О речи Сокурова. Не надо пугать Православием

Борис Бобылев
Александр Николаевич Сокуров в своей речи при вручении "Ники" 28 марта 2017 года говорит страстно и искренне. Верит в то, что говорит. Но почему надо обязательно призыв к просвещению, нравственному облагораживанию студентов и школьников  непосредственно сочетать с борьбой против религиозного, в частности православного просвещения молодежи? Ведь все, что есть хорошего в характере нашего народа - доброта, милосердие, жертвенность связано с тысячелетним воспитательным воздействием Церкви. Почитайте, как действовали наши предки -язычники при походах на Константинополь. Волосы становятся дыбом от бесстрастных описаний византийских летописей того, что творили славяне. Зверства горских головорезов бледнеют перед этим..Покрытое цветами срубленное дерево продолжает еще цвести некоторое время: в нем сохраняются питавшие его соки. Соками христианской культуры, православного воспитания объясняются все, что было сделано нами доброго в 20-веке, несмотря на господство бесчеловечного коммунистического режима, объясняется отзывчивость русских на чужую боль, бескорыстие, незлопамятность, совестливость. Все это, к сожалению, в последнее время ослабевает. Столетие атеизма дает свои плоды. Вместо того, чтобы призвать наиболее сознательную часть народа к поддержке усилий Церкви по нравственному духовному воспитанию молодежи, нравственному возрождению народа, умнейший и талантливейший Александр Николаевич, вслед за многими нашими интеллигентами повторяет страшилки о конфессиональной агрессии, о Церкви как источнике анти-просвещения и образовательной дикости. Ничего более несправедливого, искажающего действительные факты нельзя придумать. Ведь само слово Просвещение - церковного происхождения. Прислушаемся же к одному из создателей отечественной педагогики, отечественной школы - Константину Дмитриевичу Ушинскому:«Оставим в стороне всякое догматическое значение наших церковных служений и торжеств – взглянем на них глазами этики языческой: что выражено в них? Торжество нравственности, всемирное торжество в ранах, рубище, посреди насмешек, поруганий, под побоями, на кресте, в гробе, наконец, нравственности, от которой все, даже преданные ученики бежали, торжество тем более сияющее. Чем более оно унижено… Что более возвышенного, укрепляющего, эстетического может дать человеческая философия, история, искусство?Вот та укрепляющая атмосфера, в которой воспитывается христианское дитя. Очищайте ее от миазмов, если по слабости и невежеству людей она наполнена ими; но не извлекайте из нее детей, если не хотите, чтобы за неимением нравственного воздуха они задохнулись в прозаизме жизни, в постоянном трепете о куске хлеба и т.д.»