Бронзино Портреты Бартоломео и Лукреции Панчиатики

Алина Алексеева-Маркезин
      Аньоло Бронзино . «Бартоломео Панчиатики»1540г.Дерево, масло 104 x 85 см
Флоренция. Галерея Уффици
       Аньоло Бронзино. Лукреция Панчиатики.1540. Галерея Уффици, Флоренция.

           В конце 1530-х годов Аньоло Бронзино становится придворным художником Козимо I Медичи;  считается одним из создателей типа маньеристического парадного портрета. Репрезентативные, виртуозные по исполнению портреты художника принадлежат к числу самых ярких страниц искусства зрелого маньеризма. Мастер маньеризма, Бронзино умеет великолепно построить импозантную композицию, ввести аксессуары, подчеркивающие сословное положение модели, придать своим героям высокомерную небрежность, утонченный аристократизм и — при всей идеализации — сохранить убедительное портретное сходство.
 
             Но в портретах итальянского художника отчетливо сказывается и воздействие жестких требований придворной культуры, ограничившей задачу портретиста запечатлением официально-парадного облика человека, его сословного величия. Портрет Лукреции Панчиатики написан в 1540 году; представленная на фоне ниши Лукреция, неестественно выпрямившаяся, смотрящая прямо перед собой неподвижным, остановившимся взглядом, кажется застывшим изваянием.

             Это подчеркивается и спецификой жесткой, холодной живописной манеры Бронзино, у которого материальная осязательность заменяется иллюзорностью. Поверхность лица Лукреции, написанная в слитной эмалевой манере, кажется неестественно гладкой, по тону она светлее жемчужного ожерелья и имеет сходство со слоновой костью, резко и жестко промоделированные складки рубиново-красного шелкового платья кажутся изваянными из камня, волосы приобретают металлический отсвет.

           В "Портрете Бартоломео Панчиатики" (ок. 1540, Флоренция, Галерея Уффици) еще сохраняется достаточно сложный архитектурный фон, но это именно фон, а не жизненная среда. Бартоломео Панчиатики предстает на этом фоне в торжественно неподвижной позе, его лицо, обращенное к нам в фас, напоминает застывшую маску, резкий контраст которой составляют руки с длинными нервными пальцами.Бартоломео - известный политик, писатель.

          На портрете ему 33 года. У его жены еще нет детей. Большую часть жизни провели во Франции, куда Бартоломео был послан дипломатом. Там он увлекся протестантскими идеями, за что был отозван на родину, осужден инквизицией и приговорен к смерти. И гореть бы ему на костре, если бы не заступничество Козимо Первого. Но ему пришлось вместе с женой публично покаяться. Но это его не сломило и через некоторое время он снова занял высокий пост.
 
        Лукреция Панчиатики (Panciatichi), в девичестве Пучии (Pucci) - происходит из весьма уважаемого флорентийского семейства, из которого произошли многие известные политики, купцы, священнослужители, жена Бартоломео Панчиатики (и заказавшего портреты свой и жены у Бронзино) , также известного флорентийского политика.

          Лукреция Панчатики держит на коленях раскрытую книгу. Книга присутствует и в портрете ее мужа. Бронзино часто наделял этим атрибутом тех, в ком хотел подчеркнуть ум и возвышенность души.

Павел Муратов:

    Портрет жены Бартоломео Панчиатики, Лукреции, надо признать лучшим из всех, какие написал Бронзино. Это, кроме того, один из самых совершенных портретов, существующих на свете. Лукреция красива, у нее золотистые волосы и темные глаза. У нее высокий лоб и очень тонко очерченная линия щек.

             "Главное в портрете Лукреции — лицо, шея, руки. Волосы очень осторожно тронуты золотом; Бронзино не настаивал на этом мотиве так, как венецианцы. Мастерство живописи, бесподобное тонкое мастерство, достойно лучших вещей Корреджо.               
    Сдержанность портрета может даже показаться скупостью — только основные формы, только главные, неразнообразные краски. Там, где Тициан или Веронезе написали бы живописную драпировку, Бронзино поместил гладкую холодноватую стену.

        И как будто от этого живописная сила ушла вглубь портрета. Ею насыщены тон кожи и тон платья. Лоб, глаза и особенно переход от света к тени, обрисовывающий щеки, написаны с поразительно тонкой, трепетной чувствительностью». / П.П.Муратов. «Образы Италии»,