Три очерка А. Усинина о Рдейской пустыни

Александр Одиноков 5
1.
               А.А. Усинин
               

                КРАТКОЕ СКАЗАНИЕ
                о чудотворной иконе Успения Божией матери, находящихся
                в Рдейской пустыне


    В конце XVII столетия настоятелем Рдейской пустыни был архимандрит Иона - инок добродетельный и благочестивый. Имея усердие к Пресвятой Богородице, он возымел желание создать в Рдейской обители храм во Имя Её. Когда храм этот близился к окончанию, тогда благочестивый строитель, заботясь о внутреннем благолепии его, обратился к настоятелю Троицкого Небина монастыря, что в г. Торопце Псковской епархии, священно-архимандриту Дионисию с просьбой о написании для новоустроенного храма, местной храмовой иконы Успения Божией Матери.
    Архимандрит Дионисий был святой жизни старец; имея взаимное общение с Рдейским настоятелем, поспешил исполнить его желание. Приступая к написанию иконы, он совершил молебное пение с водоосвящением, потом, окропив святой водой новую доску, вложил в приготовленное с лицевой стороны её углубление, частицы от мощей семи святых мучеников, в память того, что когда сама Владычица наша Пресвятая Богородица благоизволила построить церковь в Киеве и, посылая туда из Греции мастеров, вместе с иконой Успения дала им для основания храма такое же число частиц от мощей св. мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора
    Изображая событие священного и Божественного Успения Божией Матери, священно-архимандрит Дионисий пребывал в посте, молитвах и богомыслии. В этом святом деле помогал ему и ученик его Алексей Степанов. Когда икона была написана и принесена в Рдейскую пустынь, тогда братство обители и окрестные жители возымели к ней особенное усердие и благоговение.
    Народное почитание, продолжавшееся в течение двух веков, усвоило сей иконе название чудотворного образа по присущей в ней особенной благодати Божией, врачующей душевные и телесные недуги всем с верой протекающим к ней.
    Икона сия находится в храме Успения Божией матери, по правую сторону царских врат, подле иконы Спасителя, мерой она в вышину 1 аршин, 12 вершков, а в ширину 1 аршин, 6 вершков. Внизу иконы по сие время сохранились следующая надпись: "Писал сей образ, города Торопца, Небина монастыря Архимандрит Дионисий, с учеником своим Алексеем Степановым, по прошению настоятеля Рдейской пустыни, Архимандрита Ионы.

                Рдейской пустыни попечитель, Александр Усинин


Печатать дозволяется   С.-Петербург, февраля 12 дня 1883 г.
Цензор Архимандрит Тихон.
Типография Ю. Штауфа (И. Фишона), Кузнечный переулок, д. № 20.
(Экземпляр Российской Национальной библиотеки, "Русский книжный фонд", СПб.)

Пояснение:
28 августа по новому стилю и 15 августа по старому стилю Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви.
Само слово «успение» на современный русский язык можно перевести, как «смерть».


2.
                А.А. Усинин

                Сообщение
   от Богородице Успенской Рдейской женской общежительной пустыни

    Богородице-Успенская Рдейская женская общежительная пустынь считает священным долгом довести до сведения добрых своих благотворителей, что начатая постройкой в 1893 году новая каменная колокольня, очень красивая в архитектурном отношении, ныне вполне окончена. Слава и благодарение Господу, исполнившему во благих желание смиренных обитательниц юной пустынной обители: не малых забот и издержек стоившее сооружение новой колокольни для обители увенчалось благополучным совершением.
    Любовь к святым обителям и к их благоустройству, как плод святой веры, и в современном христианском обществе ещё не оскудела. Эта-то святая любовь помогла и бедной пустынной обители в сооружении новой каменной колокольни. Теперь все заботы и старания пустыни направлены и обращены на то, чтобы для новой колокольни приобрести и новые колокола, из коих особенно необходимы два: большой и полиелейный.
    "Да не подумает кто-нибудь, что стремление к сооружению и приобретению новых больших колоколов есть излишество, прихоть, тщеславие. Нет.
    Благочестивое чувство православного христианина в звуках колокола слышит глас Божий, зовущий верных сынов Отца Небесного в Его благодатное жилище на земле - в храм Божий. И, конечно, чем эти звуки сильнее и полнее, тем лучше они вещают нам о величии, могуществе и славе Бога нашего. В звуках колокола, наполняющих воздушное пространство, можно усматривать и образ проповеди апостолов, вещание коих изыде во всю землю и глаголы их - в концы вселенной. Звуки колокола возвещают нам о совершении во святом храме общественного богослужения и Великой Бескровной Жертвы.
    Сколько высокого религиозно-духовного наслаждения доставляют душе православного христианина звуки колокола в дни торжеств церковных и отечественных, в дни великих праздников. С каким, например, радостным трепетом в ночь Светоносного Воскресения Христова православный христианин внимает звукам колокола, когда они, подобно могучим волнам, несутся в воздушном пространстве среди полуночного мрака. А в дни обыкновенные и, так сказать, рядовые, православный христианин, занятый делами по службе, или по хозяйству, или болезнью прикованный к одру, благоговейно совершает на себе крестное знамение и, не оставляя своих занятий, а больной одра своего, соединяет свою молитву с молитвою церкви, когда звуки колокола возвещают ему, что в святом храме совершается общественная молитва не только о предстоящих в храме, но и по благословным винам отсутствующих.
    Колокол возвещает православным христианам о погребении кого-либо из среды их, приглашая помолиться о упокоении души представившегося: по звукам колокола, православные пасомые узнают и о кончине своего пастыря. при звуках колокола в благочестивом семействе не редко добрая мать, удовлетворяя любознательность детей своих сообщает им первые понятия о Боге и Спасителе, о Пресвятой Богородице и угодниках Божиих. И если бы мы могли читать в сердцах других людей, то мы, несомненно, нашли бы, что многие при звуках колокола очнулись от дремоты душевной, пробудились от сна греховного, остановились на пути к соблазну, или греховному падению. "Да, хотя бездушен и бессловесен колокол, но как много говорят его звуки, сколько чувств возбуждают они, сколько мыслей рождается от них" (журн. "Воскресный День", № 33, 1892 г.).

    Если такое значение и важность имеют вообще более или менее тяжеловесные и благозвучные церковные колокола, то тем более имеет нужду в приобретении их пустынная Рдейская обитель, так как она расположена вдали от селений, из коих два, самые большие в 6 и 7 верстах. Имеющиеся в пустыни колокола, числом четыре, все вместе весят не много более двадцати пяти пудов, слабые звуки их простираются не более как на две или три версты и затем теряются в пространстве окружающих пустыню озёр и болот.
 
    Богородице Успенская Рдейская женская общежительная пустынь, воздавая должную дань благодарности добрым и дорогим своим благодетелям, оказавшим ей свою помощь и содействие в устройстве новой каменной колокольни, вполне надеется, что принесут они свои посильные жертвы и на приобретение колоколов.


СПб, 7 марта 1895 г.
Цензор Протоиерей А. Автономов.
Типография Подпоручика Н.Г. Осипова, Ст. Русса.
(Экземпляр Российской Национальной библиотеки, "Русский книжный фонд", СПб.)

3.

         А.А. Усинин

                СООБЩЕНИЕ
             ОТ БОГОРОДИЦЕ-УСПЕНСКОЙ РДЕЙСКОЙ ЖЕНСКОЙ
                Общежительной пустыни


    Принося поздравления и приветствия добрым благодетелям по случаю праздника Рождества Христова Богородице-Успенская Рдейская женская общежительная пустынь считает своей священной обязанностью и непременным долгом поделиться с ними хотя самыми краткими сведениями о делах благодетельствуемой ими пустыни.
    Несмотря на короткое время существования пустынной обители (23 июня 1887 г. она открыта под именем общины и 12 декабря 1893 г. переименована в общежительный монастырь) Господь, видимо, благословил её, осенив её тем благодатным настроением, от которого веет благоуханием древних обителей.
    В течение истекших девяти лет существования иноческой обители построены здесь:
а) прекрасный полукаменный корпус, в котором помещаются: просфорная, сестринские трапезы и чайная, кладовые и подвалы для складки провизии и овощей и 10 келий;
б) каменная, очень красивой архитектуры, колокольня и такая же с восточной стороны монастыря на протяжении сорока саженей ограда с башнями на углах;
в) служебный корпус, где находится - амбар, скотный двор, каретник, конюшня, погреба, дровяной сарай, помещение для скотниц и башмачная мастерская;
г) новая гостиница для приезжающих в пустынь богомольцев и приобретены новые тяжеловесные и благозвучные колокола.

    На принадлежащем пустыни хуторе в семи верстах от монастыря в то же время построен дом и при нём скотный двор, гумно с ригой, сарай для складки сена и ветряная мельница.
    Нынешним летом названный выше скотный двор на хуторе значительно увеличен и здесь же построен деревянный флигель для помещения наёмных рабочих.
    Таково в общих чертах нынешнее благоустройство Рдейской общежительной пустыни. Но не с внешней стороны только благоустраивается пустынная обитель, - нет она благоустраивается и со стороны внутренней.
    В обители в настоящее время состоит до ста сестёр, из коих образовался прекрасный хор певчих, которые своим благозвучным и приятным пением богослужению пустынному придают особенную торжественность и благолепие. Общее у сестёр - одежда, пища, отопление и освещение напоминают здесь то благословенное время, когда у малого числа верующих всё было общее, и никто ничего не называл своим.  Мир, любовь, нестяжательность, исполнение различных послушаний по назначению и служение ради Бога и ближнему, положенные боголюбивой Настоятельницей в основание обители, проникают благотворным влиянием весь состав её и которые, без всякого сомнения, благодетельно отзовутся и на окрестных жителях, коим по простоте сердца, иногда и одно назидательное слово принесёт великую душевную пользу - таково внутреннее настроение, таков дух ещё юной пустынной обители.
    Чтобы более иметь благотворного влияния на среду окрестных жителей и желая, насколько возможно, послужить на пользу им , пустынь с 1 ноября 1894 года открыла при монастыре и содержит на свои средства, школу грамоты для крестьянских девочек. В настоящем учебном году в школе состоит 19 девочек. Из числа их, три самые беднейшие, пользуются полным монастырским содержанием, а остальные - помещением и столом.
    Судя по тому, что в такое короткое время своего существования Рдейская пустынная обитель обстроилась извне такими многими благолепными зданиями, можно предполагать, что она располагает для этого и не малым капиталом.
    Но нет, к сожалению, капиталов пустынь не имеет. Юная святая обитель, не имея ни каких других источников на её благоустройство и благоукрашение, до сих пор существовала, благоустраивалась и поддерживалась единственно помощью и жертвами добрых христолюбивых благодетелей. Вот и в настоящее время пустынная обитель имеет крайнюю и неотложную нужду в постройке нового каменного храма, о чём уже ранее извещены были добрые её благодетели и всеусердно просит их оказать пустыни свою посильную помощь и содействие в этом великом и святом деле.
    Существующий в пустыни каменный храм в честь Успения Божией Матери, как уже известно, благотворителям обители, пришёл в крайнюю ветхость и, приезжавший ныне летом, для его осмотра Епархиальный архитектор нашёл, что ремонтировать и поддерживать его нет ни какой возможности, а необходимо разобрать.
    На поступившие до сего времени от христолюбивых благотворителей пожертвования на постройку нового каменного храма пустынь текущей зимой имеет в виду заготовить бутового камня.
    Полагая начало столь великому, столь важному и святому делу, смиренные обитательницы юной пустынной обители искренне и твёрдо уверены в истине и непреложности Евангельских слов Спасителя нашего, который сказал: "вся елика молящееся просите, веруйте яко приимете и будет вам" (Мар. 11, 26)
    Не оставьте и вы, добрые и христолюбивые благодетели и благодетельницы, своими молитвами и для такого высокого и святого дела своими посильными приношениями. Помните, что все, "кто напоит даже только чашею студеной воды во имя Христово, не лишится мзды своей" (Мф. 10, 42)
    Несомненно, что всё то, что мы отдаём Богу и что жертвуем для Бога, сторицей возвратится к нам и не в будущей жизни только, но ещё и в настоящей. Святой Апостол Павел советует ученику своему завещать богатым, чтоб они "богатились в делах добрых, что бы принять потом за оныя вечную жизнь" (1 Тим. 6, 17 - 19). А что Господь награждает благотворителей и доброхотных жертвователей, в подтверждение этого можно указать на следующий пример из книги "Пролог", где под 5 числом сентября рассказывается, что один юноша отличался искусством ковать из золота разную утварь. Некоторый богатый вельможа призвал его к себе, дал ему много золота и велел сделать из него крест для церкви. Возвратившись от вельможи домой юноша задумался и сказал сам себе: "великую награду получит вельможа от Господа за такое щедрое пожертвование; почему бы вместе с ним и мне не сделаться участником в награде от Господа? Возьму и я положу в крест хотя малое количество своего золота, и буду надеяться, что и мою жертву примет Господь так же, как принял две ленты евангельской вдовицы".
    И с этими словами вложил на устройство креста и своих десять златниц. Когда крест был готов, юноша принёс его к вельможе. Последний положил крест на весы и, нашедши в нём весу более против выданного им количества золота, заподозрил юношу в краже и сказал: "Зачем ты взял моё золото и заменил его в кресте другим металлом" "Сердцеведец Бог видит, что я ничего из твоего золота не присвоил себе, - отвечал юноша, - но я возревновал о той награде, которая будет тебе и пожелал быть участником в оной и с этой целью положил в крест своих десять златниц, твёрдо веруя, что Господь и моё приношение не отринет, а примет так же, как и принял две ленты евангельской вдовицы".
    Изумился вельможа слушая слова юноши и сказал ему: "О, сын мой, неужели ты в самом деле поступил так?" "Да, - отвечал юноша, - я действительно поступил точно так, как рассказал тебе". Тогда вельможа воскликнул: "И так, если ты подлинно из любви к Богу отдал Ему добро твоё, желая иметь от Него часть в награде вместе со мной, то знай, что с сего же дня я усыновляю тебя и делаю наследником всего моего имения".
    И слова свои вельможа не замедлил привести в исполнение.
    Сказание это заключается тем, что и вельможа и юноша, пожив вместе в любви, мире и согласии, оба получили спасение.
    Вот, как Господь, ещё в сей жизни сторицей возвращает розданное во Имя Его, награждает милостивых и являет над ними чудеса Своего милосердия.

Адрес: г. Холм, Псковской губернии.

С. Петербург, 3 декабря 1896 г.
Цензор Архимандрит Климент.
Типография отставного Подпоручика Н.Г. Осипова, Старая Русса.

(Экземпляр Российской Национальной библиотеки, "Русский книжный фонд", СПб.)