Cinema, cinema, cinema Левиафан А. Звягинцев

Людмила Демьяченок
"Левиафаном в Ветхом Завете (Иов. 40:20—41:26, Ис. 27:1) называют мифологическое морское чудовище. В фильме этот библейский образ используется как метафора государственной власти[2]. Подобное отождествление впервые использовал Томас Гоббс, который в своём трактате сравнил государственную машину с Левиафаном, так как и первое, и последнее уничтожают человеческую природу и свободу[3][4]."

(из Википедии)

Слова Владимира Познера в интервью о последнем просмотренном им фильме «Левиафан» - фильме несомненно хорошем, но с бесконечной безысходностью, чувством, которое лично ему, Познеру, не свойственным, обратили на себя мое внимание.

Эти слова побудили меня отыскать этот фильм.
Просмотр ленты не мог оставить равнодушным, на мой взгляд, никого. Фильм смутил, потряс, подтолкнул к размышлениям. Все, изложенное мною ниже, ни в коем случае нельзя и не следует рассматривать как рецензию. Мне просто хочется поделиться с вами своими мыслями. И, возможно, услышать ваше мнение.

Само название «Левиафан» - параллель к библейскому сюжету об Иове, делало повествование невольной притчей современности, в которой (уж который раз!) поднимается вопрос взаимодействия личности и бездушной государственной машины, этакого монстра Левиафана, силы

зла, которое в неудержимом стремлении к власти и обогащению объединяется с значительной частью современного духовенства, безжалостно перемалывает человеческие судьбы, коверкает души, не оставляя даже надежды…

Фильм снят режиссером Андреем Звягинцевым в 2014 году на основе реальной американской истории, которая была переработана и перенесена на российскую почву.

В небольшом северном городке на берегу Балтийского моря в доме, построенном своими руками, проживает Николай с сыном подростком от первого брака и женой, работницей разделочного цеха рыбного завода.

Простой скромный автослесарь, Николай всегда готов помочь своим друзьям, проживающим неподалеку гаишнику и милиционеру.

Фильм начинается с появления Андрея, московского адвоката, приехавшего помочь армейскому другу, и защитить в суде его собственность (дом и участок) от »отжима» мэром города, коррупционером и бывшим бандитом, у которого «руки по локоть в крови». Андрей надеялся с помощью собранного на мэра компромата договориться и «решить вопрос».

Но все пошло не так. Жена Николая изменяет ему с Андреем, чему тот в ходе картины становится свидетелем. Самого Андрея жестко избивают подручные мэра и угрожают смертью. Труп жены находят на берегу моря. В ее смерти обвиняют Николая и сажают на 15 лет.

 Мрак и беспредел. Но это лишь канва сюжета. Безнаказанность и произвол властей, коррупция среди тех, кто призван защищать, стоять «на страже интересов»…

Сцены сменяются одна другой. Монотонное, равнодушное чтение судьей приговора. Всем на все наплевать. Судьба маленького человека не интересует никого. Беседа «власть держащих» за круглым столом в кабинете мэра. Здесь все все знают друг о друге. Но связаны круговой порукой, защищают свою власть и деньги любыми средствами.

 Невозможность простому человеку «достучаться» до властей. Андрей так и не смог подать исковое заявление в гос. структуры, должные по своему назначению помочь и защитить. Все отсутствуют «по уважительным причинам». И в результате арестовывают самого Николая за «неподчинение властям».

Сам Николай слабоватый, но в сущности добрый человек. Живет особо не задумываясь. Водка да работа. Но интуитивно в нем зреет сознание большой несправедливости. В церковь не ходит, не надеясь получить помощь и поддержку. Однажды, случайно встретившись со священником, задает ему вопрос.

- Так где же он, этот ваш Бог? Почему позволяет эту несправедливость?

В ответ он слышит притчу об Иове и Левиафане.

Еще важная деталь. Духовенство, высокое духовенство, предстает в фильме в крайне неприглядном виде. Вот сцена совместной трапезы сановника с мэром. Духовное лицо напутствует и подталкивает мэра «быть решительнее» в вопросе «отжима" дома.

И, уже после, в отстроенном на этом месте сверкающем позолотой новеньком храме – сцена фарисейской проповеди. Камера фиксирует умиленные и уже знакомые нам лица этой житейской истории.

Благообразно прилизанный  мэр с женой в норковой шубе и пухленьким малышом – их сыном. Вот мэр напутствует своего ребенка всегда быть честным и справедливым.
 
Довольны собой и бывшие друзья Николая. А как же! Они приняли на воспитание сиротинушку, его сына. И другие, столь же сытые и довольные собою, заполняют пространство этого Божьего дома.

Рассказывая о фильме, мне особо хочется отметить работу оператора Михаила Кричмана. Камера медленно наплывает, постепенно приближая к нам
окружающее. И, наконец, возникает иллюзия погружения. Эта экранная жизнь становится твоей, побуждая переживать и сопереживать.

Суровый равнодушный к людям фон северной морской бухты с погребенными остовами кораблей. Музыкальное сопровождение заставляет содрогнуться и почувствовать ужасающий холод этого мертвого кладбища.

 Пенящийся прибой у подножия каменных скал. Полуразрушенная и заброшенная старая церковь. Корчащиеся в огне костра лики святых на стенах, мальчишки, тесно сгрудившиеся вокруг языков пламени. Последнее прибежище -  островок тепла и света…

 И, наконец, огромный скелет морского чудовища на берегу. Олицетворение самого Левиафана….

В фильме нет положительных героев. Все кругом безнадежно и беспросветно. Нет даже той надежды, которая, как известно, умирает последней. Только, быть может, небо и море. Сурово прекрасны и равнодушны к людским судьбам. Впрочем, сам фильм – это позиция автора, его утверждение. ТАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ…

То, что фильм высоко оценен в своей стране и за рубежом свидетельствуют почетные и многочисленные награды. «Золотой глобус», на Каннском фестивале премия за лучший сценарий, Мюнхенский, Лондонский кинофестивали. И это еще не все.

Нет сомнения и в том, что не все приветствуют этот фильм. Но так всегда бывает с значительными произведениями искусства. Конечно, восприятие фильма неоднозначно. Бесспорно одно.

ОН НЕ ОСТАВЛЯЕТ РАВНОДУШНЫМ. Возмутиться – это тоже действие, за которым последуют другие. И тогда, быть может, мрак начнет рассеиваться. И сквозь плотные тучи робко пробьются первые солнечные лучи…

1 апреля 2017 года                Гродно Беларусь