Становление Науки История почти Всего

Рем Ворд
                Становление науки

Достаточно произвольно, хотя и с некоторыми основаниями, определим дату развития науки современного вида  как начало эпохи огнестрельного оружия. Впервые массово применяется контролируемый источник энергии – порох. Идея силы, которой можно управлять по своему разумению, придает техническому прогрессу не вообразимое до того ускорение.
Порох – смесь кусочков угля, серы и селитры. Сера воспламеняет селитру, селитра дает кислород, угольный порошок при интенсивном горении выдает большое количество газов высокой температуры. Первый более или менее достоверный изобретатель гремучего состава – китайский алхимик Сунь Сы-мяо (седьмой век н.э.) В Поднебесной порох используется обычно для увеселительных фейерверков, реже – в военном деле, как ракеты-стрелы.
Но, это оружие, хоть и обладает выраженным психологическим воздействием на слабо подготовленного противника, само по себе капризно и мало эффективно. Кажется, им нельзя управлять. Движение ракеты сильно зависит от качества пороха, мастерства самого лучника, влажности, порывов ветра и, кажется, прихотей духов. В данном случае опыт никогда не воспроизводится в точности – что противоречит основной парадигме современной науки.
Вторично порох открывает немецкий францисканский монах Бертольд Шварц (в миру Константин Анклитцен), в 1330 году, возможно, в Кельне или Нюрнберге. Шварц – «Черный» - прозвание, данное Бертольду за безоглядное увлечение алхимией. Случайная искра воспламеняет смесь в ступке, взрыв выбрасывает толкушку прочь, образуя дыру в потолке; и так, заодно с порохом, рождается классическое огнестрельное оружие. Изобретение подхватывается. Оказывается, опыт с использованием мощного источника энергии может быть многократно и точно воспроизведен. Снаряд, выброшенный тщательно отмеренным зарядом и стволом определенной длины, при том или ином наклоне орудия, всегда улетает на строго определенное расстояние. Все это вычисляется, усовершенствуется, внедряется в массовое производство по установленным шаблонам. Сразить профессионального воина способен теперь только-только научившийся заряжать кулеврину призывник. И так, с середины четырнадцатого века, очарование Средневековья, с его звоном мечей и пением тетив, закованными в броню рыцарями и суровыми замками, начинает слабеть.
Некоторые изменения сознания произошли тысячелетием раньше. Это – единобожие, как официальная религия. Отныне человек склонен к рефлексии, постоянному взвешиванию своих дурных и добрых дел, старается свести все разнообразие мира к одной …двум, может быть трем основным Формулам. Именно к этому стремится и классическая Наука. Кроме того, пусть не сразу, но возрастает ценность человеческой жизни. К четырнадцатому веку институт рабства, в целом, исчезает. Те же общества, которые не отказываются от дешевого принудительного труда, обрекают себя на то, чтобы плестись в хвосте научно-технического прогресса.
С пятнадцатого века в Европе повсеместно стартует эпоха Ренессанса (т.е., с фр.  – «Возрождения»), расцветает интерес к античной культуре и Человеку - как свободному, желающему счастья, и всесторонне развитому существу.
В Италии, давшей жизнь Ренессансу, Возрождение, в целом, заканчивается 6 мая 1527 года. Римский Папа Климент Седьмой теряет контроль над своим наемным 35- тысячным войском, последнее входит в древнюю столицу Мира, убивает 45 тыс. ее мирных жителей, теряет 15 тыс., грабит дворцы кардиналов, вельмож, и, собственно, все, что стоит грабить. Как то ситуацию удается урегулировать, но авторитет Католической церкви катастрофически падает. Как результат – итальянские мастера, писатели и поэты, опечаленные столь очевидными проявлениями бесчеловечности, склоняются к следующим художественным течениям – барокко и маньеризму. В изобразительном искусстве маньеризм проявляется как перегруженность композиций, деформированность фигур, чрезмерная их напряженность, изломанность линий. Известные писатели-маньеристы – Сервантес, Шекспир; изобилие деталей, игра контрастов.
Следующая эпоха –  в искусстве, науке и самой жизни, – барокко. Слово это можно перевести с итальянского как «причудливый, склонный к излишествам», или португальского – «жемчужина неправильной формы, т.е., с пороком». Оба эти определения точны. Также барокко означает «неестественность», «неискренность», «элитность» и «преувеличенная эмоциональность» - в общем, без негативного оттенка. Практически все это означает стремление к величию и пышности, совмещению реальности и иллюзии, изысканным, но не функциональным одеяниям; мужским парикам, дамским корсетам, и т.п., сверх меры утонченным, неестественным манерам. Отвергаются устоявшиеся традиции и ритуалы. Бог теперь – Творец, у которого человеку следует учиться. Высший Разум только наблюдает. Молитвы не столь важны. На передний план выступают ученые-естествоиспытатели. Происходит то, чего ранее, в эпоху алхимических изысканий  никогда не было. Натурфилософы ставят строгие эксперименты, вступают в научную переписку, публикуют работы, повышают этим свой социальный статус и получают какие-никакие, но все-таки, деньги.
На плечах барокко в восемнадцатый «галантный» век въезжает эпоха Просвещения. Ее столпы – свободомыслие и рационализм. Наука впервые представляется инструментом повышения общественного благосостояния. В отличие от алхимиков и астрологов, образовывавших закрытые общества, ученые нового вида стремятся всемерно популяризовать полученные ими знания.
Вместе с тем, видные деятели Просвещения (Вольтер, Руссо) зачастую выступают с неоправданно резкой критикой института церкви. После термидора (завершения в результате переворота) Великой Французской Революции, согласно другому определению, к началу наполеоновских походов (1800 г.), эпоха Просвещения – как не вполне продуктивная в морально-этическом плане, сворачивается.
Полный объем Литрес История почти Всего-1