Русско-японская война. Восстание на Потемкине

Рем Ворд
Двадцатый век. История в битвах.

История двадцатого, и начала двадцать первого века обозначена пунктами конфликтов с тянущимися между ними силовыми, все еще вибрирующими нитями.


Россия. Русско-Японская война 1905 года. Изначальная психологическая причина противостояния – во время поездки в Японию, в двадцатитрехлетнем возрасте, император Николай Второй получает сабельные удары от самурая, считающего, что чужому императору отдают чрезмерные почести. Нападавший получает пожизненное заключение, умирает через три месяца после вынесения приговора, но император затаивает злобу на все японское. Внешняя причина – безудержное продвижение русских войск в Корею, строительство военных укреплений, вопреки всем имеющимся с Японией договорам. Кроме того, намерения самураев оседлать 450-миллионный Китай и положить тем основу новой мировой супердержавы с неясными целями, также вызывают желание как-то их остановить. Зимой 1904 года Япония начинает войну, через два дня официально сообщает об этом. После истощения  сил (японский внешний долг увеличивается вчетверо, российский всего на треть) и огромных по тем временам потерь – японская армия – 80 000 убитых, российская армия 60 000, обе стороны, при посредничестве США и лично Теодора Рузвельта заключают мир. Япония получает половину Сахалина, Корею и территории современного Китая.
Причины поражения России – неопределенность цели войны для народа, и так обладающего значительными неосвоенными территориями. Безынициативность российских морских командиров. Маневры, реальная боевая подготовка, рассматривались ими обычно как недостойная солидного взрослого офицера «игра в войну»; главное – сохранять внешний лоск и без лишних хлопот дожить до пенсии. Увольнение в запас канониров, за 7 лет научившихся метко стрелять – оставление их на сверхсрочной службе означало бы начисление повышенного жалованья. Японские же артиллеристы, тренируясь, отстреливают по два ствола орудий до полного износа и остаются на службе, как главная ценность флота. Содержание взрывчатых веществ в японских снарядах втрое превышает массу пироксилина в российских снарядах (48 кг. против 15 кг. главного калибра), они разворачивают броню не своей кинетической энергией, а, прежде всего, мощным взрывом. Взрыватели российских снарядов настроены на взрыв только после пробития толстой брони, (очень) часто не срабатывают при попадании в слабо бронированный корпус или воду. Корректировка огня в связи с этим крайне затруднена (эффективность стрельбы не оценена командованием заранее). Да и зачем, собственно, снаряду взрываться внутри, в угольном бункере? Наибольший эффект дает двухметровая дыра в корпусе по ватерлинии, помпы не справляются с откачкой воды при диаметре пробоины уже более 30 см. Может, инженер-артиллерист понял, что сделал все неправильно, но скрыл это, совал под нос членам комиссии бумаги с теоретическими выкладками, получил деньги, и постарался все забыть? Интересно знать, кто он.
Всего в сражениях принимали с каждой из сторон около ста основных и вспомогательных кораблей. Потери российского флота 64 корабля, японских эскадр 24; большинство из них уничтожены минами.
Русская революция 1905 года. Ее практически единственным проводником является Александр Аполлонович Гапон (Агафон), уроженец полтавской губернии, священник, решивший установить рай на Земле вполне земными средствами. В молодости Александр пробовал установить нечто вроде церковного ордена, посвященного служению народу, но благословения не получил, и принялся активно создавать прообраз профсоюзов, в сотрудничестве как с властями, так и с партиями эсеров и большевиков. Во время событий Кровавого воскресенья он собирается вручить петицию непосредственно царю Николаю Второму (позже – «Кровавому»), чтобы ее «не положили под сукно». Людской поток солдаты встречают ружейным огнем, погибают двести человек. Священник-пассионарий ранен в руку. Митингующие рабочие, по просьбе Гапона не имеют при себе даже перочинных ножей, однако при отказе царя принять петицию, ходатай намеревался «махнуть красным платком», что означало бы начало масштабного восстания. Чтобы избежать ареста, Александр Аполлонович эмигрирует в Англию, где издает «Историю моей жизни», мечтает о свержении существующего строя, и на деньги, возможно, имеющие японское происхождение, закупает транспорт с оружием для петербургских рабочих. Со временем Гапон несколько остывает и начинает размышлять о мирном решении конфликта народа и властей, развивает идею потребительских кооперативов, как альтернативу профсоюзам. Один из руководителей партии эсеров обвиняет А.Г. в получении 100 000 рублей от охранного ведомства, выносит и приводит в исполнение смертный приговор.
После забастовок и стычек по всей стране, в ходе которых погибает 18 тысяч человек, власти становятся к народу несколько мягче, но скоро следует искажение достигнутых ими договоренностей. В Думу набираются исключительно монархически настроенные люди. Изданный со времен Екатерины Второй закон о «Черте оседлости» по прежнему в силе; он запрещает некрещеным евреям проживать где-либо, кроме отведенных мест, тем самым способствует росту радикализма, и, своего рода «мессианства» в среде представителей этого народа. С 1901 года (речи царя о своих исключительных полномочиях), от взрывных устройств и пуль боевиков в год погибает более двух тысяч человек, преимущественно государственных чиновников разных рангов, и полицейских. Аристократия, по примеру английских и французских дворян, не намерена «замаскироваться» в среде буржуазии и, тем более, рабочего класса, поэтому всегда на прицеле мстителей, чья  память полна впечатлениями о сравнительно недавно отмененном «свыше», с «барского плеча», и за большие деньги, крепостном рабстве. Издательства и типографии также в поле действия террористов, они вынуждены публиковать в их адрес сочувственные статьи, и даже печатать листовки. Многие частные лица добровольно, или по принуждению, жертвуют свои денежные средства революционерам. Некоторое противодействие террористам оказывает «Черная сотня», но ее действия стихийны, в сравнении со, скажем, пунктуальной работой «эскадронов смерти» (los escuadrones de la muerte), созданными офицерами полиции латиноамериканских стран, и значимого влияния на ход событий не оказывают.

               
                1
               
       2                3               
 

 
                4

1. Георгий Аполлонович Гапон (Агафон), священник, политический деятель, профсоюзный лидер. Рождение – 1870 г., с. Белики, Полтавская губерния, семья зажиточного крестьянина (волостного писаря). Обучение в Полтавской духовной семинарии, увлечение идеями Льва Толстого, после окончания курса – работа в земской статистике, подработка частными уроками. Женитьба на купеческой дочери, рукоположение сначала в дьякона, затем священника. Первые, весьма успешные проповеди – в церковь Георгия Аполлоновича стекаются толпы из окрестных приходов. После смерти жены – поступление в Санкт-Петербургскую духовную академию, разочарование в «мертвой схоластике», не дающей ответ на вопрос о смысле жизни. Выступление проповедником в церкви на Васильевском острове. Создание системы взаимопомощи. Агафон не желает порывать ни с правительством (которое все же, номинально является христианским), ни с многочисленными революционными организациями. В «Кровавое Воскресенье» он получает пулевое ранение в руку, испытывает сильнейшее эмоциональное потрясение, приходит к идее вооруженной борьбы. На короткое время Гапон сближается с большевиками, лично встречается с Лениным, производит на того благоприятное впечатление, затем «уходит» к эсерам (социалистам-революционерам). Но, индивидуальность Георгия слишком обширна, он создает собственный «Рабочий Союз», где основное место отводится самоуправлению рабочих (создающих «государство в государстве»), а не неких, оторванных от жизни интеллигентов, строчащих «Материализм и эмпириокритицизм». Едва ли не воплощается идея Агафона о вооруженном захвате Петербурга, но, купленный на собранные им средства транспорт с оружием садится на мель в Финском заливе.
В 1906 году Агафон жестоко, и как-то неуклюже, убит одним из руководителей боевой организации эсеров, по совместительству агентом царского охранного отделения, Евно Азефом, и его обманутыми людьми. Фото Йоны не представлено из-за его негативного действия, и непонятно совершенно, как, в свое время можно было не видеть в самой внешности этой сущности – предателя, палача, провокатора и садиста.
2. С.Е. Смирнов, старший врач эскадренного броненосца «Князь Потемкин-Таврический»: тот-который-не-хотел-говорить-правду.
3. Е.Н. Голиков, капитан броненосца «Потемкин»: тот-который-считал-сотрудников-быдлом. Обычные наказания для матросов – мордобой, бег в полном снаряжении по 6-7 часов, до полного изнеможения, и т.п. Офицеры воруют 54 пайка нижних чинов в день: сам Голиков выстраивает на казенные деньги три роскошных дома в Севастополе.
4. Броненосец «Князь Потемкин-Таврический»; заложен на стапелях г. Николаев в 1898 г., водоизмещение 12500 тонн, скорость хода 16,7 узлов (ок. 26 км.ч.), автономное плавание 14 суток (по запасам пресной воды для котлов). Главный калибр – четыре 305 мм. орудия. После матросского восстания переименован в «Пантелеймон», участвовал в Первой мировой войне, во время Гражданской войны захвачен англичанами, был ими частично разрушен. С 1923 по 1925 г.г. разделан на металл в Севастополе.

История восстания на броненосце Потемкин является существенной составляющей Первой русской революции (1905 года). Итак, безымянный производитель невзрывающихся русских снарядов рождает позор при Цусиме, что в приложении к вековому презрению царских офицеров к «серой скотинке», служащей на флоте теперь по семь лет, и «Кровавому Воскресенью», вызванном царской же тупостью и казацким рвением, означает революционную ситуацию.
Однако, на броненосце «Потемкин» все еще спокойно. Корабль, в сопровождении мало отмеченного СМИ миноносца № 267 готовится к учебным стрельбам, в 180 км. от Одессы. Экипаж –16 офицеров-дворян, врачи, священник, а также 780 матросов. Нельзя сказать, что в Севастополе, откуда вышел броненосец, не ведется некая пропаганда, но  в кругу революционеров «Потемкин» числится, в этом смысле, безнадежно отсталым.
Красавец капитан Голиков (фото представлено) отправляет миноносец в Одессу для приобретения провизии, мичман Макаров, старший по закупкам, приводит группу в торговый дом своего знакомого. Здесь приобретается мясо, 28 пудов, с «маленькими белыми червячками»; предложение же закупить свежий продукт у крестьян на Привозе отвергается, «потому что это будет дороже».
В описании дальнейших событий автор этой книги уже не может оставаться совершенно беспристрастным.
Вахтенный офицер, командир корабля, не берут пробу с борща, сваренного для команды. Еду освидетельствует  старший врач, С.Смирнов (физиогномисты, просьба ознакомиться с фото), и находит его хорошим.
Команда отказывается принимать пищу, и ест сухари, запивая их водой.
Это почему-то не нравится капитану. Он созывает общий сбор на корме (юте) корабля, и начинает выяснять, кто будет кушать борщ, а кто нет. Старший врач вторично освидетельствует пищу, не пробуя, и заявляет во всеуслышание, что «Команда зажирела». Наконец, командир предлагает остаться на юте тем, кому еда не нравится, и вызывает караул для ареста провинившихся. Ситуация совершенно, повторяю, совершенно, абсурдна. Около тридцати матросов мешкают, и остаются на корме. Старший офицер приказывает принести брезент. Флотский юмор? Брезент используют для расстрела, в военной обстановке, по приговору трибунала, чтобы «не пачкать палубу». Пострадавшие становятся виновными, несправедливость происходящего срывает клапаны в головах матросов. Теперь офицеры для них – не старшие братья или отцы-командиры, играющие в игру «мы ваши надсмотрщики, но на самом деле друзья», а просто – кувшинные рыла. Несомненно, психическая волна этого понимания распространяется по всему флоту, и за его пределами.
Итак, юмор офицера Гиляровского, если это был юмор, моряки не оценивают. «Братцы, бей их, хамов. Хватит быть рабами». С этого возгласа начинается действительная, организованная революция 1905 года, затем 1917 г., что бы ни говорили историки о внешнем, английском, либо немецком тайном вмешательстве. Все сделано двумя людьми, дворянами, кувшинными рылами – старшим корабельным врачом и командиром корабля.
Матросы взламывают  батарейное помещение, завладевают винтовками и патронами. Гиляровский стреляет в вожака восстания, матроса Вакуленчука, но и сам не проживает после этого более минуты. Погибают еще четыре офицера. Командир корабля не находит ничего лучшего, чем взорвать собственный броненосец, пробирается вместе с помощником к крюйт-камере, обнаруживается и расстреливается, причем в одних подштаниках (после зажжения бикфордова шнура, собирался покинуть корабль через иллюминатор). Тело горе-капитана выбрасывается на корм рыбам.
Взорвать артиллерийские погреба собирается и некий артиллерийский лейтенант Вильгельм Карлович Тон. Он выявляется. Вожак матросов Матюшенко говорит: «Успокойтесь, мы вас убивать не будем». Уста бретера разверзаются только, чтобы извергнуть нецензурную брань. Больше на ум офицера, в этой непростой ситуации, ничего путного не приходит. Через минуту тело матершинника, нашпигованное пулями, выбрасывается за борт.
Избит корабельный священник, вытащенный из убежища – матросского гальюна – тот, который во время экзекуции матросов то ли мирно завтракал в офицерской столовой, то ли просто предпочитал ни во что опасное (за что можно лишиться вкусного питания), не вмешиваться.
Часть офицеров, подобно крысам, прячется в помещениях корабля, другие – вплавь добираются до миноносца №267. Мятежные моряки, понимая, что сопровождающий корабль, может их торпедировать, высаживают десант, арестовывают командиров.
К двум дня восстание побеждает. Матросам приготавливается нормальный обед. Восставшие берут курс на Одессу. Ночью в одном из помещений выявляется судовой врач; крыса, с которой, в сущности, все началось, выбрасывается живой за борт, в 180 км. от берега.
В Одессе восставшие, пользуясь поддержкой населения, перегружают на броненосец, с захваченного транспорта, уголь. Казачьи части окружают порт, без раздумий расстреливают находящихся в порту, пытающихся спастись людей; в результате пожаров и винтовочного огня погибают 300 человек. Броненосец дает три холостых выстрела в память о Вакуленчуке и два боевых, из 6-дюймовых орудий. Один снаряд не разрывается (обычная статистика), второй повреждает чердак доходного дома (вместо предполагаемой цели – административного здания). Жертв нет. Броненосец, вместе с судном «Веха», превращенном в лазарет, уходит. Происходящее вдохновляет В. Ленина, он собирается примкнуть к восставшим в одном из портов Румынии, но этот ход Истории, по тем или иным причинам, не состоится.
17 июня «Потемкин» обнаруживает приближающуюся к нему эскадру, два раза проходит сквозь нее, без открытия огня с обеих сторон; при этом к нему присоединяется броненосец «Георгий Победоносец». Офицеров корабля пересаживают на шлюпку, которую берет на буксир миноносец № 267 – и отправляет на берег.
Маленькая эскадра возвращается к Одессе, захватывает транспорт с грузом угля. Здесь экипажами «Георгия» и «Вехи» овладевают упаднические настроения, они сдаются властям. Однако, 19 июня красное знамя восстания (и одновременно, знака «открываю огонь») поднимает учебное судно «Прут». Оно не застает «Потемкин» в порту, отправляется в Севастополь, блокируется миноносцами, и конвоируется на базу.
Мятежный корабль отправляется в румынскую Констанцу, по пути распространяя  «Обращение ко всему цивилизованному миру», где объясняется, что цель моряков – свержение самодержавия, Учредительная комиссия, свобода, равенство и братство. Правительство Румынии обещает матросам освобождение от депортации, личную свободу, но отказываются снабжать броненосец углем. Восставшие покидают иностранный порт и отправляются в Феодосию. Здесь, под угрозой обстрела правительственных зданий, команда требует доставить на броненосец воду и провизию. Это исполняется, но угля, ответственная именно за него, ветвь власти не предоставляет. Моряки пробуют захватить стоящие в порту баржи, но попадают под ружейный огонь. Шесть человек погибают, несколько попадают в плен. Броненосец снимается с якоря и, не сделав ни единого выстрела, произведя обманный маневр, уходит в Констанцу. Миноносец «Стремительный» с командой из одних только жаждущих мести офицеров, ищет его по всему морю. 25 июня «Потемкин» вместе с товарищем №267 прибывает в румынский порт. Моряки делят корабельную кассу, разъезжаются по городам и селам Румынии.
Тухлое мясо для «серой скотинки» стоит царскому правительству и к сожалению, самой России, очень дорого – в экономическом и внешнеполитическом планах. Престиж Империи катастрофически падает. Турция увеличивает флот, строит дополнительные береговые укрепления, Англия начинает переговоры о новом статусе Проливов.
Большая часть матросов остается в Румынии, некоторые иммигрируют в Швейцарию, Аргентину и Канаду. Чтобы выехать за пределы политического убежища, приходится подделывать документы. Моряк Иван Бешов, к примеру, перебирается в Ирландию, где становится основателем сети популярных рыбных ресторанов Beshoffs («фиш энд чипс», картошка с рыбой), и проживает более ста лет, до 1987 года.
Полный объем Литрес История почти Всего