Основная тема. Нельзя научить игре

Алексей Ратушный
Нельзя научить игре на фортепиано за две недели.
И за месяц не получится.
И за три.
Нельзя научить искусству бокса за пять недель.
Тем более нельзя научить игре в шахматы за тридцать уроков.
Современные развитые виды спорта и искусства требуют многолетних упражнений.
Приведу пример из бокса.
Постепенно – не сразу, естественно! – выяснилось, что если долго бить по голове, то организм адаптируется к этому воздействию: меняется состав и структура костей и сухожилий. Меняется структура кровотока крови. В итоге человек тренированный «держит удар» намного лучше, чем впервые взявшийся боксировать. Десять лет ежедневных «избиений» и одним ударом кулака вас уже не убить. По крайней мере шансов на выживание у вас будет побольше. На самом деле это относится ко всем видам искусств. В каждом виде деятельности систематические активности приводят к структурным изменениям в тканях, в суставах, в сосудистых бассейнах, в гормональном фоне, в организации мыследеятельности и так далее и тому подобное.
В среднем на выращивание мастера требуется восемь – десять – двенадцать лет. И это при наличии и вполне определённых способностей, то есть генетических, физиологических, психических и иных предрасположенностей. Здесь хороший пример – рука Паганини. Великий скрипач. Попробуйте кончиком указательного пальца дотянуться до поверхности своего предплечья. Именно это и делал Паганини. Легко. Без напряжения. Его способности к сверхвиртуозной игре потомки объяснили как поломку в 15-й хромосоме (синдром Марфана). Вот это и есть «предрасположенность»!
Таким образом сама идея «научить» игре не выдерживает критики.
Любая игра – это то, чему в принципе нельзя научиться.
Научиться можно некоторому набору общедоступных приёмов и способов получения каких-то более или менее приемлемых результатов.
Поэтому основная функция разнообразных «школ» спортивного и искусствоведческого профиля – селекция – отбор наиболее предрасположенных к тому или иному виду активности детей.
В дальнейшем регулярно занимающиеся достигают определенного уровня превосходства в избранной активности над окружающими, что расценивается обществом как позитивный результат.
И только отобранные единицы – те кто уже в три года играет и пишет музыку или в пять лет громит сильных партнеров, и так далее, и тому подобное – становятся наконец большими мастерами.
Здесь необходимо ещё указать на селективную базу.
Чем больше охватываемое отбором население, тем шире возможности по выявлению «талантов». И затем уже следуют качественные характеристики самой системы селекции. Например в Китае селективная база – миллиард. В США – триста миллионов. В России – сто пятьдесят миллионов.
Имеет значение и предрасположенность местности или народности.
В любом случае в любой точке планеты могут появляться уникумы, превосходящие современников по всем параметрам в данном виде искусства или спорта. И далее их судьба зависит от функционирующей системы поощрений и поддержаний для таких уникумов. В футболе или хоккее с шайбой это сама структура приглашения в сильные команды сильных игроков. Где бы ни родился новый Пеле, он рано или поздно окажется в одной из сильнейших команд профессионалов. В области вокала сильный исполнитель рано или поздно окажется в сильном продюсерском центре и так далее и тому подобное.
Системы селекции и трудоустройства в мире формировались столетиями.
Для каждого вида искусства или спорта это особые качественные определённости, особые структуры материальных баз, способов сравнения и определения победителей.
И поэтому необходимо чётко различать общеобразовательную и специальную образовательную активности.
И здесь огромен набор тонкостей и нюансов.
И всё это разработано, осмысленно, многократно проверено на примере светских и конфессиональных школ.
Собственно именно светские школы дали некоторый набор рецептов по общеобразовательной подготовке, которая базируется на принципе общедоступности. Причём общедоступности именно в уже указанном выше смысле: то есть имеющихся базовых способностях всех людей, независимо от их пола, расовой, национальной, конфессиональной принадлежности.
Человечество за века выявило основные наборы активностей, которые необходимы для освоения каждым жителем планеты.
Но прервёмся. Отдохнём. Переосмыслим уже прочитанное.