Моряк кинжального действия - В

Григорий Сухман
   Сейчас это называется "боец спецназа", эти специально подготовленные ребята (головорезы)существуют во всех нормальных армиях мира, обучают их и рукопашному бою, и владению всеми видами оружия как своего, так и противника,и...и... и многим другим интересным вещам. А в далёком уже теперь 1948 об этих бойцах говорили не очень-то и громко, их как бы и не было совсем. Чтоб враг чего не заподозрил.
   Иосиф Лазаревич, один из старших офицеров советской армии, израненный генерал, воевавший красным командиром в артиллерии ещё в гражданскую, сидел в саду домика своей сестры на херсонщине, куда приехал погостить со своим приятелем, лет на 15 моложе его, Иммануилом Казакевичем, который успел стать лауреатом сталинской премии за провесть"Звезда"- то, что он там описывал, довелось ему узнать что называется"из первых рук"- служил он начальником разведки в штабе одной из армий в чине капитана. Бутыль самогона, непременная, хотя и не афишируемая царица всех застолий в селах того времени, была наполовину пуста, и Яков, шурин Иосифа Лазаревича, вел неспешную беседу с дорогими гостями, каждый вспоминал своё, недавно пережитые годы войны.
Абрикотин - так уважительно называли самогонку из абрикосов, гулял по жилам и освобождал воспоминания, за которые в те времена можно было и срок схлопотать, попади они в неправильные уши... Собственно, Яков лишь недавно вернулся из мест не столь отдалённых после всех проверок НКВД - ему по штату было положено, как побывавшему в плену у немцев не один месяц, пройти всякие проверки с очными ставками и ночными бдениями у следователей. И не дай бог тебе ошибиться в датах или фамилиях!..
...Сначала он и не понял, где он и что с ним. Взрыв - и темнота, потом звон в ушах, туман в башке и отрывистая речь - вроде по-русски, но с немецкими словами.
Приоткрыл глаза - над ним мужик в немецкой форме. Рука контуженного потянулась к карабину, что лежал рядом, но фашист носком сапога отбросил его в сторону и ясно произнёс:"Штей ауф, вставай! В колонну шагом марш!" Шатаясь, Яков пристроился в охраняемую колонну из полутора тысяч таких же как он, что двигалась в сторону Одессы через Николаев. Шли они по снегу, что в начале марта вполне логично, в своем обмундировании, заедаемые вшами. Яков догадался насобирать овечье дерьмо и "утеплил"подштанники такой прокладкой, иначе бы замёрз. Дух от него исходил крепкий, как он выражался, зато не схлопотал пневмонию, которая не одного бойца уложила в придорожные кюветы, где они и остались отдыхать. Навек.

"Эта  третья оккупация Харькова в середине марта 1943 была человеческой трагедией для солдат, которые его защищали, а затем были вынуждены отступать, теряя товарищей, попадая в плен. Поражение под Запорожьем и Харьковом, и организованный отход германской армии из-под Ржева были звеньями в событиях истории Второй мировой войны, последний крупный успех германского командования"- это историки потом напишут. А вот то, что ему запомнилось: через несколько недель марша в колонне осталась лишь треть конвоируемых... Всех погрузили в товарняк и отвезли куда-то в оккупированную Европу. Как потом выяснилось - сильно потом!-  В концлагерь Дора, что располагался в 5 км от города Нордхаузена в Тюрингии, Германия, да и то не сразу, через Дахау, рассортировав "полосатиков" по профессиональному признаку, например его взяли как кузнеца, коим он и был до войны. Из-за бомбардировок союзников, свои стратегические объекты нацисты старались спрятать под землю, цеха строили прямо в штольне, в скале, на глубине 60-70 метров. Строили цеха заключённые практически из всех Европейских стран: русские и немцы, поляки и французы, бельгийцы с чехами и прочие. Основным предназначением лагеря была организация подземного производства вооружений на заводе Миттельбау (Миттельверк). И делали на этом объекте не что иное, как ракеты Фау-2, а также двигатели к реактивным истребителям Мессершмидт. Конечно, завод бомбили, хотя и без особого успеха, зато самолёты союзников немцы сбивали!

    Когда заключенных выгрузили под лай собак на плац, эссэсовец подошел к каждому и распросил по-русски что за боец, кто он, откуда родом, профессия и воинское звание - это он объявил через мегафон всем, а потом только собирал информацию, останавливаясь у каждого. Как только немец узнал, что Яков  родом из херсонских степей, выхватил свой "Парабеллум" и закричал прямо в лицо ему, по-русски:
 - В этом пистолете все патроны целы. Первая пуля, что будет выстрелена, пробьёт твою башку, вшивый коммунист! Всю мою родню, родителей, дядю с тетей, их детей, всю нашу улицу красные расстреляли только за то, что они были  немцы. Мне было всего восемь лет, я тогда спрятался и уцелел. Как я пробирался к своим, в Германию, врагу не пожелаешь!...Фашист сказал ещё несколько слов на повышенных тонах, потом как бы очнулся - и указал рукой с пистолетом на свежевыструганную виселицу, возвышавшуюся прямо на плацу.
- Нет, я тебя повешу вот на ней! Я отомщу за всех! Тут, на ветру с табличкой и надписью: "Я и мои земляки евреи виновны в смерти родителей немецкого офицера", ты долго будешь болтаться в назидание другим славянам, сволочь...
Фашист распалялся всё больше и больше и неизвестно, чем бы закенчилась его речь, коли не подбежал к нему другой офицер и не сказал что-то по-немецки, что вернуло его ко мне. Если б он только знал, что я моряк кинжального действия, и моя задача идти вререди всех, вырезая вражеских часовых, делая проходы для наступающих наших войск - конец бы пришёл на месте. А если уж всю правду вываливать, что у меня жена еврейка, в оккупации, и дождётся меня, если соседи не сдадут - тут копец бы мне был точно, или от пули, или на виселице. Но я ему сказал не моргнув, что всего-то лишь рядовой, даже не ефрейтор. Однако немцу первая встреча запомнилась, он уверовал, что перед ним не признавшийся партизан. Но никто тогда не указал на меня...
   
   Именно Якова с пленным негром, пилотом английского штурмовика, посадили в кузов, сковав, обоих наручниками, и возили по окрестным селам, приговаривая в мегафон:"Эта черная свинья забрасывает вас бомбами с воздуха, а русский партизан мешает  передвижениям нашей армии на земле. Полюбуйтесь на этих бандитов! Мы с ними справились!" Ему это перевел тот же самый эсэсовец, что беседовал с ним на плацу, когда эшелон прибыл в концлагерь Дора. Единственная была радость, что вши, как по команде, оставили его тощее тело и перекинулись на более упитанного негра. Впрочем, немцам не нужны были вшивые, потенциально заразные пленные, они нуждались в эффективных работниках. Одежду сожгли и всем выдали, после серьёзной бани со стрижкой, чистое бельё. Работали по 12 часов, не меньше, без выходных, следили на нами, конечно. При попытках саботажа, а такие были, вешали одновременно всю застуканную группу на подвижной балке крана в штольне, в назидание остальным, при всей смене и полном освещении.. Но в свободное от работы время, в своих тесных жилых помещениях мы развлекали  себя пением. Концерты устраивались в третьем блоке. Чешские узники предпочитали песни о странствиях, особенно марш "Старые друзья". На эту мелодию они пели такие слова: "..они молча несли свою тяжелую судьбу, они работали до тех пор, пока не провалились в каменную бездну". Эти слова в высшей степени подходили для Дора-Миттельбау. Поляки исполняли песню из "Шахтера" (молодой шахтер идет на работу). Русские пели "Волга-Волга",  немцы - "Лили Марлен". Одни только англичане не знали ничего или не хотели петь, но слушали остальных с удовольствием.

...Лагерь Дора-Миттельбау был освобожден американскими войсками в апреле 1945 года. Всего лишь за несколько дней до прибытия американцев, нацисты отправили подавляющее большинство узников на массовые марши смерти, тысячи узников концлагеря погибли, еще тысячи были переведены в другие лагеря. Лишь горстка узников из одиннадцати тысяч "полосатиков", которые оставались в лагере, отпраздновали свое освобождение, включая Якова. За этим - советский лагерь...

    Иосиф Лазаревич сообщил, что после капитуляции Германии всё оборудование, готовые ракеты (более сотни) и коллектив инженеров во главе с Фон Брауном вывезли к себе американцы. Для них это была готовая ракетная промышленность, сэкономленные годы труда и миллиарды долларов. Вставил слово и Казакевич: 
- Добавлю кое-что. До завода, еще с 30х годов, в скале располагались склады горюче-смазочных материалов - это мне по линии разведки известно.  Видел и отдельный движок ФАУ-2, и советский "аналог" с германскими орлами на Р-2, нашей ракете, в одном из советских НИИ. Зачем изобретать велосипед, коли есть хороший?
Он уже и ездить умеет эта ФАУ-2 ПРИ ВЕРТИКАЛЬНОМ ЗАПУСКЕ ПОДНИМАЛАСЬ ДО 190 КМ!
  Пока наша троица беседовала, несколько раз выходила хозяйка, жена Якова, с новой порцией абрикотина, не мешая беседе серьезных людей. Как она смогла пережить войну с пацаном под немецкой оккупацией и дождаться своего Якова,"моряка кинжального действия" - тема для другого рассказа.
1.4.2017