Ложь-маркер не одного поколения homo sovieticus

Иосиф Хейфец
      Прежде всего, ложь — противоположна истине. А с позиций информатики, на которой базируются основные законы жизни, это недостоверная информация,   искажающая те условия, к которым  жизнь адаптирует организм и, как следствие, способствует созданию мутантов. В этом аспекте страшным является вторая часть определения  энциклопедического термина «ложь -…. высказанное  в таком виде сознательно».  Тот, кто лжет, сознательно искажает информацию, ставя перед собой цель дезинформировать.  Если это делается не из добрых побуждений, подобная ложь унижает объект, которому она предназначена,  выражает насмешку, или презрение.


    Более четверти века автор, с неувядающим интересом, наблюдает за своими бывшими соотечественниками во всех уголках мира. Эти наблюдения превратились в своеобразную игру  «угадайку». К ней, с огромным интересом подключаются многие знакомые и друзья, развлекающиеся у экранов русскоязычного телевидения.
      Прежде чем раскрывать секрет игры, расскажу, как автор пришел к ней.
      Спустя некоторое время, после смены страны проживания, совершенно неожиданно обратил внимание, что узнаю бывших своих соотечественников издалека, не прислушиваясь к языку, на котором они общаются.
      По мере того, как численность русскоязычных иммигрантов в большинстве стран мира неуклонно росло, ошибки случались все реже.  В начале 90-ых я определил этот феномен маркером  homo sovieticus.  По мере того, что все больше знакомых подключались к этому новому приключению, пропадал интерес проверять себя, но появилось желание найти секрет этого феномена. 
     Ответ помогло найти российское телевидение, в котором все чаще мелькало слово, которым автора накачивали с детского возраста: «верить» и все производные от его  корня.      Когда начал анализировать, как это могло произойти, все начало выстраиваться и занимать свои законные места. Впоследствии даже появилась компьютерная программа, определявшая частоту повторения корней слов (LitFrequencyMeter  http://wladm.narod.ru/Lfm).
     Задумайся, дорогой читатель. Система вдалбливала своему стаду необходимость  верить в сказки, догмы, ко всему, что со всех сторон, неслось с любого печатного издания, радио, телевидения и незаметно гипнотизировало и оглупляло. Верить учителям, партии, вождям, в коммунизм, в мировой заговор, не верить капиталистам, врагам народа, в Бога, в лженауку,  и т.д.  Оказывается, невозможно доверять даже родителям, если они уже вполне одурачены системой.
     Казалось бы, при чем этот примитивный принцип воспитания верой, к психологической ломке всего общества? А задумайся, дорогой читатель. Тебе подменили естественные для человека разумного, слова «знаю, не знаю, допускаю», к простому и легко доступному «верю». И сняли тут же все этические заботы с плеч. С этого момента любая наживка на крючке уже твоя. Вся твоя последующая жизнь зависит от случая, клюнешь ли ты на приманку, или случайно, проплывешь мимо, не заметив.   Вспомните широко распространенную детскую игру «Верю…, не верю». В ту же игру играли и серьезные государственные оболваниватели: Е.М. Ярославский, автор единственной доступной каждому книги «Библия для верующих и неверующих». Ч. 1-5. — М., 1923-1925., представляющая собой пасквиль на Библию и ее традиции,  и огромная армия его последователей: М. Н. Покровский,  М. О. (Антон) Логинов и др. С их подачи, вплоть до 70-ых годов в библиотеках страны действовал строгий запрет на выдачу читателям религиозной литературы. Далеко не всем известно, что долгое время действовал запрет на публикацию книг Э. Канта, Ф.М. Достоевского и Л.Н.Толстого, генетика и кибернетика ассоциировались с ругательными словами.
       Уберечься от потоков лжи было невозможно и небезопасно.
       Изменилось ли что-нибудь сегодня? В отношении религии маятник качнулся в противоположную сторону, но с тем же  отношением к понятию «верить». Во всем остальном, все сохранилось по прежнему, приставку про- к этому слову «верить» делать не рекомендуется.
       Уж коли автор оседлал понятие «вера», естественно было проверить, на сколько оно различается  в отношении народов, благополучно избежавших коммунистическую западню. Подсказку совершить подобную проверку сделал феномен Северной Кореи. Работая над еврейской энциклопедией, автор принял решение объединить обе Кореи, как было в годы его молодости. Возможности Интернета в 90-е годы были ограничены, но на CD уже появились энциклопедии Encarta и Britanika. Состыковав карту двух государств  и приступив к созданию таблицы показателей единых для обеих государств, обратил внимание, что для северной Кореи недостает одной строчки в перечне религий. Речь шла об атеистах. В Южной Корее  не было атеистов, но были 2% нерелигиозных, а в Северной Корее, наряду с 56% нерелигиозных, было 16% атеистов. И это при том, что Корея – единственная в мире мононациональная страна, не разбавленная другими народностями (во всяком случае, со статистических позиций И.Х.).
    Столкнувшись с подобной аномалией, естественным было сопоставить ее с другими странами мира.
     Читатель, по всей видимости, догадался, с чем автор столкнулся? Подобное было продублировано, в большей, или в меньшей степени,  во всех странах   социалистического лагеря. Атеисты оказались прерогативой  России (5%), Белоруссии(9%), Украины и Молдавии (4%), Казахстан и Эстония (11%), Грузия, Таджикистан и Узбекистан (2-3%), Монголия (9%). В остальных странах отмечено колебание числа нерелигиозных, но численность атеистов было ниже статистического уровня. В  последующие годы   численность атеистов в мире возрастала, достигнув, по данным  Financial Times, в 2006 году в   США-4%, Италии-7%  и в Испании - 11%. (Более подробные данные опубликованы в книге автора «В тени троянского коня».(2016))
     Авторская попытка проверить эту информацию персональным опросом  коренных жителей разных стран завершилась полным провалом, вследствие полного непонимания сути задаваемых вопросов. Слово «вера», которое в русском языке является синонимом  и определителем религии, переводится не иначе, как «доверие». В английском , иврите и в других языках религия (религиозность, вера в Бога) не имеет ничего общего со словом «вера». Кроме того, любой интерес к персональной религиозности, считается неэтичным, так как это равнозначно внедрению в интимный мир (заработок, болезни, пристрастие и др.)  Эта сторона проблемы достаточно подробно и на конкретных примерах также рассмотрена в вышеупомянутой книге автора.
       Но вера (религиозность), лишь часть проблемы, которая поднята автором.   Суть слова «верить», как отношение к конкретному человеку и к окружающему миру, на сколько оно, в принципе, приемлемо для человека мыслящего?  В конце концов,  для сохранения жизни, как таковой, природа (Творец) забронировала врожденный принцип поведения для детей всех форм жизни - «делай, как я (мать И.Х.)». Этого же принципа можно придерживаться и в социуме. Более того, как показал опыт великой страны, этот принцип вполне обеспечивает выживаемость. Есть, худо-бедно, травка, вода, воздух, постель для воспроизводства. А личность, - это от лукавого, такое же излишество, как  самоуважение, которое можно  подменить чековой книжкой и представляемых ей удобствами. Даже если их нет, есть суррогат подмены, собственное  самоутверждение на фоне  театральных лицедеев, книжных сказочных персонажей, теле- и кино-героев.
      И, всего этого, очень просто добиться единственным словом – вера (в смысле доверять).  Доверять родителям, которые желают добра детям, педагогам, властям, идеологам, религиозным авторитетам, просто уважаемым  людям.
      Читатель уже навострил уши, и зашевелил остатками волос. А что - мол  в этом плохого?
       Абсолютно все!
       На то мы и люди, чтобы заменить веру (доверие) ЗНАНИЕМ. Точка.
       Даже если речь заходит о Боге, уважающий себя человек должен знать о Нем все, а не верить. Жить с Богом в собственной душе, а не с партбилетом, меняя его, как чековую книжку, при каждом удобном случае.
       Более того, даже знания, которые загнали ученому в мозги, должны быть проверены от начала и до конца, чтоб они стали  частью собственной жизни.
       Принцип, все проверяй и буквально ничего не принимай на веру, пока не убедишься в достоверности, придает самоуважение, независимо от того, подтвердилась ли полученная информация, или нет. В обоих случаях срабатывает инстинкт самоуважения.
       Каждый человек обязан лелеять то, что подарено ему Природой и Творцом, и сосредоточено в черепной коробке, как инструмент самопознания и познания мира. Только в этом случае в полной мере решается принцип «делай, как я» для нового поколения. Если приоритетом родителей не станет «проверяй и доводи до уровня знания», не сформируется самоуважение родителей,  а популяция homo sovieticus никогда не переведется, как бы мы не надеялись, что новое окружение автоматически осуществит перестройку детей, внуков и правнуков.
      
       Ничем более мое поколение  homo sovieticus не отличается  от представителей западной цивилизации, и делает всех нас чем то похожими друг на друга.
        Возможно, читатель видит причину опознания «своих» в ином. Вполне допускаю. Но над этим стоит задуматься, если мы желаем счастья потомству в новом мире.