Бобреневское поле

Роман Славацкий
памятник отечественной истории

Для духовного строя Коломны, как и для внешнего образа, да, пожалуй, и для всей её истории, предельно важно сочетание трёх её Полей. Все они, так или иначе, связаны с Куликовским походом 1380 года. На Девичьем поле князь Димитрий собирал союзные русские дружины перед битвой. На Сиболовом лугу под Никульским войско отдыхало после победы. А на Бобреневском поле поставлен монастырь в память о битве и о воинах, павших в ней.
Об этом третьем поле мы сегодня и поговорим.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Просторный заливной луг к северо-востоку от Коломны уже в древности был стратегически важен. Здесь проходила Владимирская дорога – от столицы великого княжества Владимирского в рязанские земли. Она заканчивалась переправой – наплавным "живым" мостом через Москву-реку. Собственно из-за этой переправы и возникла сама Коломна как крепость, впервые упомянутая в летописи в 1177 г. Её кремль контролировал дорогу, с которой Рязани грозила наибольшая опасность.
С этими местами связаны величественные и трагические события января 1238 г. После взятия Рязани монгольское войско двигалось вглубь Руси по льду замёрзших рек. У Коломны им противостало союзное русское войско во главе с владимирским воеводой Еремеем Глебовичем, наследником владимирского трона молодым князем Всеволодом и князем Романом Коломенским.
Русская рать, собранная из нескольких городов и княжеств, пала в неравной битве... Остатки войска были прижаты монголами к "надолбам" коломенского кремля и уничтожены. Лишь небольшому отряду с князем Всеволодом удалось прорваться к Владимиру. Воевода Еремей и князь Роман погибли. Но дорогою ценой заплатили монголы за эту победу! Множество их воинов полегло здесь, между кремлёвским и бобреневским берегом, часть которого тогда была ещё занята древним сосновым лесом. Погиб и видный военачальник-чингизид Кюль-хан.
Нет, не напрасно сражались русские воины! Они дошли до самых тылов монгольского войска. И как знать – если бы вместо Кюль-хана погиб Батый – может и весь поход сложился по-другому, и судьба Евразии стала бы иной.
Но историю не перепишешь... И берега Москвы-реки остались вечным памятником той героической битвы.
Позднее, уже в московскую эпоху (город присоединился к Москве в 1300 г.), появился монастырь, который выполнял не только молитвенную, но и сторожевую функцию.
Открытое поле, свободное от леса, давало прекрасный обзор и возможность, в случае военной угрозы, подготовиться к обороне: развести наплавной мост и поднять гарнизон по тревоге.

ДУХОВНЫЙ ПАМЯТНИК
Настоящая слава Бобреневского поля и его архитектурный центр – Богородице-Рождественский Обетный Бобренев монастырь. По коломенскому преданию, обитель была основана на землях полководца и шурина Димитрия Донского – Димитрия Боброка-Волынского. От семейного прозвища Волынца: «Бобреня», как считают, и происходит название святыни. Обетным его называют в память обета, данного на Куликовском поле Димитрием Донским и Боброком: в случае победы построить монастырь.
Как известно, битва пришлась на праздник Рождества Богородицы (21 сентября н. ст.). В честь этого дня и заложили новую святыню. Предполагаемая дата строительства – 1381 год.
 Документов о создании обители не сохранилось. Но данные археологии подтверждают её древность. Во время раскопок были обнаружены фрагменты керамики конца XIV века и фундамент древнего белокаменного собора начала XV столетия. Само наличие каменного храма свидетельствует, что ктитором был кто-то из княжеской семьи или, скорее всего, сам великий князь. Наиболее вероятные строители церкви – князь Василий Дмитриевич – сын и наследник Донского, и вдова великого князя Димитрия св. Евдокия.
Как раз к этому времени относится первая известная коломенская рукопись: Палея толковая (1406), своеобразная средневековая энциклопедия, переписанная для бобреневского монаха Варсонофия, несомненно – человека знатного происхождения, ибо только представитель очень богатого семейства мог заказать столь объёмный манускрипт на дорогом пергамене.
Имя первого известного нам бобреневского настоятеля – Пахомия –  также определяется по книге: знаменитой "Лествице" (1422).
Позднейшие устные предания о том, что Боброк Волынский после кончины св. Димитрия (1389) отошёл от дел, якобы принял постриг в этом монастыре и здесь похоронен, документально никак не подтверждаются.
Молитвенная связь между Коломной и Бобреневым, между Успенским собором кремля и Богородице-Рождественским храмом в Бобреневе была очевидной. Оба памятника посвящены Куликовской битве.
С давних времён сложилась в Коломне традиция паломничества к монастырям (характерная, впрочем, и для других городов). Очень важно было не просто прийти в монастырь, а проделать этот путь пешком, "потрудиться во славу Христа". Так ходили в Старо-Голутвин, так ходили и в Бобренев.
Начиная от переправы, монастырь постоянно находится в поле зрения. И приближаясь к обители, невольно настраиваешься на духовный лад. Каждый делает это по-своему: кто-то читает про себя молитвенное правило, кто-то думает о высоком, а кто-то просто любуется красотой Божьего мира.

АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО
На протяжении своей истории монастырь всегда оставался небольшим. Но в архитектурном пространстве Коломны его значение всегда было очень велико. Евангельская жемчужина Богородице-Рождественского собора отвечала белокаменному Успенскому собору Коломенского кремля – кафедре епископов Коломенских, викариев Митрополита всея Руси.
Таким образом, сложилась архитектурно-планировочная ось (юг-север), которая в коломенском краеведении получила название «Богородичного пути» (в дополнение к «Спасскому пути», шедшему с востока на запад).
Основой этого пространства стал зеркальный эффект "двух крепостей", когда реальной крепости Коломны отвечает декоративный кремль Бобренева. Со временем эта архитектурная связь лишь усиливалась.
При Иване Грозном в кремлёвском Успенском Брусенском монастыре была построена шатровая Успенская церковь. И в это же время в Бобреневе строится церковь Входо-Иерусалимская (вероятно – аналогичная по архитектуре).
Стенам Коломенского кремля отвечала бревенчатая выбеленная ограда Бобренева. В XVII в. более мощными и величественными стали памятники Соборной площади. А в XVIII и начале XIX вв. бобреневские стены стали каменными, украсились "русской готикой", а ветхий монастырский собор сменился новым – высоким и светлым Богородице-Рождественским храмом.
Особенно сильным сочетание этих двух ансамблей ощущается на середине пути от кремля к Бобреневу, когда монастырь приближается, а кремль становится меньше. Словно невидимая "силовая дуга" повисает между этими святынями. И само небо кажется лазурным сводом, объединяющим эти постройки в целостной гармонии.
В старину бытовала, да, впрочем, и сейчас бытует, народная традиция весной, во время разлива, приходить на кремлёвский берег (например – в сквер "Блюдечко" или на ул. Зайцева) и любоваться бобреневскими просторами. В это время монастырь становится похожим на остров. Разводной понтонный мост временно демонтируют. Вместо него от кремля до Бобренева курсировал катер. Некоторые коломенцы специально приходили и приобретали билет, чтобы прокатиться на катере до монастырских стен и насладиться фантастически прекрасными видами.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК
Ошеломляющей красоты панорама Бобреневского поля не могла оставить равнодушными литераторов и путешественников.
Ещё в середине XVII в. сирийский архидиакон Павел Алеппский в своём "Путешествии Патриарха Макария" писал: «По ту сторону реки, насупротив города, стоит великолепный монастырь, весь выбеленный, с высокими куполами, во имя Рождества Богородицы, а трапезная церковь в честь Ваий».
Но настоящий художественный образ этого ансамбля рубежа XVIII-XIX вв. создал уроженец Коломны, "отец русского исторического романа" И.И. Лажечников в своём увлекательном автобиографическом произведении "Беленькие, чёрненькие и серенькие".
"Влево, между мельницей и кожевенным заводом, стоящим в Запрудье, виден вдали Б(обрене)в монастырь. Туда Ваня ездит иногда на богомолье с своей матерью. Там лик Спасителя так приветливо на него смотрит, а добрый старец-архимандрит, благословляя его и давая ему свою ручку поцеловать, всегда жалует его просвирой. За монастырём тянется мрачный лес, которому конца не видно."
А вот ещё, в другом месте:
"За лугами к сосновому лесу прижалась белая ограда монастыря, и среди неё высится разноцветная купа церквей; золотые звёздочки крестов искрятся на тёмном фоне леса."
О Бобреневе говорил страстный романтик и горячий патриот Коломенского края Н.Д. Иванчин-Писарев. Именно он первый выдвинул версию о связи имени монастыря и князя Боброка-Волынского.
Бобренев поминает в своих "Письмах к родным" святитель Филарет (Дроздов), Митрополит Московский и Коломенский (в этой обители похоронен его прадед).
А фольклорная стихия отражена в воспоминаниях Н.П. Гилярова-Платонова, известного православного писателя, философа, славянофила. Гиляров описывает Свиблову башню Коломенского кремля, которую называли также Мотасовою, потому что "на ней сидел чёрт несколько сот лет и мотал ногами. Против неё, на лугу, окружённый несколькими избами бывших монастырских крестьян –  Бобренев монастырь... Летит сатана из Бобренева; видит его с башни Мотас. "Откуда и куда, друг?"  – "Да вот бобреневских монахов соблазнял. Там кончил, теперь к вам в город". – "Э, голубчик, – отвечал Мотас; – я тут уже четыреста лет от нечего делать мотаю ногами; здесь нас с тобою поучат грешить, ступай в Голутвин".
Уроженец Коломны Иван Слонов в своих мемуарах "Из жизни торговой Москвы" вспоминает картины детства. Особенно колоритно описаны им зимние кулачные бои между коломенскими и бобреневскими обитателями.
"Множество городских жителей собиралось любоваться боями. Ими был усеян высокий гористый берег реки. На другом, отлогом берегу расстилался на большом пространстве Бобреневский луг. Вдали на фоне усыпанного инеем берёзового леса рельефно обрисовывалось большое село Бобренево с высокой красной колокольней и несколькими церквами Бобреневского мужского монастыря.
С его обширным горизонтом луговой берег Москвы-реки представлял красивый ландшафт. Но когда этот ландшафт оживлялся на большом пространстве рассыпавшимися на лугу несколькими тысячами бойцов, получалась картина поразительно красивая и грандиозная".
Образ заречных далей создан в отрывистой и драматичной прозе Бориса Пильняка.
И.С. Соколов-Микитов в своей очаровательной повести "Ава" описывает старинный сквер "Блюдечко" "на древнем высоком валу, откуда широко и просторно открывается вид на осыпанные стогами заливные луга, на извивную светлую реку (вид этот особенно хорош весною, когда разливается и широко идёт-стоит река), на железнодорожный высокий мост, по которому медленно проползают длинные товарные поезда".
Писатель очень умело подметил живописное сочетание древней равнины с мостом, (выстроенным в середине XIX в. и переделанным в начале ХХ-го), который как бы замкнул картину ажурной рамой. Кстати, с железной дороги и с шоссе открывается сегодня изумительный вид на Бобренев, чья "пряничная" готика сказочно смотрится на фоне кремлёвской панорамы.
И до сих пор экскурсоводы, глядя на Бобреневское поле с крепостного берега, читают вдохновенные строки Сергея Есенина:


О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть.
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.

Как птицы, свищут вёрсты
Из-под копыт коня,
И брызжет солнце горстью
Свой дождик на меня.

О край разливов грозных
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звёздам
Я школу проходил.

И мыслил и читал я
По библии ветров.
И пас со мной Исайя
Моих златых коров.

Эта традиция продолжается в напевной прозе и чеканных стихах современных писателей. Трудно удержаться и не процитировать строки Владимира Дагурова:

Город Коломна сияет огнём –
храмы вдали золотые, как митры.
Вижу окрест я такой окоём,
видел какой и московский Димитрий!

...От родниковой воды я горю,
странником пешим иду по просторам –
прямо к Бобреневу монастырю,
прямо к коломенским древним соборам!


ПАМЯТНИК ИСТОРИИ
Несмотря на то, что нынешний ансамбль монастыря сложился в XVIII-XIX вв., коломенцы прекрасно помнят, что он основан в честь Куликовской победы. Об этой памяти говорится в книге "Бобренев":
"И вновь перед нашими очами восстаёт картина более чем шестивековой давности. Княжеские ладьи у бобреневского озера, сам благоверный князь Донской, нарядная свита, сверкающая украшениями и парадным оружием, священный сонм… Ещё прошлым летом убелённый сединами епископ Герасим Коломенский, местоблюститель митрополичьего престола, от лица всей Русской Церкви благословлял в Пятницких воротах Коломны великого князя Московского на битву с Мамаем. А сегодня он освящает закладной камень обители-памятника. И рядом стоят коломенские крестьяне и московские строители-артельщики, готовые сложить из брёвен новую святыню… Таково народное предание".
Воинская традиция продолжалась и позднее. К сожалению, Входо-Иерусалимская церковь, памятник Казанского похода, не дошла до нашего времени. Но в 1860 г. её сменила церковь Феодоровской иконы Божией Матери. Этот образ в Коломне связан с событиями 1812 г. Монастырский Богородице-Рождественский собор выстроен в 1757-1790 годах. Ограда возведена в три этапа: в 1790-1795 годах, в 1820-е годы она реконструирована в духе "русской готики", и дополнена в 1860-х. Келейные корпуса построены в 1860-е годы на месте старых.
В середине XVIII в. сюда на некоторое время перевели Коломенскую Семинарию. В конце столетия здесь размещалась летняя резиденция Коломенского епископа. В 1800 г. монастырь объединили со Старо-Голутвиным, в 1860 г. усердием великого благотворителя Д.И. Хлудова ему возвращена самостоятельность.
Богатое прошлое памятника всегда привлекало внимание историков. Во всех очерках, посвящённых городу, начиная с Г.Ф. Миллера, непременно упоминается Бобренев монастырь. Выходили и выходят отдельные издания, специально посвящённые обители. Это "Описание Богородице-Рождественского Бобренева общежительного монастыря" А.Ф. Киреева (М., 1892), "Бобренев" Р. Славацкого (Коломна, 2001, потом переиздавался дважды), и "История Богородице-Рождественского Бобренева монастыря, близ Коломны" Л.К. Павловой (М., 2008). Печатались многочисленные статьи и исследования, посвящённые Бобреневу, среди которых нужно особенно отметить публикации проф. А.Б. Мазурова и Н.И. Шепелёва.

БОБРЕНЕВСКОЕ ПОЛЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ
С бобреневской стороны открывается наиболее эффектный вид на кремль. В XVII в. его запечатлел А. Олеарий, в XVIII – К. де Брюин и М.Ф. Казаков.
Не менее привлекателен для живописцев и сам Бобреневский луг. В Коломенском отделении Союза художников состоит более сорока членов, и ни один из них не удержался, чтобы не запечатлеть эту красоту. Особое место здесь занимают картины нашего великого современника, Народного художника России, действительного члена Академии художеств, Михаила Георгиевича Абакумова. В любом альбоме живописца на самом почётном месте красуются бобреневские панорамы.
Эти виды многократно запечатлены лучшими фотографами.
Иными словами – бобреневские окрестности – настоящий заповедник российского изобразительного искусства.


ПРИРОДНЫЙ ПАМЯТНИК
Заливные бобреневские луга, расположенные на берегу Москвы-реки, хорошо прогретые солнцем и овеваемые прохладным речным воздухом, издавна отличались особым целебным микроклиматом.
В XIX в. в монастыре существовала лечебница, в которой монахи-врачи активно практиковали в том числе и фитотерапию. Она собирали на Бобреневском поле цветы и травы, делая на их основе настои, мази, глазные капли, весьма эффективные при лечении. Больница была весьма популярна среди окрестных жителей и коломенцев.
Монастырь формально был закрыт в начале 1920-х гг., но медицинский пункт продолжал действовать до 1936 г. Благодарные пациенты предупредили монахов о грядущих репрессиях и они заранее покинули обитель.
"Хрущёвское хозяйствование" начала 1960-х несколько нарушило местную экологию. Но всё же бобреневская флора отчасти сохранилась и некоторые коломенцы до сих пор собирают здесь растения, чтобы готовить целебные цветочные чаи.
До середины XIX в. Москва-река оставалась незагрязнённой. И. Слонов вспоминает: "В те далёкие годы вода в Москве-реке была чистая и прозрачная. В ней водилось много рыбы и раков". Отец мемуариста, страстный рыболов, почти каждую ночь проводил на "плашкоутном" мосту, где на одном из понтонов у него было излюбленное место. "Часто отец за одну ночь налавливал более пуда крупной рыбы: лещей, язей, головлей и др." Однако уже к концу столетия река начала страдать от загрязнения, прежде всего – нефтепродуктами, рыбы осталось мало, а раки и вовсе перевелись.
А в средние века в реке водились даже осетровые; об этом свидетельствуют данные археологии.

ВЛАДИМИРСКАЯ УЛИЦА И БЕРЕГ
Владимирская дорога, переходя на коломенскую сторону, превращается во Владимирскую улицу (ныне ул. Зайцева).
Владимирка идёт вдоль торговых рядов и крепости через Житную площадь и кончается у Грановитой башни Коломенского кремля. Здесь, на перекрёстке, она упирается в Астраханский тракт (ныне ул. Октябрьской революции). Наиболее эффектный фрагмент Владимирки, конечно же, – у Бобреневского моста. Отсюда открывается незабываемый вид на Бобренев, причём дома старинной улицы служат естественной рамой, каменным обрамлением этой живой картины. Сочетание заречных далей, монастыря, моста и домов, двумя рядами спускающихся к воде, многажды запечатлено художниками и фотографами.
Коломенский берег, идущий напротив Бобреневского луга, также овеян историей, к сожалению, зачастую – трагической. О Коломенской битве 1 января 1238 г. мы уже говорили. Но Коломна страдала не только от чужих набегов.
В 1568 г. опричниками Ивана Грозного был учинён чудовищный разгром Коломны. Девять десятых населения города погибло. Коломенцам рубили головы на берегу реки, сбрасывали людей с Бобреневского моста и топили. Злодеяния эти частично описаны у Карамзина, но особенно ярко они отразились в коломенских преданиях.
Рассказывали, что Москва-река три дня текла кровью, а трупы убитых образовывали заторы на воде. Позднее с этими событиями связали коломенское явление "обратного льда". Во время разлива лёд, идущий по Москве, упирался в ледовые массы Оки и открывался удивительный "обратный ледоход", когда белые глыбы начинали ползти против течения в сторону столицы. Рассказывали, что это неправедно казнённые коломенцы поднимаются со дна и идут в Москву требовать правды и возмездия. Но миновав Коломну, они чувствуют, что силы их иссякают и со стоном опять погружаются на дно. Позднее, в начале 30-х, писатель Николай Мхов зафиксировал эту легенду, но, к сожалению, в искажённом виде, придав ей "классовое содержание" и связав с крестьянскими волнениями XVIII в.
Нынче, когда Москва-река практически не замерзает, мы уже не можем наблюдать это удивительное природное явление. А в своё время оно оказывало сильное воздействие на зрителей, что можно видеть, например, из воспоминаний Н.П. Гилярова-Платонова.
Впрочем, берег выполнял и парадную функцию. Здесь постоянно курсировали речным путём иностранные и российские посольства. Когда они останавливались в Коломне, их торжественно встречали. Подобный приём был оказан в частности, блаженнейшему Патриарху Антиохийскому Макарию в 1655 г.
Реконструкцию Коломны этой эпохи создал в нач. ХХ в. Аполлинарий Васнецов в прекрасном акварельном листе, что ныне хранится в Коломенском краеведческом музее.
С появлением фотографии было снято несколько эффектных панорам этой местности.
С началом пароходного сообщения на берегу за мостом, ниже по течению, был установлен очаровательный дебаркадер. К несчастью, его сегодня сменила уродливая "плавучая гостиница", которая исказила историческую панораму этого священного для истории Коломны места, значительно нарушив визуальную гармонию Бобреневского поля и кремлёвского берега.

ЕЩЁ НЕМНОГО О СОВЕСТИ
Хотелось бы надеяться, что Бобреневское поле будет объявлено достопримечательным местом. Благодаря этому историческая территория, столь важная для древнего города, получит достойную охрану.
Ещё рано успокаиваться. До сих пор находятся предприимчивые дельцы, готовые за ничтожную "выгоду" продать всё самое святое, перечеркнуть историю Отечества. Ещё бродят в некоторых головах планы строительства "таун-хауса" на бобреневской стороне. Пусть два десятка богатеньких получат красивый вид из окна. А на то, что сотни тысяч россиян потеряют памятник истории и духовности – не стоит обращать внимание. Но мы уже обратили на это своё внимание, господа! И у нас есть силы положить предел вашей наглости и жажде наживы.