Ч. 1 Война на Тихом океане. Пёрл-Харбор

Владимир Врубель
Когда произносят слова «война на Тихом океане», каждый вспоминает Пёрл-Харбор, самый знаменитый эпизод, о котором много написано и сняты кинофильмы, документальные и художественные.

 Но война началась намного раньше нападения японских самолётов 7 декабря 1941 года на американскую военно-морскую базу.

Япония была открыта европейцами в середине девятнадцатого века, я имею в виду начало регулярных контактов, когда были заключены первые межправительственные договоры, американским коммодором Мэтью Перри, а после него вице-адмиралом Ефимом Васильевичем Путятиным.

Страна тогда была сельскохозяйственной, феодальной. Иван Александрович Гончаров оставил нам свои впечатления от того времени в виде путевых очерков под названием «Фрегат «Паллада». О японцах он написал свысока, снисходительно. Такое отношение к восточному соседу сохранилось в России надолго, за что Российская империя жестоко поплатилась в русско-японской войне.

Россия потерпела поражение на суше и на море. Такого позорища, как сдачи в плен во время Цусимского сражения боевых кораблей, не испытала ни одна страна в мире.

За полвека Япония совершила скачок в будущее и в двадцатом веке вошла в число передовых стран мира, обогнав Российскую империю во всех областях. Достаточно сказать, что к началу русско-японской войны в  Японии была стопроцентная грамотность населения, чего добились в России только при советской власти.

Но Япония развивалась как милитаристское государство. Не углубляясь в историю, скажу лишь, что в 1937 году началась полномасштабная война между Китайской республикой и Японской империей.

Советский Союз помогал китайцам, рассчитывая, что война в Китае отвлечёт Японию от советских границ. В 1938 и 1939 годах  советские войска отбили нападение японцев в пограничных конфликтах.

США помогали, и Японии, и Китаю, правда, требуя вывода японских войск из Китая. Англия умеренно поддерживала Японию.

Всё изменилось после 7 декабря 1941 года, когда Япония напала на американские базы на Гавайях. В тот же день японские войска атаковали Гуам, остров Уэйк, британскую колонию Гонконг,  вторглись на Филиппины, Таиланд и Малайю.

Для нападения на Пёрл-Харбор были выделены авианосное соединение из шести авианосцев, линкоров, двух тяжёлых и одного лёгкого крейсера, 11 эсминцев, трёх подводных лодок и 8 танкеров.

 Второе соединение состояло из 25 океанских подводных лодок типа «И» и пяти карликовых подводных лодок с экипажем из двух человек, флагманского корабля и лёгкого крейсера.

Корабли шли, соблюдая полное радиомолчание, маршрут был проложен так, чтобы не встретить, ни военных, ни торговыхе кораблей. В 260 милях севернее Пёрл-Харбора со всех авианосцев одновременно стали подниматься в воздух самолёты. Японские самолёты нанесли удар по аэродромам Хикем, Уилер и базе гидросамолётов на острове Форд.

После этого торпедоносцы и высотные бомбардировщики атаковали американские линкоры.

Следует заметить, что операторы радиолокационной станции, находившейся в северной части острова Оаху доложили о приближении большой группы самолётов, и командование базы, имевшее в распоряжении около сорока минут могло принять кое-какие меры, если не для отражения, то, по крайней мере, ослабления внезапного удара, но ничего для этого не предприняло.

Японские авианосцы приняли свои самолёты и без потерь ушли. Использование подводных лодок оказалось безрезультатным. Японцы понесли потери: американские противолодочные силы потопили три карликовые подлодки и одну большую подводную лодку.

Военно-морской флот США понёс большие потери. Японцы потопили 19 боевых кораблей, в том числе все восемь линкоров. По сведениям отечественных источников были уничтожены 311 самолётов. Погибли 2434 матроса и офицера, 1247 человек были ранены, многие из них тяжело. Зарубежная печать приводит несколько иные сведения: американцы потеряли 188 самолётов и убитыми 2403 человека.

Во время нападения США официально не находились в состоянии войны с Японией. Японское посольство только в середине дня 7 декабря  вручило объявление ультиматума американскому правительству. Потом японцы оправдывались, что они никак не могли его раньше расшифровать.

 Юридически для пострадавших американцев это означало, что все погибшие и раненые, а также люди, потерявшие  имущество, потерянное при бомбёжке в Перл-Харборе, не имели статуса сражавшихся, ну и, естественно, соответствующих льгот.

 Японцы были уверены, что Соединенные Штаты, получив такой внезапный и сокрушительный удар, согласятся на урегулирование претензий, изложенных в ультиматуме, путем переговоров, и дадут Японии свободу действий в Азии. Да не тут-то было.

Американские потери оказались менее серьезными, чем первоначально предполагалось. Это, примерно, то же самое, когда раны на лице кажутся более страшными, чем на теле. Так, во всяком случае, в молодости учил меня один тренер, кореец.

Авианосцы были важнее линкоров, а они все находились в плавании. Уцелела и вся жизненно важная военно-морская инфраструктура. Например, в топливных баках на берегу находились 400 тысяч тонн мазута. Уцелели судоремонтные предприятия, база подводных лодок, электростанция, сигнальные разведывательные подразделения.

Японцы серьёзно просчитались с этой атакой. До неё  в США  царили антивоенные настроения. Население, конечно, было настроено против фашизма, но очень многие полагали, что это дело европейцев, пусть сами всё расхлёбывают.

 Умные люди, в том числе и те, кто руководили страной, считали, что фашистскую гадину нужно раздавить, поэтому  сначала негласно, а потом по ленд-лизу США помогали Англии и Советскому Союзу.

Коварное нападение союзницы Германии на сто восемьдесят градусов изменило настроение в обществе и всколыхнуло патриотические настроения, чем не замедлил воспользоваться президент Рузвельт, объявив войну Японии. 11 декабря Германия и Италия, а позже и сателлиты Германии объявили войну США.

Английская военно-морская крепость Сингапур находилась на Малаккском полуострове. В ней должен был базироваться Восточный флот, но вместо флота там находилось  «Соединение Z», состоявшее из новейшего линкора «Prince of Wales» и линйный крейсер «Repulse».

Далее пример, как длинный язык руководителя может порой обернуться трагедией. Черчилль громогласно заявил, что оба корабля будут находиться в Сингапуре, чтобы сдерживать японцев. Короче говоря, выполнять такую же роль, как «Bismarck» в Атлантике.

Как только об этом стало известно адмиралу Ямамото, он немедленно усилил три авиационные группы, предназначенные для уничтожения этих двух кораблей, ещё 36 бомбардировщиками.

Вот также похвастался Хрущев некоторыми сведениями об Иране, и Советский Союз лишился ценного информатора в правительстве Ирана. Шах не стал разбираться, кто именно предатель, а приказал расстрелять всех, кто об этих сведениях знал. Среди них оказался наш завербованный агент.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/04/02/1901

На фотографии: группа офицеров линкора «Prince of Wales»