Смерть последнего русского патриарха

Валерий Ермыкин
Шефов Н.А. Тысячелетие русской истории. Хроника истории российской с кратким описанием знаменательных событий, М.: Вече, 2000.

С.138: "1666. 13(23) мая – В Успенском соборе Кремля предан анафеме лидер раскольников протопоп Аввакум, которого затем ссылают в Пустозерский острог.
12(22) декабря – Низложение патриарха Никона. В качестве простого инока он был сослан в Ферапонтов монастырь на Вологодчине".

С.145: "1681. 17(27) августа – Скончался бывший патриарх Никон.
            1682.   4(14) апреля – За "великие хулы на царский дом" сожжен в срубе глава раскольников протопоп Аввакум".
                27 апреля (7 мая) – На 21–м году жизни скончался царь Федор Алексеевич".

С.146: "1682. 5(15) июля – В присутствии царевны Софьи состоялся диспут предводителя раскольников Никиты Пустосвята с патриархом Иоакимом в Грановитой палате Кремля".

С.151: "1690. 17(27) марта – Скончался патриарх Московский и всея Руси Иоаким".

С.176: "1721. 25 января(5 февраля) - Учреждена Духовная коллегия - Святейший синод. Завершение петровской церковной реформы. Начало синодального периода в истории Руской Церкви (1721-1917)".

Итак, в центре рассмотрения Церковный собор 1682 года.
Интересный анализ событий на основе традиционных датировок приведен в книге Александра Касаткина (Каса) "Крушение Империи русских Царей", опубликованной на историческом форуме исторического клуба "Остановимся на фигуре Никиты "Пустосвята". Почему именно он отстаивал интересы "староверов" в Кремле? На самом деле речь идет о незаслуженно забытой и очень значимой исторической фигуре. Про него романовские историки стерли почти все. По нашей версии именно Никита Добрынин был провозглашен на Большом Церковном Соборе новым патриархом Московским на смену Иоакима.

Следы трехлетнего патриаршества Никиты Добрынина отразились в архитектуре Москвы. Как вы полагаете, в честь кого названы Никитские ворота Московского Кремля? Историки не дают ни малейшего ответа – никаких выдающихся Никит ТИ не знает, и святых таких нет. Вот что удалось найти в справочниках: "В XV-XVI в. сюда переместилась главная дорога от Кремля к Великому Новгороду через Волоколамск. Образовавшаяся в начале дороги улица сначала именовалась Волоцкой или Новгородской. Позднее она получила название Большая Никитская - по стоявшему на ней Никитскому женскому монастырю. Та часть улицы, что лежит за площадью Никитских ворот, именовалась Царицынской (в честь царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I)" (Путеводитель по Москве. Сайт "Моя Москва". http://moskva2008.ucoz.ru/index/0-16). Как видно, это главнейшие ворота Москвы, переименованы в 17-ом веке. Ворота вели к Волоколамской дороге, то есть в резиденцию русских патриархов Новый Иерусалим. К воротам примыкала Царицынская улица в честь царицы Натальи. Понятно почему: Никита Добрынин и царица Наталья в 1682 году возродили православие на Руси. Их и увековечили благодарные москвичи в названиях.

Ну и еще одно размышление. Сама собой напрашивается аналогия Никита Добрынин – Добрыня Никитич. Скорее всего, Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец – это отражение трех борцов за Русь и православие: Никита Добрынин, царевич Алексей Алексеевич и Степан Разин. Про Никиту понятно – отождествление имени. Сказ о победе над змеем Горынычем, видимо, отражение победы на Церковном соборе над латинствующими. Алеша Попович - Царевич Алексей был в отца очень набожным, поэтому ему и дали прозвище Попович, то есть набожный, почти священник. При этом его именуют ласково Алеша – подчеркивая его молодой возраст. Илья Муромец – это по видимому Разин, как мы помним, Степан Тимофеевич одержал главную победу под Муромом, он действительно поднял свой народ против нечестивых оккупантов, точно как по легенде. "Так, например, среди поволжских преданий записано небольшое историческое предание "Ковш", в котором дается своеобразная интерпретация былины "О Святогоре", где роль Ильи Муромца играет Степан Тимофеевич Разин" (Легенды и предания Волги-реки. - Н. Новгород, 1998. - С. 156-157). Есть и прямое отождествление: "Песня об Илье на Соколе-корабле, записанная в губернии Саратовской, на Урале и в Сибири, также продукт творчества волжских разбойников. Имя Ильи внесено в нее лишь в некоторых версиях, как в других – имя Стеньки Разина" (В. Миллер, Журн. Мин. Нар. Пр. за 1894 г., май, стр. 69-70). Нет, не спроста народные предания считают Илью Муромца казачьим атаманом и отождествляют его со Степаном Разиным. Речь идёт об одном и том же историческом персонаже 17-ого века. С приходом Романовых историческая правда о великой России до Петра стала караться смертной казнью. Людям приходилось перекладывать опасную историю на иносказательный вид. Отсюда и пойдут с конца 17-ого века строго-настрого запрещенные властями смешные присказки про Петрушку-Петра I.

Сразу после объявления царем Ивана Алексеевича в Москве начал заседать Большой церковный собор, последний в истории. По нашей реконструкции главной целью этого собора было низложение патриарха Иоакима и признание латинских нововведений ошибочными. Но суть этого собора историки переиначили. Согласно ТИ в Кремль ни с того ни с сего приперлись (иного слова и не придумаешь) раскольники, с каменьями за пазухой и лживыми книгами в руках. Пришли не куда-нибудь, а сразу в Грановитую палату Кремля! И давай отстаивать свою раскольническую ересь. Вместо того, чтобы их прогнать грязной метлой, их почему то выслушивает все духовное во главе с Иоакимом. При этом начинаются некие прения сторон: "Патриарх Иоаким поставил бунтарям вопрос: "Чего в точности они добиваются"? Никита в ответ заявил: "Мы пришли бить челом об исправлении веры, ибо введена новая вера" и стал читать свою челобитную.…" (Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви Том 2)

Т.е. РАСКОЛЬНИКИ ВЫСТУПАЮТ ЗА ОТМЕНУ ВНОВЬ ВВЕДЕННОЙ ВЕРЫ, при этом ИОАКИМ ВЫСТУПАЕТ за НЕДАВНО ВВЕДЕННУЮ ВЕРУ. Диспозиция ясна. Если принять версию ТИ, то раскольники пришли исправить никоновские реформы тридцатилетней давности. Но бунтари ясно говорят, что пришли исправить только что введенную веру. Что же это за новая вера такая, недавно введенная? Читаем там же: ""А как же государей будут венчать?" - спросил Никита. "По-старому, как я вам говорил", - ответил Хованский. "Пусть патриарх служит литургию на семи просфорах, - сказал Никита, - и крест на просфорах пусть будет истинный, а не крыж"".


На Руси хорошо помнили, что прежнего царя Федора венчали по католическому обряду. Никита Добрынин просит венчать царя Ивана по старому православному обычаю. Католический крест, в простонародье «крыж», просят заменить на истинный осьмиконечный. Упоминаемая литургия на семи просфорах это известный спор между католической и православной верой о пресуществлении Святых Даров. Речь идет об искоренении латинства и низложении патриарха соборным решением. Для этого церковный собор и созвали. Именно отсюда и идет спор поповцев и беспоповцев, который, якобы, и был целью этого собора. На самом деле, речь идет о главном смысле Раскола - с одной стороны стоят сторонники старой православной веры без Папской Унии, т.е. беспоповцы, с другой - сторонники новых прозападных церковных реформ Иоакима за Папскую униатскую церковь, т.е. папёжники.
Во главе православной партии "раскольников" стоял суздальский священник Никита Добрынин, окрещенный потом официальным ТИ-прозвищем "Никита Пустосвят". Ему противостоял архиепископ Холмогорский Афанасий. Вот что пишет про него Карташев: "…Слово взял Афанасий архиепископ Холмогорский… он проявил себя большой пастырской работой среди моряков Архангельского порта, заслужив уважение и популярность в среде англичан и голландцев, все более и более посещавших этот порт. Афанасий стал наилучшим кандидатом на Архангельскую кафедру, чем и радовал потом молодого царя Петра…". Отчетливо видно, какую сторону представляет архиепископ Холмогорский. Ясно, что уважение среди голландцев и англичан православным учением не добиться, а вот пасторской работой, проповедуя латинскую веру, любовь снискать можно. Обратите внимание на парсуну. Отсутствие бороды и католическое двуперстие указательного и среднего пальцев подтверждают, что перед нами латинский священник.

В "Канцелярии епископа Архангельского и Холмогорского" сказано, что "должность архиепископа Холмогорского и Важского учреждена по грамоте патриарха Иоакима от 15 апреля 1682 на основании решения Церковного собора 1666-1667…". Архиепископство в Холмогорах было учреждено после антиканонического собора 1676 (1666) года. Назначение Афанасия архиепископом совпало с усилением борьбы с православием в апреле 1682 года. 14 апреля в Пустоозерске сожгли Аввакума, а на следующий день назначили нового "своего" пастыря. И защищал новоиспеченный архиепископ Афанасий новую католическую веру.

"Первый архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий (в миру - Алексей Артемьевич Любимов-Творогов) был выдающимся религиозным и политическим деятелем, одним из ближайших соратников Петра Великого... Патриарх Иоаким всегда благоволил умному пастырю. Накануне отъезда архиепископа Афанасия принимать поморскую епархию ему был вручен пастырский жезл патриарха. …5 июля 1682 года архиепископ Афанасий принял участие в споре с раскольниками о вере в Грановитой палате Кремля. Это событие принесло ему известность. Он так умело и жестко вел полемику, что его главный оппонент, Никита Пустосвят, не сдержавшись, стал "бити и терзати" владыку. По легенде. Пустосвят выдрал у Афанасия часть бороды, и архиерею приходилось впоследствии бриться. Но источники утверждают, что он не имел бороды "от природы"" (БСЭ).
Так вот почему, оказывается, православный священник без бороды. Пустосвят на прениях откусил… А мы в догадках теряемся, почему православный священник и без обязательной для такого сана бороды. Ох уж эти историки-сочинители! Чтобы преодолеть нелепости романовской историографии они готовы идти на разные непристойности: толи не было от природы, толи Никита откусил. С бородой понятно, а с пальцами что? Параличом скрутило, что не может толком православное троеперстие изобразить? А еще наш безбородый "от природы" батюшка отличился разрушением древнерусских шатровых церквей и постройкой первых католических кафедральных храмов на Руси:
"… В 1685 году он лично заложил первый камень в основание кафедрального Спасо-Преображенского собора, строительство которого было закончено в 1691 году.
При активном содействии Холмогорского владыки строились каменные церкви в Архангельске и в других поморских городах и волостях. Требуя строгого соблюдения канонов, архиепископ запрещал строить шатровые церкви…. Таким остался в памяти северян первый преосвященный архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий, о котором Б.В.Шергин сказал: "Великого размаха был человек. Под стать Петру "" (В.Н. Булатов "Русский Север" (Книга третья: Поморье (XVI-начало XVIII в.) - Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1999 г.). И вправду, великого размаха был "православный" священник, известные на весь мир шатровые православные церкви запретил! Под стать Петру, который и саму Русь заменит вскоре на прозападную онемеченную Московию. Остаётся только удивляться, какому богу молятся те русские историки, которые воспевают подобные деяния?

Итак, католический защитник Афанасий и православный защитник Никита Добрынин начали прения. Дальше читаем очередную ТИ-небылицу: "…Афанасий… так подавлял своими аргументами темную голову Никиты, что тот почувствовал себя сбитым с позиции, дико разъярился и, прыгнув как зверь на Афанасия, заушил его. Этим скандалом вся обрядоверческая депутация, как оскорбившая не только церковь, но и царствующую семью, сама поставила точку своему краснобайству…" (Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви Том 2).

Мол, хотели выслушать раскольников, а они с кулаками, на этом прения и закончились – ничего интересного. Особенно хочется отметить, как Карташев всячески старается придать поступку Никиты Добрынина криминальный оттенок. И словосочетание какое интересное подобрал – "заушил его". Если читать его историю, написанную современным академическим языком, то хочешь - не хочешь, а слово "заушить" само собой читается "задушить". Легче поверить даже в ошибку редактора, чем в то, что тут имеется в виду давно устаревший глагол "заушить" (т. е. дать оплеуху). Нет, не спроста наш современник Карташев вставил этот глагол, он прекрасно понимал, что 95% читателей и студентов поймут как надо и последующая казнь Пустосвята не вызовет ни у кого вопросов – заслужил.

М. В. Ломоносов рисует эти события еще в более радикальных тонах. Он утверждает, что сам Иоаким вел прения с раскольниками, а они его вышвырнули взашей: "5 июля они торжественно пришли к соборной церкви, неся перед собой иконы,…Патриарх Иоаким был тогда в соборе с архиереями… Он стал увещевать раскольников…. Но эти изуверы и слушать его не захотели. Именуя патриарха волком и лихоимцем, они стали бросать в него камнями и выгнали из церкви вместе со всем духовенством".
Главной целью "раскольников" было смещение патриарха и всего духовенства. И им это удалось. Бросать каменьями в патриарха – вещь не бывалая! Но Иоаким для русских людей патриархом не был, он был "волком и лихоимцем", предателем православия. За это патриарха и сместили. Сместили, опять же, решением Церковного собора, то есть по закону. Все точки над "и" ставит Александр Густавович Брикнер, который предельно ясно проясняет, в чем был весь сыр-бор: "…Между тем как правительство сознавало необходимость сближения с Западной Европой, раскольники, косневшие в своей старинной исключительности и односторонности, считали такое стремление к Западу религиозной изменой, послышались обвинения на образ действий патриарха; … (раскольники) жалуясь на притеснение истинной веры, требовали доставления им возможности защищать ее в публичных прениях о вопросах церкви и религии. Во всем этом проявлялась ненависть к высшим классам общества, зараженным, по мнению массы, ЛАТИНСКОЙ ЕРЕСЬЮ…" (А.Г.Брикнер).

Вещи названы своими именами русским историком с не очень русской фамилией еще в 19-ом веке. На Соборе 1682 года решался вопрос, какая религия будет выбрана для дальнейшего проповедования на бескрайних просторах Империи. ЛАТИНСКАЯ ЕРЕСЬ, усиленно насаждаемая с 1676 года, или СТАРАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА, страстно отстаиваемая русским народом. Оказывается, Церковный собор созвали не ради аморфного Раскола и спора староверов с патриархом. На Соборе 1682 года окончательно отменялась латинская вера, введённая вместо древнего Православия лжепатриархом Иоакимом. Никакого карташевского "заушивания" не было и в помине. Никита Добрынин изобличил врагов православия и государства. Партия за древнее православие победила на Соборе за явным преимуществом. В тот день все церкви звонили в колокола, люди массово вышли на улицы. Это был воистину великий праздник на Руси – официальное возвращение древнего православия. Запомним эту дату: 5 июля 1682 года – день реставрации православия в Российской Империи".

Александру Касу удалось далеко продвинуться в восстановлении реальной истории, но на него довлеют даты традиционной истории, поэтому он не может до конца понять суть происходящего.

В 1818 году умер патриарх Никон, пробывший в этом сане с 1787 года.
В 1819 году собрался церковный собор, который избрал нового патриарха - Аввакума.
Ни Иоаким, ни Афанасий на этом соборе не присутствовали. Седьмой год (с 1812) шла война, они представляли вражескую сторону, были ярыми католиками, их духовные саны на Руси были незаконными.
Диспут, якобы бывший на этом соборе введен с двумя целями: 1) придать легитимности пастырям Узурпатора: что они наравне со всеми принимали в нем участие, значит имели на то право; 2) ссора с пощечиной отвлекала от цели собрания собора – избрания патриарха, была отвлекающим маневром.

В 1824 году при штурме Измаила смертельно ранен наследник Узурпатора, который умер в пути в Молдавии (образ - смерть Потемкина Г.А., 1791), в отместку сожжен заживо русский патриарх Аввакум (1682). В 1825 году был убит римский папа Иоаким (1690). Иноземные захватчики, контролирующие к этому времени  значительную территорию России, упразднили  патриаршество, а вместо него учредили Синод  (1721).

Википедия: "Святейший правительствующий синод - высший орган церковно-государственного управления Русской церковью в синодальный период (1721-1917)".

На Руси до 1834 года Синодом будут строиться католические храмы, и насаждаться католицизм.

Ниже приведены даты жизни реальных лиц и их образов в традиционной истории

Патриархи Русской церкви старого благочестия:

1. Никон (1741-1818), титул Великого Государя носил с 1787 по 1812 годы.

Википедия: "Патриарх Никон (мирское имя Никита Минин; 7 [17] мая 1605, село Вельдеманово - 17[27] августа 1681, Тропинская слобода, Ярославль) – московский   патриарх,   имевший официальный титул патриарх Московский и всея Руси, Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя России и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх с 25 июля (4 августа) 1652 года по 12 (22) декабря 1666 года с титулом Великого Государя".

2. Аввакум (1755-1825), патриарх с 1819 по 1824 годы.

Википедия: "Аввакум Петров или Аввакум Петрович (25 ноября (5 декабря) 1620, Григорово, Нижегородский уезд - 14 (24) апреля 1682, Пустозерск) - видный русский церковный и общественный деятель XVII века, священник Русской православной церкви, протопоп, автор многочисленных полемических сочинений".

Википедия: "Никита Пустосвят (настоящее имя Никита Константинович Добрынин; ум. 11 (21) июля 1682, Москва) - суздальский священник, противник церковной реформы Патриарха Никона. Прозвище Пустосвят было дано его оппонентами".


Патриархи Узурпатора и его сына:

1. Патриарх Иоаким (1757-1825).

Википедия: "Патриарх Иоаким (в миру Иван Петрович Савёлов-первый; 6 января 1621, Можайск - 17 марта 1690, Москва) - предпоследний в досинодальный период патриарх Московский (26 июля 1674-17 марта 1690).

Википедия: "Иннокентий XI (лат. Innocentius; в миру Бенедетто Одескальки, итал. Benedetto Odescalchi; 16 мая 1611, Комо, Миланское герцогство - 12 августа 1689, Рим, Папская область) - папа римский с 21 сентября 1676 по 12 августа 1689 года".

Википедия: "Патриарх Гермоген (Ермоген, в миру Ермолай; ок. 1530 - 17 (27) февраля 1612) - второй (фактически третий, считая Игнатия) Патриарх Московский и всея Руси (1606 - 1612, в заточении с 1 (11) мая 1611), известный церковный общественный деятель эпохи Смутного времени. Канонизирован Русской Православной Церковью".

Википедия: "Сергий Радонежский, игумен Радонежский, игумен земли Русской, всея России чудотворец (в миру Варфоломей; 3 мая 1314 года или май 1322 года - 25 сентября 1392 года) - иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра)".

2)  Афанасий (1787-1836).

Википедия: "Архиепископ Афанасий (в миру Алексей Артемьевич Любимов-Творогов; 1641, Тюмень - 5 (16) сентября 1702, Холмогоры) - епископ Русской Церкви, первый епископ Холмогорский и Важский, духовный писатель и полемист".

Википедия: "Патриарх Адриан (в миру Андрей; 2 (12) октября 1637, или 1627, Москва - 16 (27) октября 1700, Москва) - последний в досинодальный период, c 24 августа 1690 года, Патриарх Московский и всея Руси".

Википедия: "Александр VIII (лат. Alexander VIII PP.; в миру Пьетро Вито Оттобони, итал. Pietro Vito Ottoboni ; 22 апреля 1610 - 1 февраля 1691) - папа римский с 6 октября 1689 по 1 февраля 1691".

А вот как трактует традиционная история события 1819-1825 годов. 
"Никита Пустосвят. Спор о вере" - картина известного русского художника Василия Григорьевича Перова. Полотно было создано между 1880 и 1881 годами, но история, о которой оно повествует, произошла 5 июня 1682 года. В центре картины оказывается простой православный священник Никита Пустосвят, пришедший в Грановитую палату Московского Кремля для того, чтобы принять участие в споре о вере. Данный спор был затеян им самим, но по лицам, присутствующих на картине персонажей - царевны Софьи, высокопоставленных священников и придворных, явственно видно, что претензии к церкви, также как и сама церковь, им не интересна. Никита Пустосвят обвиняет священников в полном невежестве в том, что используемые ими святые изречения - это всего лишь слова, значения которых они практически не понимают. Священник одет в простую рясу, подпоясанную куском бечевки, на голове у него черный головной убор, положение тела полусогнутое, в руках - свиток. Несмотря на то, что человек на картине находится в раболепной позе, явственно просматривается, что он готов бороться за свои убеждения до самого конца. Окружающие священника люди повернуты к зрителю спиной и стоят на коленях, исключение составляют представители высшего духовенства и сама царевна. Картина написана в мрачных тонах, на ней представлен завершающий момент жаркой дискуссий. Лица людей уставшие, отрешенные, видно, что каждый остался при своем мнении. Завершение этой истории художником не было показано. Сама же историческая действительность изображена живописцем более чем беспристрастно, на полотне не видно, каковы настоящие чувства художника, неизвестно как он относится к происходящему. Из исторических источников известно, что Никита Пустосвят вышел победителем из затеянного им спора. Но на следующий же день, после того, как произошли события, отраженные на полотне, сельский священник был схвачен и казнен по приказу царствующей семьи. Доводы разума оказались бессильны перед применением физической силы и невежеством, от которого действительно страдали многие священники описанного периода истории, не владеющие грамотой и пониманием того, что произносят, но берущиеся учить других".

Вот так выхолощена реальная история, к прошлым событиям она имеет лишь самое отдаленное отношение.

На фото: Картина Перова В.Г. "Никита Пустосвят. Спор о вере".