Как из рога изобилия

Михаил Мороз
Когда мы говорим о богатстве русского языка, то всё больше убеждаемся в верном афоризме А.С. Пушкина, сказавшего, что  «язык неистощим в соединении слов». Это и о фразеологизмах. 

«Конструкторами», создателями многих образных сочетаний слов были сельские жители. Можно открыть словарь фразеологизмов, различные сборники пословиц и поговорок и заметить, что многие сочетания слов, крылатые выражения имеют «крестьянскую биографию». Хотя «трудовая книжка» фразеологизмов весьма разнообразна, речь сегодня поведу о тех, которые имеют "сельское рождение".  Это навеяно еще и горечью, что с исчезновением крестьянства (главного источника русской речи) язык наш скудеет, становится маловыразительным, бесцветным…

Мой собеседник в деревне, маленький, щуплый старик, прошлой осенью почивший, всегда с радостью встречал меня на своей лавке и, закуривая цигарку с самосадом, от которого закатывали глаза даже куры, шнырявшие возле ног деда, говорил мне: «Садись, языки почешем, а то в деревне – никого. Скукота смертная – мухи мрут». С дедова языка фразеологизмы сыпались как из рога изобилия. Я ему об этом тут же сказал. «Должно,  только крестьяне могли так говорить, хоть и не наши», - заметил дед. Я ему, упростив, объяснил, что истинное происхождение словосочетания  «рог изобилия» кроется в древнем поверье, что подлинное изобилие заключено в роге козы или быка. Это пришло к нам из Древней Греции, пояснил я деду.
-  Да, вчерась был я в городе. В магазинах ваших всего полно. И, правда, как из рога изобилия. Но всё не нашенское. - привозное. Видно, выбились из колеи  мы, раз позарились на чужое.  А ить сказано народом: «На чужой каравай рот не разевай, а свой затевай!»   Дед помолчал. Цигарка жарко  горела в его желтых от курева пальцах.
-  Я нарочно курю своё, а не чужое курево: сам сажаю табак. Хоть я теперь и пятое колесо в телеге, но  не иду на поводу  у ихнего ВТО, - ворчал дед, показывая на дым от цигарки. Сизые паутинки дыма стлались, виясь на золотом весеннем ковре луга, поросшего одуванчиками. Дед глядел на  него и о чем-то думал. Потом сказал:
-  Вот вчерашнего дня глядел в телевизор Думу. Но о чем там думают и чем думают? Одна сутолока, свалка и суета людская. Ничего там не разберешь, кто правый. кто виноватый, такой содом, что пыль столбом, дым коромыслом – не то от таски, не то от пляски.
Наверное, чтобы дыма было больше, дед скрутил еще одну цигарку: комары покою не давали, и старик курил не переставая.
- Я тебе, милок, скажу так: руководители наши сели не в свои сани, - рассуждал старик, отгоняя комаров рукой и дымом. – Надо народу поворачивать оглобли,  а то беда будет для страны, прибирать вожжи к рукам своим надо. А депутатов этих, шалопутов, волк за ночь не перегрызет. Держать их на привязи надобно – вот что я тебе скажу, -  всё более горячился старик, и пальцы его от нервных речей дрожали и сыпали искры с горящим табаком на траву под ногами. Окончательно распалившись, он заключил:
- Наломали дров, сучьи дети! Погляди на взгорок, там была ферма об двадцати строениях.  А теперь – бурьян. Пустошь. Одни лисицы бешеные живут… Нет. Надо брать в шоры всю власть, а то внуки по миру пойдут.
Дед задумчиво посмотрел на вечереющее небо и сказал мне:
- Пора домой. Вон уже и одуваны  зажмурились, к ночи готовятся.

Действительно, луг еще час назад был золотым, а теперь одуванчики спрятали золотые лепестки, и он стал зеленым. Я сказал старику «до свидания», потому что хотелось непременно встретиться с ним еще раз, чтобы сполна насытиться образными выражениями, которыми сыпал старик из своих уст как из рога изобилия.