возникшей переписке у меня появилась своя страница сначала в «Одноклассниках», затем – «В контакте», «Мир тесен» и прочих, так называемых социальных сетях. Общеизвестный факт, что время, проведённое в соцсетях, просачивается как вода сквозь песок в копилку Вечности. Там оно и умирает безо всякой пользы, как для окружающих, так и для самого убийцы времени, обладателя «заветных» страниц. Все эти мумифицированные мгновения, спрессованные в часы, недели и месяцы, всё это - ненаписанные рассказы и повести, несочинённая музыка и стихи, утерянная возможность заниматься спортом и вести не виртуальную, а реальную и полноценную жизнь. Эта мысль возникла не сразу, а по истечении четырёх-пяти лет, после чего я удалил все свои страницы в соцсетях, чем до сих пор горжусь, ибо это было нелегко.

А тогда я развлекался тем, что набирал в поисковой строке выплывшее из глубин памяти имя и с интересом ждал результата. Розыск был учинён среди одноклассников, сокурсников по училищу культуры и просто знакомых. Так в «Одноклассниках» я отыскал Сабрину – бывшую свою постоялицу. Во времена нашего знакомства она училась в Педагогическом институте, а теперь она уже завуч в школе, мало того – член партии Единая Россия. Кто бы мог подумать?.. А однажды я набрал в строке ФИО своего отца, которого видел в последний раз в далёком 1996 году. С тех пор я почти ничего о нём не слышал, кроме того, разве, что переехал он в другой город.  Но «отыскался след Тарасов» - как остроумно выразился некогда Николай Васильевич Гоголь. Выяснилось, что преподаёт он в колледже одного из уральских городов. Позвонив в этот самый колледж, я узнал номер его телефона, и мы в тот же день пообщались с отцом по мобильнику. Новые возможности захватили меня. Как же я раньше жил без интернета?.. А потом в «Контакте» меня нашла Наташка – наша бывшая вокалистка из «Диктатуры маньяков». В конце 90-х она уехала на ПМЖ в Германию и вот мы уже общаемся с ней по «Скайпу». Связь великолепная, а я так рад был слышать её голос. Как-то накурившись гашиша (марихуана в 2008 году в Петербурге стала большой редкостью) и, находясь в романтическом настроении, я вспомнил вдруг про девочку, в которую был безумно влюблён в начальных классах школы. И до того мне захотелось посмотреть, как она сейчас выглядит, что я немедленно начал поиски по всем имеющимся виртуальным ресурсам. И я нашёл её, она была прекрасна, как и прежде, годы оказались над ней не властны, а может, это полыхнул прежний пожар, кто знает?.. О, жестокая Принцесса - владычица детских грёз моих, она с большим трудом вспомнила кто я такой, несмотря на то, что мы даже сидели с ней за одной партой. Это был каприз классного руководителя, но счастье продлилось недолго – первую четверть пятого класса, ибо вторую четверть я уже учился в Крыму, а после новогодних каникул всё опять переменилось и мне досталось другое место. Мы долго переписывались, и я развлекал Принцессу длиннейшими опусами. Видимо тогда я и почувствовал склонность к эпистолярному жанру и даже впоследствии начал писать рассказы. А наши отношения ограничились перепиской, и логично снизошли на нет. Вероятно, это правильно, поскольку молодость позади, а в зрелом возрасте больше ценятся уже сложившиеся отношения. Но недаром говорится: «седина в бороду – бес в ребро». Впрочем, о симптомах и последствиях кризиса среднего возраста, я поведаю несколько позже. А пока…

 Шёл июль 2008 года и тут наш оборонный заказ неожиданно закончился. А как всё было замечательно, я даже несколько раз ездил по субботам в Стрельну на полигон, чтобы помочь испытателям распаять какое-нибудь нестандартное оборудование. Это были местные командировки, за которые я получал двойную оплату. И тут – финиш. Мы сделали всё, что требовалось по заключённому договору. Приехали, как это полагается в таких случаях, военпреды, состоялась госприёмка, и нам выплатили последние деньги, причитающиеся за этот проект. И тут возник закономерный вопрос – а что же дальше? Администрация судорожно искала достойный заказ для нашего производства, но усилия эти оказались тщетны. Была предпринята жалкая попытка работать с москвичами, но это народ особый, который в Северной столице видит лишь источник дешёвой, но квалифицированной рабочей силы. Я же со своей ипотекой стал чувствителен как сейсмодатчик и раньше всех в конторе, уловив негативные тенденции, начал поиск новой работы. И вот уже в августе я устроился в филиал фирмы «Симикон», которая расширяла своё производство в связи с получением крупного государственного заказа. Кроме меня в том вновь образовавшемся филиале был начальник производства Костиков и два радиомонтажника, Игорь – мой ровесник и Петруха – парень тридцати лет. Узнав от начальника, что набор кадров продолжается, я порекомендовал ему несколько человек со своего бывшего предприятия. В результате у нас появились Михалыч, слесарь-сборщик Алексей и кладовщица Анечка. Компания «Симикон», в которой мы оказались, занималась производством автоматизированных систем контроля скорости, приборов с видеофиксацией и мобильных фоторадарных комплексов. Центральный офис компании находился на улице Менделеевской, а наш производственный филиал располагался на Октябрьской набережной в здании бизнес-центра. Люблю новые предприятия! Денег, как правило, не жалеют, ни на оборудование, ни на инструменты, ни на мебель. Добираться, правда, приходилось до новой работы часа полтора, но и оплата тут была другая, в месяц выходило тысяч сорок. Иногда чуть больше, иногда чуть меньше – это зависело уже от размера премии, которая в свою очередь начислялась исходя из количества отправленной в различные регионы аппаратуры. Нашими приборами снабжалась, если кто не понял, служба ГИБДД, и практически по всей России. А моя Мария уже два месяца как работала на заводе «Северная заря». А получилось это так. Тамара Ивановна, заметив на улице объявление о вакансии монтажника РЭА, записала и передала мне номер телефона, поскольку была в курсе, что моя подруга работает на дому, распаивая печатные платы. Нам бы, наверное, это и в голову не пришло, ведь у Марии не было ни специального образования, ни соответствующей записи в трудовой книжке. Тем не менее, Машу взяли на завод с испытательным сроком, и уже через месяц ей официально был присвоен 4 разряд монтажника радиоэлектронной аппаратуры. Я был благодарен бригадирше за идею и заслуженно гордился своей ученицей!

Кстати, ещё в августе 2008 года я бросил курить. Предыдущая фраза имела отношение именно к фабричным сигаретам, изредка баловаться «ганджубасом», я всё же себе позволял. А сигареты уже давно были у меня на примете как товар несоответствующий ни критериям здравого смысла, ни полученному от них удовольствию. В самом деле, велик ли кайф от вдыхания дыма, полученного в результате сгорания резаной бумаги, пропитанной смесью различных химикалий, чаще всего откровенных канцерогенов? Именно так делаются современные сигареты, в чём можно легко убедиться, посмотрев ролики о производстве данной продукции. И при чём здесь табак?.. Бросил я легко, перестал курить и всё. Много раз мне приходилось видеть как люди, предприняв подобный шаг, мучаются и страдают. Сомневаюсь, что это происходит от нехватки каких-то привычных веществ в организме, которые внезапно перестали туда поступать. Причина, как это чаще всего бывает, чисто психологическая и кроется в сознании этих людей. На самом деле им не важно бросить курить, им нужно устроить «шоу» для себя и в первую очередь для окружающих. «Посмотрите, на что я иду ради вас, - словно написано на физиономии такого страдальца, - мучения мои непереносимы. Ах, дайте мне скорее антиникотиновый пластырь, я заклею им свой рот!» Кто-то скажет, наверное, что и настоящей привычки у меня не было, и курил я мало. Ну, может и так, всё познаётся в сравнении. Лично у меня уходило в сутки полторы-две пачки сигарет, а много это или мало решать вам. Прошло почти девять лет с тех пор, как я бросил «смолить» эту фабричную дрянь и не пожалел об этом ни разу. Кстати, основное вещество, вызывающее привыкание к сигаретам, это даже не никотин, как может кто-нибудь думает по старинке, а коровья моча. Ну же, прополощи рот, детка!.. «При добавлении аммиачных соединений, никотин трансформируется в так называемый «свободный никотин». Свободный никотин быстрее доходит до головного мозга (в течение шести-девяти секунд) и сильнее на него воздействует. Так скоро возникает зависимость. Настоящего же табака в сигаретах практически нет — не более 12%. Специальное папье-маше пропитывают раствором из воды, мочевины, никотина, аммиака, селитры, отходов производства табачного листа, соуса-амортизатора и других компонентов. В общем – «табак» в сигарете - это просто фитиль, состоящий из бумаги и отходов табачного производства, пропитанный химическими веществами, которые в свою очередь создают вкусовые ощущения и иллюзию того, что ты куришь табак». Одним словом - западло!.. 

А тот экономический кризис, разразившийся в 2008 году, и о котором столько кричали средства массовой информации, меня не коснулся никоим образом. Где-то закрывались фирмы, сокращался персонал, и урезались зарплаты, но в нашей конторе была тишь, гладь и Божья благодать. Вот что значит крупный госзаказ, да ещё и вовремя полученный!.. Коллектив у нас сложился дружный, мы даже отмечали дни рождения друг друга. Именинник, как правило, накрывал «поляну», само собой разумеется, с алкогольными напитками. Что мы, извращенцы какие-нибудь – «насухую» праздновать? Поскольку здание бизнес-центра изначально было оснащено видеокамерами, мы вычислили «мёртвую» зону, куда не достигал их оптический взор, и поставили туда «бухательный» столик. Не употребляли алкоголь всего лишь два человека – наш начальник и я. Костиков жил где-то за городом в коттедже и добирался туда и обратно на своём «джипе», впрочем, он не чурался посидеть с нами некоторое время за столом, оказывая этим уважение виновнику торжества. Я же принципиально не «бухал» уже пятый год и чувствовал себя просто великолепно. Кто бы мог подумать тогда, что этот режим трезвого благоденствия может накрыться в одночасье медным тазом?..