Паровой двигатель - телеграф - История почти Всего

Рем Ворд
....Впереди – эпоха Научно-Технического Прогресса (НТР), век пара и, в целом благополучного душевного совершенствования.
Первый паровой двигатель более-менее современного вида, с непрерывным вращением вала, изобретается шотландцем Джеймсом Уаттом (Ваттом) в 1769 году. Появляется и единица мощности – Ватт. Система измерений, документирования работы некоего аппарата –  очень важна для всех последующих изысканий и усовершенствований. Ватт (Вт, W) – мощность, при которой за 1 секунду совершается работа в 1 джоуль. Джоуль равен работе, совершаемой при перемещении точки приложения силы, равной ньютону, на расстояние 1 метра в направлении действия силы. Ньютон, в свою очередь определяется как сила, изменяющая за 1 с. скорость тела, массой 1 кг на 1 м.с. Последняя единица, несколько, может быть, упрощенно, равна давлению тела весом 102 г. на основание. Теперь еще более просто – если вы нажимаете на некое тело так, как 102 грамма массы давят на Землю, на протяжении метра, в течении 1 секунды – то вы выдаете мощность 1 Ватт.
Таким образом, освоен, формализован новый источник энергии, в значительно большей степени, чем взрыв пороха, поддающийся управлению.
Великобритания в наивысшей степени подготовлена к последовавшей за тем Промышленной революции. Исследователи считают, что основным фактором здесь является заключение негласного общественного договора между бизнесом и обществом, гарантирующим, что все стороны пакта будут придерживаться определенных правил поведения.

 
                1
 
                2


 
                3
 
              4
               


 
                5

 
                6
 
                7

1. Первый (паровой) автомобиль, военного инженера Николя-Жозефа Коньо, Франция, 1771 год. Разрабатывался как тягач артиллерийских орудий. Вес 2,8 тонны, длина 7, 5 м., грузоподъемность 5 тонн, топливо – дрова, скорость 3-4 км.ч. Не вполне логичная центровка на переднее колесо приводит, в конце концов к заклиниванию системы управления и серьезной аварии. Тем не менее, паровые автомобили развиваются вполне успешно, прежде всего, в Великобритании, до принятия там закона, обязывающего автолюбителей пускать впереди человека, подающего звуковые сигналы, размахивающего флагом.
2. Первый в мире практически используемый пароход (стимбот, пироскаф) «Клермон», либо «Пароход Северной Реки», North River Steamboat) этнического ирландца Джона Фултона (США, 1807 г.) Максимальная скорость на ровной воде – 9 км.ч.
3. В России первый пароход «Елизавета» создан в 1815 г., на заводе Чарльза (Карла Николаевича) Берда, этнического шотландца. Длина судна 18, ширина 4,6, метров, осадка 0,6 м. Бортовые колеса – диаметр 2, 4, ширина 1,2 метра. Мощность паровой машины 4 л.с. Скорость 9,5 км.ч. «Елизавета», в компании многих вскоре появившихся, значительно усовершенствованных пироскафов осуществляет регулярные рейсы на линии Санкт-Петербург - Кронштадт.
4. Первый паровоз, «Пенидаррен», по названию родного города изобретателя, Ричарда Тревитика (Великобритания, южный Уэльс, 1803 г). Собственный вес 5 тонн, скорость порожнего 26 км.ч., сцепленного с 5-ю вагонами массой 25 тонн – 8 км.ч. Для своего времени это потрясающие возможности. «Пенидаррен» показывает, то, что ранее казалось не столь очевидным: тяжелый паровоз с гладкими колесами способен передвигаться по рельсам, не буксуя. Позже, на публичных испытаниях, где, наверное, никогда ничего не идет гладко, этот положительный результат подвергается сомнению. В 1811 году, не получив поддержки от крупных финансистов, Тревитик разоряется.
 5. Первый вполне окупаемый паровоз создает в 1814 году механик, а по совместительству также и часовой мастер, Джорж Стефенсон. Инженер на хорошем счету у начальства горнопромышленной кампании, и потому довольно легко добивается выделения средств на постройку нового паровоза. Время вполне подходящее: из-за нового противостояния с Наполеоном в Европе поднимаются цены кормов для основной тягловой силы - лошадей. Машина, названная «Блюхер», проводит состав из 8 повозок, массой 30 тонн со скоростью 6,4 км.ч., на участке пути с подъемом 0,3;.  Вскоре паровозы завоевывают мир.
6. Первое в мире транспортное средство, работающее на бензине, Вена, Австрия, 1864 год. Изобретатель – Зигфрид Маркус. Основа корпуса – простая тележка без рулевого управления. Двигатель заводится при поднятых вверх задних колесах. Скорость движения данного т.с. неизвестна.
7. Первый в мире серийно выпускаемый, пригодный для дальних поездок бензиновый автомобиль «Motorwagen». Изобретатель, производственник – Карл Фридрих Бенц, владелец механической (велосипедной) мастерской. Масса машины 265 кг., мощность двигателя 0,95 л.с., максимальная скорость 16 км.ч. На первом экземпляре автомобиля отсутствует коробка передач (одна единственная скорость, регулировка оборотов двигателя подачей топлива), но уже задействовано ременное сцепление. В августе 1888 года жена Карла, Берта, осуществляет первый в мире автопробег с практической целью – посещением родственников. Вояж на сто километров туда и обратно, занимающий, в одну сторону день (с двумя сыновьями, на подъемах толкающих авто) вполне успешен, и он всемерно содействует продаже первой партии автомобилей - 25 штук.

С начала девятнадцатого века, исподволь, сначала в виде забавных научно-популярных представлений, происходит разработка принципиально нового источника энергии. Дамы и господа получают электрические разряды от первого конденсатора - Лейденской банки – созданного в 1745 году голландцем Питером ван Мушенбруком, вздрагивают, нервно смеются, и, конечно же, вряд ли осознают, каков действительный потенциал изобретения. Далее, 1785 год – француз Шарль Кулон дает строгую математическую формулу закона электростатического взаимодействия (справедливо получившего имя своего первооткрывателя). В 1791 году ученый (поскольку стремится не утаить, а распространить обретенные им знания) Гальвани публикует трактат о действии электрического тока, полученного при контакте металла скальпеля и электролита (консервирующего препарата), на мышцы препарированной им лягушки. Спустя 9 лет другой любознательный итальянец, Вольта составляет первый гальванический элемент  - столб из цинковых и серебряных кружочков, разделенных смоченной в подсоленной воде бумагой. Опыты с электричеством приобретают некий инструментальный, уже действительно интересный вид.
В 1820 году, некий студент на лекции датского профессора Г. Эрстеда (демонстрировалась способность тока вольтова столба нагревать проволоку) замечает, что стрелка компаса, поверх крышки которого оказался провод, отклоняется каждый раз при замыкании электрической цепи. Металлы приобретают магнитные свойства тогда, когда по ним протекает электричество? Осознав это, проделав некоторые дополнительные опыты, опубликовав соответствующую научную работу, Эрстед становится богат (премия Наполеона, 3000 франков) и знаменит.
Француз Андре-Мари Ампер, не тратя времени зря, в том же году ставит ряд еще более продуманных экспериментов, выводит строгие, несколько уже пугающие своей сложностью, формулы. Выясняется, в частности, что параллельные проводники с токами, текущими в одном направлении, притягиваются, а в противоположных – отталкиваются друг от друга. Катушка провода, по которому течет ток, равноценна постоянному магниту. Усилить магнитное действие можно, если поместить внутри нее железный сердечник.
Открывается прямая дорога к одному из величайших изобретений 19 века – электрическому телеграфу. Собственно, гальванический телеграф изобретен, испытан на расстояние 3 км еще в 1812 году. Суть - 32 проволочки могут быть подключены к электрической цепи, на противоположном конце линии связи пузырьками в растворе кислоты они определяют выбранный отправителем знак алфавита - …но, для практического использования, это не совсем то. До того, еще в 1774 году испытывался, представим себе, электростатический телеграф (отклонялись те или иные электризованные шарики), разумеется, с еще более невнятным утилитарным выходом.
Полный объем Литрес История почти Всего-1