Мамочка, прощай!

Светлана Красавцева
   Вчера похоронили маму... Всё случилось нелепо и неожиданно... Да и когда это бывает ожидаемо, кроме разве что длительной и тяжёлой болезни?!!

   

   Мамины соседи давно жалуются, что она им мешает, громко включая телевизор, зачастую поздно ночью. Порой она, видимо, и засыпает под него. Видеть уже почти не видит, а слушает. И громкость  делает такую, что слышно, наверное, и на улице. У соседей однокомнатная квартира, полуторагодовалый ребёнок. Стенки между квартирами такие, что слышимость идеальная. Я их отлично понимаю! Разговоры с мамой результата не давали. Старость, к сожалению, эгоистична...

    Как я ни убеждала, что такой громкий звук действительно не даёт ребёнку (да взрослым!) спать, всё было бесполезно. Соседи стали отключать на ночь кабельное. Мама ночами начала слушать приёмничек, который так выручал её во время войны, когда не было света. И включала тоже громко, настаивая, чтобы я чаще меняла батарейки.

   Придя к ней в пятницу, я нашла под дверью записку угрожающего характера, что если мы не переселим маму в другую комнату, они будут жаловаться в милицию.

   В воскресенье мы с сыном пошли осуществлять "переезд". Поменяли местами кровать и диван, перенесли телевизор. Сосед с радостью согласился помочь. Всё, вроде бы, сделали удобно и хорошо. Не учли одного: мама плохо видит и привыкла всё делать наощупь. И у неё стойко выработался рефлекс: встать с кровати и повернуть НАЛЕВО! А в новой комнате надо, чтобы выйти в знакомый коридор, а оттуда на кухню или в туалет, повернуть НАПРАВО!

   Я осталась у неё на ночь  и несколько раз "тренировала" выход из новой спальни. Вечером пошла на кухню вскипятить воду и посмотреть  новости. Маме наказала:

   - Без меня пока никуда не выходи!

   - Хорошо! - согласилась она.

   Я ещё разок заглянула к ней - лежит, слушает радио. Спокойно села посмотреть "Вести недели с Дмитрием Киселёвым". Минут через семь раздался оглушительный грохот! Я бросилась в комнату. Мама сидела на полу возле тумбочки со старым телевизором.

   - Я упала! Подними меня!

   - Ну зачем же ты встала?!! - вскричала я. - Я же просила тебя никуда пока одной не ходить! Ты же снова пошла не в ту сторону!

   - Я хотела сама выйти к тебе на кухню... - виновато проговорила мама.

   Поднять сама я её, конечно же, не смогла. Пришлось снова звать Диму. Вместе мы дотащили её до кровати. На левую ногу у неё встать не получалось...

   Минут через двадцать она попросила:

   - Вызови "скорую". Я, кажется, ногу сломала...

   "Скорая" приехала на удивление быстро.

   - Перелом шейки бедра." -  констатировал врач. - Везём в больницу.

   Наложили шину и с помощью того же Димы погрузили маму в машину.

   В приёмном покое больницы медработник спросила:

   - А как вы назад добираться будете?!! Скоро комендантский час!

   Меня как ледяной водой окатили:

   - А что, разве на "скорой" нельзя будет отвезти?!!

   - Они не возят. Каждый отсюда добирается, как может. Такси вызывают, со знакомыми на счет машины договариваются.

   Я ужаснулась:

  -  Это с переломом шейки бедра на такси?!!

    Она спокойно кивнула:

   - Ну да! Кладут на заднее сидение. Но в комендантский час никто не поедет! Вы что, не могли до утра потерпеть?!! Вызвали бы из своей больницы травматолога, он бы дома вам наложил гипс!

   У меня голова пошла крУгом... Вот так дела! Но не выбросят же нас ночью на улицу, наложив гипс!

   Проявив снимки, рентгенолог покачала головой:

   - Сколько работаю, такого перелома ещё не видела! Кроме перелома шейки бедра бедренная кость пополам, со смещением!

   Показала мне снимок, на котором даже мне, неспециалисту было видно, что обломки кости находятся под углом друг к другу!

   - Вас до утра оставят в отделении. Поднимайтесь на второй этаж, мы подъедем на лифте.

   Маму повезли гипсовать ногу, я осталась ждать в коридоре.

    Тут же стояли кровати, на которых спало трое больных с загипсованными конечностями. Несколько мест было пустых. На одну из них и положили маму, наложив ей гипс на всю ногу от пятки до таза. Мне предложили располагаться на пустой кровати рядом с маминой.

   И вот тут началось! Всю ночь мама требовала:

   - Дай мне руку, пошли на кухню!

   Я объясняю:

   - Тебе нельзя вставать, у тебя сломана нога. Надо лежать.

   - Тогда зажги торшер!

   - Торшер дома, а ты в больнице. -терпеливо объясняю я.

   - Ну и что?!!  - поражается мама. - Ты что, не можешь его включить?!!

   - Как же я его включу, если он остался дома, а мы в больнице?

   - Не мели чепуху! Тогда включи красную лампу!

   - Она тоже дома. Я не могу её включить.

   - Ну как же не можешь?!! - возмущается она.

   Потом начались проблемы с туалетом. Видимо, из-за отёчности тканей ничего не получалось...

   И снова она протягивает руки:

   - Помоги мне, пошли на кухню!

     К утру я была, как выжатый лимон... Чего стоило мне держаться, не накричать, не сорваться, одна я знаю...

   Мне срочно нужен был кофе. В буфете купила какое-то жуткое пойло, но от него немного полегчало, видимо, упавшее давление чуть-чуть восстановилось, глаза перестали сами собой закрываться.

   На обход пришла целая делегация: тут и завотделением, знаменитый Либстер, и рядовые врачи, и студенты-практиканты. Мне сразу же сказали:

   - Мы вас выписываем. При таких травмах необходима операция, а ваша мама её не выдержит. Сделайте заявочку на перевозку.

   Н-да, эта фраза "мы вас выписываем" мне говорится уже не в первый раз! Когда-то вот так же выписывали сына умирать домой... Я понимала, что случай с мамой такой же безнадёжный... И не осуждаю врачей. Да и нам дома будет лучше. Ей лежать в комнате, а не в коридоре на проходе. Мне легче за ней ухаживать, да и самой будет возможность как-то отдыхать, нормально питаться и прочее.

   Но в этот день перевозка была занята, и мы остались в больнице ещё на сутки.

   Надо сказать, что кормят в больнице отлично! В первый день на завтрак гречневая каша и чай, на обед борщ, говяжья печень с картофелем и свекла вареная. На ужин супчик вермишелевый и кусочек сыра. На второй день утром молочная кашка, в обед гороховый суп, плов и квашеная капуста. Всё довольно вкусное. Даже если ничего дополнительно не есть, вполне можно жить на таком рационе. Желающим дают добавку.

   Лекарства тоже все были бесплатно. В первый день вечером маме поставили капельницу. Капало долго, почти три часа. Мама начала было капризничать: "Хватит уже!" Но медсестричка строго сказала:

   - Не хватит! Знаете сколько такое лекарство стОит!

   И докапали до конца. Мне, правда, пришлось держать ей руку.

   Я понимала, что травма, болевой шок как-то подействовали на мамину психику. И сейчас это уже не та мама, что была ещё совсем недавно...

   Мне нужно было съездить домой (а добираться отсюда очень далеко и неудобно, с пересадками!) поесть, переодеться, кое что взять, раз уж предстоит остаться ещё на сутки. Подготовить для мамы кровать. Перевезти решила к себе. Так мне легче, не придётся жить на два дома.

   Пока я ездила, мама тут начала "подавать на меня в розыск"!!! Обращалась к больным с просьбой меня найти, рассказывала мою биографию, даже о том, что я несла Олимпийский огонь вспомнила, называла адрес, по которому меня можно найти... Мне потом больные об этом рассказывали. А мама время от времени говорила:

   - Ну что за люди здесь работают?!! Всё такие вежливые, такие внимательные! Никто грубого слова не скажет!

   Вот с этим я тоже согласна! Медсестрички безотказные! Я попыталась одной деньги положить в карман, она обиделась:

   - Не надо! Это же моя работа!

   В то, что в больнице не берут деньги, я бы не поверила никому, если бы сама с этим не столкнулась! Или может, это к нам такое отношение?

   Вторая ночь была полегче. Маме укололи анальгин с димедролом, и она спала. Я, как ни странно, тоже. Конечно, "вполглаза", да и жарко в больнице, но всё же утром была не такая разбитая, как накануне.

   Перевозку подали только после обеда. Вот за неё пришлось заплатить триста рублей. Но, я считаю, что это нормально. Дома встретил сын, и они вдвоем с водителем занесли носилки с мамой, переложили её на подготовленную раскладную кровать, на которую я положила ещё и свой матрас, чтобы было удобнее лежать.

   Начались тяжёлые дни...


    Продолжение: http://www.proza.ru/2017/04/08/2079