Нелёгкая судьба

Алексей Шелемин
               
             



                За годы войны полными кавалерами ордена Славы стало 2671 человек. Полные кавалеры орденов Славы приравнивались в правах к лицам, удостоенным звания Героя Советского Союза. Из общего числа кавалеров орденов Славы всех трёх степеней более восьмидесяти человек были представлены и награждены четырьмя орденами Славы. Но не все из них получили свои награды. Причины были разные. Некоторые герои погибли в боях и при жизни не всегда успевали получить заслуженные награды. Были случаи, когда представленный к ордену боец выбывал из части по ранению и не знал о награждении.
       Каждый из всех награждённых кавалеров ордена Славы - настоящий герой, и о каждом из них можно написать рассказ. Общая информация о кавалерах орденов Славы, как и о Героях Советского Союза, есть в Википедии и в публицистической литературе. Но среди тех, кто в военное время был удостоен всеми степенями солдатского ордена Славы, есть и особые герои. Первыми в списке кавалеров орденов Славы должны быть прославленные бойцы Великой Отечественной войны, награждённые не тремя, а пятью орденами Славы. Таких было три человека. Это пулемётчик, младший сержант Грубый Тимофей Емельянович, 1912 - 2005; связист, младший сержант Литвиненко Николай Евгеньевич, 1924 - 2016 и разведчик, старший сержант Кохановский Дмитрий Иосифович, 1914-1992. О каждом из перечисленных героев уже написано и сказано немало. Но биография Дмитрия Иосифовича Кохановского особенно тяжела и трагична. Несмотря на то, что он был пять раз представлен к орденам Славы, из которых было три представления на вторую степень, в действительности он был награждён только двумя: Славой 3-й и 2-й степени. Остальные ордена ему вручены не были, кроме Золотой Славы, которую ему довелось носить на своей груди всего один год.
       
        Дмитрий Иосифович родился в семье рабочего в 1914 году на Украине в городе Казатине Винницкой области. Учился и работал в Киеве. В 1935 году женился и жил с молодой женой и маленькой дочкой в пригороде Киева. 23 июня 1941 года он получил повестку из военкомата. Он попал в стрелковую часть запасного полка, который был передислоцирован на Урал.
        В сентябре 1941 года немцы захватили Киев. Жена с дочерью Кохановского и все его родственники оказались в оккупации. Связи с ними не было и долгие годы Дмитрий Иосифович ничего о них не знал. Когда вражеские полчища на юге страны приблизились к Волге, часть, в которой служил Кохановский, была переброшена под Сталинград. Дмитрий не только уцелел в ожесточенных оборонительных боях, но и закалился, как бывалый воин, став командиром отделения в стрелковом взводе. Как участник Сталинградской битвы, он был награждён медалью «За оборону Сталинграда». В сражении под Курском сержант Кохановский перешёл в разведку на должность командира отделения разведчиков.
        В июне 1944 года от земляков Кохановский узнал страшную новость: его родители и многие родственники были уничтожены айнзацкомандой войск СС. Но о его семье никто ничего не знал. У него теплилась надежда на то, что жена с дочерью успели эвакуироваться. Но эта вера оборвалась после письма чудом выжившей соседки в Киеве. Она сообщила о том, что в сентябре 1941 года его жену и дочь забрали полицаи и увели их вместе со многими украинскими и еврейскими жителями города. Никто из них не вернулся.
        Трагическое известие о гибели семьи, родителей и других родственников ожесточило Дмитрия Кохановского. Он не мог смириться с этим и стал искать смерти. Он стал отчаянно смелым и храбрым в бою, намеренно не пригибался и открыто шёл, не страшась вражеского огня и осколков. В многочисленных вылазках по разведке и захвату языков он смело вступал в ближний бой с вражескими солдатами и выходил победителем.
        Из наградного листа на орден Славы 3-й степени: «В ночь на 11 июня 1944 года в районе деревни Светоцен Волынской области, Кохановский находился в тылу врага в засаде по захвату пленного. Неожиданно на него вышла группа немцев в количестве двадцати человек. Подпустив их на близкое расстояние, он открыл огонь из своего автомата и часть из них уничтожил. Остальные немцы в страхе бежали. Кохановский догнал их и вступил с ними в рукопашную. В азарте боя они были уничтожены. Раненый немецкий унтер-офицер умер, пока его тащили к своим. В расположение своих войск группа Кохановского доставила документы немецких солдат, их личные вещи и несколько трофейных автоматов».
        Спустя несколько дней командование полка поставило задачу командиру разведроты добыть пленного в Ковельском районе Волынской области. Выполнить боевую задачу поручили Дмитрию Кохановскому. Разведчикам удалось скрытно переплыть реку Турью и проникнуть сквозь многочисленные проволочные заграждения и заминированные участки перед немецкой линией обороны. Во вражеской траншее разведчики наткнулись на группу немцев, которые их заметили. Пользуясь внезапностью, Кохановский открыл по ним огонь и ринулся на огневые позиции немцев, увлекая за собой остальных. В завязавшейся рукопашной схватке разведчики смогли оглушить и связать ремнём одного немецкого пулемётчика. Остальные были уничтожены. Командир группы отправил троёх разведчиков вместе с пленным в сторону своих позиций, а сам остался отвлекать немцев.
        По разведчикам стреляли со всех сторон. Уходя в сторону и уводя погоню от основной группы, Кохановский забросал гранатами бежавших на разведчиков гитлеровцев. Основная группа прикрытия смогла оторваться от преследования и без потерь вернулась к своим. Задача была выполнена, «язык» дал нужные показания по дислокации своих войск и прибывшим резервам. Через несколько часов вернулся и командир, которого посчитали погибшим. За этот подвиг он был представлен к ордену Славы 2-й степени. Наградной лист был подписан командованием 1-го Белорусского фронта, но этот орден он не получил.
        В ночь на 3 июля 1944 года, действуя во вражеском тылу в группе захвата, Кохановский со своими разведчиками в завязавшейся рукопашной схватке уничтожил более десяти вражеских солдат и одного взял в плен. «Язык», документы убитых и их личное оружие были благополучно доставлены в штаб дивизии. Приказом по 69-й армии 1-го Белорусского фронта от 10.08.1944 года Кохановский был награждён ещё одним орденом Славы 2-й степени, но и его отважный разведчик не получил.
        В ночь на 7 августа 1944 года, Кохановский забросал ручными гранатами вражеских дозорных, находящихся в траншее. Затем он ворвался в расположение наблюдательного пункта и огнём автомата уничтожил нескольких вражеских связистов, а двоих пленил. Передав пленных своим разведчикам, он приказал им тащить его в свой тыл. Сам остался прикрывать товарищей. При отходе был ранен, но несмотря на ранение, скрытно пробрался к стрелявшему вражескому пулемёту и гранатами уничтожил расчёт. Разведчики смогли вынести пленных через нейтралку и доставить их в штаб. Раненому герою оказали медицинскую помощь и оставили в санбате. Приказом от 30 сентября 1944 года, старший сержант отдельной разведроты Дмитрий Кохановский был награждён орденом Славы 2-й степени. Награда была торжественно вручена герою.
        Во время Варшавско-Познанской наступательной операции Дмитрий Иосифович участвовал в форсировании реки Висла и захвате плацдарма. В составе разведгрупп он неоднократно пробирался в тыл врага и брал пленных. Во время Берлинской операции в числе первых форсировал реку Одер и уничтожал вражеские огневые точки, давая возможность остальным стрелковым подразделениям переплыть водную стихию. В боях на подступах к Берлину, Кохановский близко подполз к вражескому ДЗОТу и подавил его огонь.
        29 апреля 1945 года в бою за немецкий город Шторков, Дмитрий ворвался в захваченный вражескими солдатами каменный дом, превращённый в опорный пункт. Из личного оружия уничтожил пулемётный расчет и захватил в качестве трофея немецкий станковый пулемёт МG-42, вместе с запасными стволами в чехле и патронами. За этот бой Дмитрий был награждён орденом Красной Звезды. Кроме того, за героизм и мужество, проявленные в боях против гитлеровских войск, командование представило Кохановского к ордену Славы 1-й степени. Наградная реляция из штаба 1-го Белорусского фронта ушла в Москву на утверждение. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года старший сержант Дмитрий Иосифович Кохановский был награждён орденом Славы 1-й степени. Но к этому времени он находился в местах лишения свободы и о заслуженной награде он ничего не знал.
        В июне 1945 года Кохановский случайно встретил своего земляка, который рассказал ему подробности гибели его жены и пятилетней дочери. Они были расстреляны в Бабьем Яру осенью 1941 года. А его родители были сожжены немцами в сельском клубе. Можно только предположить, что он тогда пережил.
        Из материалов уголовного дела известно, что Кохановский был арестован за грабеж и насилие над мирным немецким населением. Во время следствия к нему применялись жесткие меры, но даже они не смогли сломить упорного разведчика. В грабеже он признался сразу, мотивируя это местью, а в изнасилованиях немецких женщин он категорически не признавался. Тем не менее в августе 1945 года военным трибуналом 94-й Гвардейской стрелковой дивизии он был осужден к четырем годам заключения. Сотрудники НКВД изъяли у него два ордена Славы, орден Красной Звезды и медали. Находясь в заключении, бывший разведчик писал в Президиум Верховного Совета СССР прошение о возвращении наград. Только тогда стало известно о том, что он был награждён ещё двумя орденами Славы 2-й степени и Золотой Славой 1-й степени.
       
        Летом 1947 года Дмитрий Иосифович был досрочно освобождён из заключения по амнистии. Что он чувствовал, когда вернулся в Киев? Погибли в войне не только его семья и вся родня, но и многие друзья, знакомые и соседи. Город был в руинах. Он не чувствовал себя победителем. Скорее, обесчещенным и униженным властью, за которую он проливал кровь, не щадя своих сил, здоровья и жизни.
        Нужно было как-то жить дальше. Вскоре устроился слесарем на завод «КиевПолиграфМаш». Работал не покладая рук, за что его неоднократно поощряли и премировали. В марте 1948 года он вновь ходатайствовал о возвращении наград, изъятых при аресте. Но ответом на его прошение был Указ от 20.05.1949 года о лишении его всех наград за совершение преступлений, порочащих честь и достоинство советского воина. Кто-то из Московских партийных руководителей посчитал, что за свои преступления он понёс слишком мягкое наказание. Его арестовали и вновь осудили за преступления, совершённые против гражданского населения в Германии в июле 1945 года. В 1951-м году он написал ещё одно прошение. На этот раз, его прошение попало в руки порядочного человека.
        Весной 1952 года бывшего разведчика освободили и вызвали в Управление НКВД города Киева. К нему вышел начальник кадров и без всякой помпезности вручил три ордена Славы трёх степеней. Далее он заставил расписаться Дмитрия в своём журнале, а на вопрос об остальных наградах грубо ответил, чтобы он радовался и этим наградам.
        6 марта 1953 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о лишении Кохановского орденов, которые ему вернули год назад. Три ордена Славы у него вновь забрали, лишив его права на реабилитацию. Какая рана была в душе у фронтового разведчика? Как он жил в последующие годы и что чувствовал, особенно в дни празднования великой Победы? Не вызывает никакого удивления тот факт, что после падения «железного занавеса», в августе 1990 года Дмитрий Иосифович эмигрировал из Советского Союза в Израиль. В марте 1992 года он скончался и был похоронен на участке ветеранов Великой Отечественной войны городского кладбища города Малаот-Таршиха.
        В списках полных кавалеров орденов Славы имени Дмитрия Кохановского нет, так как официально он считается лишённым всех боевых наград. Учитывая его вклад в победу, хочется надеяться на то, что его имя, как Героя Великой Отечественной войны и полного кавалера орденов Славы, в будущем будет обязательно восстановлено.