Школьная парта

Елена Воронько
  Аня и Яша сидели за своей партой . В окно заглядывало ласковое майское солнышко, любуясь счастливыми молодыми людьми. Только что закончился праздник последнего звонка и весь их класс, по давно сложившейся традиции, пошёл в лес за ландышами, а они, извинившись перед одноклассниками и сославшись на срочное дело, остались в школе и вернулись в теперь уже опустевший класс. Впрочем, никто и не удивился. Все уже давно привыкли к тому, что эта не разлей вода парочка (так их называла вся школа), любила побыть вдвоём. Сегодня они хотели проститься со своей любимой школьной партой, которая, по их мнению, стала талисманом и доброй феей их крепкой дружбы и любви.
  Десять лет тому назад первоклассников Яшу и Аню учительница посадила за одну парту. В начальной школе они и не думали «изменять» своей парте  -  так было принято в классе. К тому же Яше нравилась добрая, аккуратная соседка, у которой всегда были в порядке и уроки, и тетрадки, и учебники. В нужный момент она охотно, без лишних просьб, могла поделиться с ним ручкой, карандашом или ластиком. А в портфеле у неё часто находилось два яблока, одно обязательно для Яши.
  Первого сентября в пятом классе, когда их одноклассники самостоятельно стали выбирать себе соседей по парте, Яша вдруг чётко понял, что ждёт Аню. Она пришла почти к звонку. Окинув взглядом класс в поисках свободной парты, Аня увидела глаза Яши,  в которых явно читалось приглашение  -  иди ко мне, за нашу парту. С этого дня и началась их крепкая дружба, которая впоследствии, в старших классах, переросла в первую чистую и нежную любовь.
  Но был у Ани ещё один друг, с которым она сроднилась всей душой. Однажды, ещё в младших классах, на одном из родительских собраний учительница сказала её маме, что у Ани очень хороший музыкальный слух и довольно приятный тембр голоса, что Ане  обязательно надо учиться в музыкальной школе. Конечно, девочка мечтала о фортепиано. Но такой дорогой инструмент был маме не по карману, она растила дочь одна. Как-то на концерте в городском ДК, Аня услышала аккордеон. Девочке очень понравился «голос» этого музыкального инструмента и, уговорив мать занять у соседей немного денег, в жизнь Ани вошёл новый друг. И с тех пор ни один праздник в школе, ни один смотр художественной самодеятельности не проходил без Ани и её аккордеона. На выпускном экзамене в музыкальной школе, которую Аня окончила с отличием, все преподаватели в один голос советовали ей сразу же продолжить учёбу в музыкальном училище. Но разве могла она оставить Яшу! К тому же они уже договорились после окончания школы вместе поехать в столицу, поступать в ВУЗ.
Яша ревновал, ревновал Аню к ... аккордеону. Но, когда Аня брала инструмент в руки и тихо говорила:
  -  Яша, послушай, я сейчас сыграю ТЕБЕ одну мелодию или, Яша, я спою ТЕБЕ одну песню...
  И от этого  -  ТЕБЕ, вся его ревность в этот момент исчезала.
  В старших классах их чувства не были уже секретом ни для всей школы, ни для небольшого провинциального городка, в котором они жили. Однако у родителей Яши на судьбу сына были свои взгляды. Он рос в патриархальной еврейской семье. Его будущее давно было разложено родителями по полочкам. В их планы совершенно не входило, чтобы сын связал свою жизнь с дочерью продавщицы привокзального буфета, к тому же, об отце девушки вообще никто ничего не знал. Родители Яши не раз обращались с просьбой, а порой даже и с требованием, к Аниной маме, чтобы та объяснила дочери её место. Но разговоры с дочкой заканчивались ничем. И, глядя на сияющую от счастья Аню, мать только молила Бога, чтобы та не повторила её судьбу...
  Незаметно пролетели школьные экзамены. Накануне выпускного вечера у Яши состоялся серьёзный разговор с отцом, который строго заявил, что после выпускного вечера Яша сразу же уезжает в город М., где будет поступать в ВУЗ и где познакомится со своей невестой.
  Утром, когда мать ждала Аню после традиционной встречи выпускниками рассвета, она вдруг обнаружила записку:
 «Мамочка, дорогая, прости! Мы с Яшей очень сильно любим друг друга и хотим быть вместе. Не ищите нас»...
  Они возвратились в город через два месяца, в конце августа. Не говоря ни слова, Анина мама приняла их под своё крыло: молодые люди ждали своего первенца. В сентябре им исполнилось по восемнадцать лет, они зарегистрировали брак. О том, где и как прошли эти два летних месяца их  жизни, навсегда осталось тайной для всех.
  Время вступительных экзаменов в ВУЗы было упущено и молодожёны пошли работать: Яша  -  слесарем на автобазу, Аня  -  учительницей пения в свою родную школу (бывшая учительница вышла замуж и уехала в другой город). На следующий год, когда Аня и Яша уже были родителями чудесного сынишки, они поступили в ВУЗы на заочное отделение: Аня  -  в пед. на филолога, Яша - в технический на инженера. Окончание ВУЗов совпало с рождением ещё одного сына...
  Жизнь потекла своим чередом. Подрастали дети. Дом отремонтировали и надстроили. Аня преподавала в школе русский язык и литературу. Яша работал инженером на той же автобазе, иногда ездил по работе в командировки. Вечерами, в ожидании мужа, Аня брала аккордеон и играла, играла, играла... То ли в шутку, то ли всерьёз, соседи, слушая её задушевную музыку, поговаривали между собой:
  -  Аня опять сигналы мужу подаёт, чтобы не заблудился, когда будет возвращаться домой из командировки...

                Эпилог.
  Я родилась в тот год, когда Аня и Яша впервые сели за школьную парту, училась в той же школе, а потом Анна Николаевна была ещё и моим преподавателем. В моей памяти очень хорошо сохранились события тех дней, о которых я рассказала выше,  -  где-то я и сама была их очевидцем, что-то знаю из рассказов моей  матери (она преподавала в этой же школе). А какие страсти бушевали в нашем городке после "побега" и возвращения влюблённой парочки!..
 Уезжая на учёбу в ВУЗ, я не думала, что расстаюсь со своим родным городом навсегда. Но судьба ... Впоследствии я бывала там очень редко, иногда поддерживала связь с друзьями детства.
  И вот, спустя более трёх десятков лет, я приехала в свою  любимую школу на встречу с одноклассниками. В школьном музее (надо отдать должное его создателям), на одном из стендов я увидела фото молоденькой девушки с аккордеоном.
  - Ой, это же Анна Николаевна! - воскликнула я. Она ведь была тогда не на много старше нас. Наверно, ещё преподаёт в школе?
  Этот вопрос я адресовала моим одноклассникам, которые жили в городе и сейчас. Они посмотрели на меня как-то странно:
  -А ты что, ничего о ней не знаешь?..
  ... Ане было чуть за сорок, когда вернувшись из очередной командировки, Яша упал перед ней на колени со словами:
   - Анечка, милая, прости, если сможешь! Я влюбился, как мальчишка! Я жить без неё не могу!
  И она простила. Развелись они тихо. Вскоре Яша женился и уехал с молодой женой (она была на двадцать лет моложе) на ПМЖ в другую страну. После развода Аня спрятала аккордеон в футляр и вынесла его в кладовую, в самый дальний угол. Никто и никогда больше не видел любимый инструмент в её руках.
  Сыновья обзавелись своими семьями. Мать Ани ещё до развода покинула этот мир. Единственной отдушиной в жизни Ани оставалась любимая школа.
Только долгими летними каникулами было тоскливо,  и она заполняла дни  работой на небольшом приусадебном участке. Здесь, июльским днём и увидела её соседка, которая пришла с работы домой на обед. Аня лежала возле грядки с огурцами. Врачи констатировали инсульт.
  Ане не было и пятидесяти...



                ( пвр) (мпдв)