Донбасс непоборный. Белые Камазы

Леонид Калган
    В конце августа 2014 -го я оправился в г. Харцызск пополнить запас продуктов для семьи, и лекарств для мамы. На то время поселковые магазины были закрыты из-за отсутствия электричества и продуктов в них. Нужно было попуткой добраться до города, чтобы в торговых сетях Брусничка или АТБ отовариться на магнитную карточку. Эти магазины до последнего держались в воюющей части Донбасса, выручили великое множество мирных жителей, но, только тех, у кого были достаточные суммы на счетах. С наличкой же в то время были большие проблемы:отключенные от сети, или, пустые, банкоматы, как и банки, не работали. Карманных денег едва хватало на проезд туда и обратно. Зарплатная карта очень выручала, но в указаных мною магазинах оставались только дорогие товары, их и приходилось ложить в корзину.
     Так, как мне, повезло не всем: получавшие пенсию по старинке, на дому или почтовых отделениях, пенсионеры оказались вмиг лишенными средств на жизнь. Эти люди действительно голодали. Хаос и неразбериха того бурного года пагубно сказались на самых беззащитных.
     Кроме того, оказавшись в городе, важно было зарядить телефон и фонарик. В этом помогали друзья, или, можно было оставить приборы на зарядку в любом магазине где был ток, и идти по своим делам. Случаев пропажи не было.
     Шагая по центру Харцызска, я смотрел на безлюдные улицы, и замечал в бетоне тротуаров, асфальте дорог крохотные выемки от мин, на стенах домов, в стеклах окон, дверях магазинов осколочные отверстия. Футболил носками ботинок тяжелые, толстые осколки, рваные и острые как зубья пилы. В одном месте, на тротуаре, темнело засохшее пятно крови. По всему было видно, что центр, плотно застроенный пятиэтажками, на днях пережил обстрел артиллерией ВСУ. Занятое боями, Ополчение быстро организовало для горожан убежища, готовые принять всех желающих. Но, все же гражданские гибли, или получали ранения.
    Скупившись втридорога, оббежав десяток аптек, пять из которых работали, я приобрел лекарства на ту же карточку, и отправился в Зугрэс. Несмотря на боевые действия, сообщение между городами работало, в виде такси, или редких, но все же, рейсовых автобусов. Вообще, дороги были практически забиты машинами с беженцами, одни из которых направлялись в сторону Украины, другие - в Россию. На каждом таком авто прилеплены несколько белых листов с крупной надписью "Дети!".
      Приехав в Зугрес, я, заходя в магазин, в котором оставил приборы на подпитку аккумуляторов, увидел перекошеный на пробитые колеса, размалеваный из баллончика под цвет хаки Луаз. На борту машины надпись"На Киев через Дебалю(Дебальцево)!"
    Куда ни глянь, носились на своей технике ополченцы, нередко не выдержав их машины ломались и они просто  оставляли их стоять на обочине.
    Бросив свою тяжелую ношу на скамью автобусной остановки, я облегченно присел рядом. В сумке призывно позвякивали две бутылки водки, в зубах у меня появилась сигарета. Я курил и смотрел по сторонам, ждал попутный транспорт. С юго-западной стороны города лежит протяженный, высокий холм. За ним грохотала активная канонада арты. Тот факт, что здесь, рядом и вокруг меня существует относительно мирная жизнь, а там, за той грядой уже идет война(взятие Иловайска Ополчением) не помещался в голове.
    Подошел знакомый мужчина, я предложил ему водки, но тот отказался: вступил в Ополчение, идет к жене и детям прощаться. Не хочет, чтобы самые родные люди запомнили его выпившим. Угостив пачкой курева, на прощание, я пожал ему руку и обнял, пожелал удачи. В тот миг его лицо было печально и одухотворено.
     Время шло, солнце клонилось к горизонту, машин в нужном мне направлении не было. С западной стороны- стороны Донецка, по разделяющей Зугрэс трассе, на большой скорости проследовал зеленый джип, за ним, не сбавляя темпа, пронеслись пять белых грузовиков-фур, тех самых белых Камазов из первой колонны с гуманитарной помощью от РФ. Сейчас они пустые возвращались на родину. При их виде мне вспомнилось мнение Укро СМИ о таких Камазах, в которых якобы перевозятся снаряды, головорезы-чеченцы, и, даже...танки! Вереницу завершал автобус с вооруженной охраной. Также в нем были и гражданские. Внезапно, в момент, когда первая из белых машин оказалась на высоком мосту на выезде из города, в небе, над крышами частного сектора, что-то взорвалось! Спустя миг зазвучала серия из пяти-шести взрывов! В воздухе шипел свист разлетающихся поражающих элементов! Бросив свою поклажу, я мигом спрятался за толстым стволом акации, ища взглядом укрытие понадежней. В ворота стоящего рядом частного дома ударил осколок и зазвенел по камням в двух шагах от меня! Автобус охраны остановился, его пассажиры выбежали из салона и спрятались за углом сталинки. Едва обстрел стих, они впрыгнули в автобус, умчавшись догонять своих. 
    Позже, приехав таки еще засветло домой, я размышлял об вечернем акте агрессии ВСУ против гуманитарной миссии: наверняка боеприпасы были осколочными и взрывались в воздухе, скорее всего, не без помощи координатора. Еще позднее, через несколько дней, жители Зугрэса рассказали мне о гибели мужчины, мирного жителя, как раз в той части города, над которой я видел серию разрывов осколочных  боезарядов. В доказательство мне показали поражающий элемент, похожий на цельнометаллический дротик для игры "Дартс". Такими средствами поражения были пробиты крыши, окна, заборы.