Oceнние будни ч. 2

Юрий Левин 2
     ТРОГЛОДИТЫ…  Сорвалась поездка в пещеры Кумрана, и я рискнул заменить её экскурсией в пещеры Иудеи: нужен фонарик для пещер (купил), обувь для луж (взял), сомбреро от солнца (есть) и еда-вода. Книга подсказала- это на ЮЗ от Иерусалима, там в мягких меловых породах много пещер. Здесь соприкасались Эдом и Иудея, и именно здесь насильно обратили в иудаизм эдомитов (эдомитян). А эдомиты – от Исава, жульнически обманутого братом Яковом.
     И вот мы въезжаем в северную часть парка Бэйт-Гуврин с пещерами. Гид Марина ведёт нас сначала в пещеру с маслобойней, здесь троглодиты выжимали масло оливок, оно шло в Египет (там оливки росли плохо). Пещера большая, в ней сухо, да и фонарик не нужен. Затем  спускаемся в “погребальную” пещеру (это одна из гипотез), на её стенах какие-то ниши-углубления. Эта пещера гораздо меньше. В ней тоже сухо и не темно. Потом нас ведут в пещеру-голубятню (здесь держали голубей как домашнюю птицу). Тоже сухо и не сыро. Наконец, попадаем в пещеру строительных материалов. В ней Марина объясняет, что древние жители проходили округлыми шахтами твёрдые породы и через несколько метров добирались до мягких. Всё это происходило в 3 веке до нашей эры. Вот и все впечатления. Жаль…
     А снимки vk.com/album261324643_243601480

     ПЕРВЫЙ РАЗ В 1 КЛАСС…   Начались занятия в школах, и дочь Марты пошла в 1 класс. Через какое-то время Марта попросила меня помочь дочке сделать домашнее задание. Как учат в 4 и 5 классах, я знал (о «первом космонавте» и «одна вторая + одна треть» я писал), а вот учебников для первоклашек не видел, поэтому заинтересовался. Разумеется, спросил- какие были уроки. Это счёт, письмо (буквы алфавита), иога, спорт (объяснить отличие девочка не могла), керамика (это была лепка из пластилина). И вот я держу в руках учебник для 1 класса. Перед всеми (ВСЕМИ!) заданиями написано (по-еврейски, разумеется), ЧТО надо сделать, а так как ученик ещё не читает (!), то написано для родителей? А если и они не читающие (хоть русские, хоть нет)? Ещё раз Марта позвала помочь, пришёл, спросил- какие уроки. На этот раз иога, спорт, счёт, списывание с доски каких-то крестиков (зачем- девочка не объяснила). Держу теперь в руках другой учебник (на этот раз, по математике)- та же картина: все задания написаны. Для кого? Тоска… Вот почему я всем мамам в городе и говорю: нельзя сюда с младшими школьниками.