Вечный зов земли родной

Эйрин
            С вечной верой в человека
            Он живет у нас в крови.
            Вечный зов добра и света,
            Вечный зов родной земли.
                (В. Фирсов)   
    Родилась в тёплый воскресный июльский день 1965 года в замечательном городе Белорецк БАССР. Папа работал водителем автобуса на междугородних рейсах, и "болел" за наших хоккеистов, поэтому мы с сестрой в своём юном возрасте знали поимённо всю сборную СССР по хоккею. Мама была контролёром отдела технического контроля Белорецкого металлургического комбината. Работа была сложна своим графиком, ей было трудно работать в ночные смены, имея двух детей. Мама всегда отлично готовила, но нас к тайнам кухни не допускала.
    В тёплой семейной обстановке пролетели мои 17 лет, поступив в педагогический институт города Магнитогорска, уехала  с малой родины, уехала из родного дома, но до сих пор тянут назад тёплые детские воспоминания... Тогда казалась себе сильной и могучей, поэтому  не оглянулась на людей, которые меня любили. Уехала, а тоска по малой родине осталась в моём сердце навсегда.
    По жизненному опыту знаю, как много драм разыгрывалось после окончания вузов у выпускников советских институтов. Одни из них успешно отказывались от распределения, устраивались на работу через знакомых; другие отрабатывали три года и возвращались домой; кто-то в далеких городках и деревнях  обзаводился семьёй. От распределения зависела карьера и часто менялась полностью судьба советского человека. Оно изменило мою судьбу, да так сильно, что только через 35 лет жизни вдалеке от малой родины с грустью поняла: зря, всё было зря...
    Свердловская область с большим трудом через многие годы стала моим домом, но и сейчас постоянно хочется вернуться в тот городок, который на правах малой родины, воспитавшей меня, зовёт и манит  к себе всю мою жизнь,именно об этом рассказывает фильм "Вечный зов", который снят в Белорецком районе. Сегодня хочу поделиться с читателем своими детскими воспоминаниями о работе съёмочной группы над данным фильмом.            
     В  1972 году в наш дружный городок приехала группа, отвечающая за выбор мест для съёмок  фильма  «Вечный зов». Члены приехавшей команды обратились за помощью в городское автотранспортное предприятие, попросив направить к ним водителей, хорошо знающих окрестности города. Руководители АТП рекомендовали двух человек, одним из них был мой отец - Овчинников Владимир Сергеевич.
    Природа в родном Белорецком районе живописна: горы с голубым  отливом, леса с самым свежим на свете сосновым воздухом, поэтому москвичам было что посмотреть и из чего выбрать места для съёмок будущего эпического телесериала в жанре семейной саги. Каждый водитель рассказывал представителями съёмочной группы о родных местах, их тайнах и легендах. Одна легенда о многочисленных телегах с золотом, спрятанных Емельяном Пугачёвым, способна поднять на их поиски огромное количество людей.
    Менялись водители через день, это был чрезвычайно насыщенный работой день, приходилось не только ездить, но и ходить по лесам и горам. Помню, папа приходил с работы поздно, уставший, но довольный, его глаза светились радостью.Испытывать радость от работы может только счастливый человек. Недели через две места для съёмок были выбраны. После отъезда группы в Москву, начались обычные  будни в нашей семье.
    Весной 1974 года в городке пышным цветом расцвела новость: будут снимать кино по роману А. Иванова «Вечный зов», 4 серии которого уже были сняты в Дуванском районе Башкирии. Приехали в городок артисты, гримёры, режиссёры. Их приезд не нарушил размеренную жизнь маленького провинциального городка, встававшего на работу и ложившегося спать по заводскому гудку, который мои земляки трогательно оберегают и сегодня.
    Папа, как мне казалось, слегка приуныл, видно хотелось на съёмки, но думал: если год назад показал все живописные места, рассказал легенды, то больше не нужен. Оказалось, он глубоко ошибался. Представитель съёмочной группы пришёл в автотранспортное предприятие с просьбой от режиссёров направить в их распоряжение тех же водителей, которые помогали год назад в выборе натуры для съёмок. Так отец стал внештатным водителем съёмочной группы фильма «Вечный зов».
    В городе и окрестных сёлах полным ходом шёл набор массовки для съёмок фильма, люди шли с большим желанием и интересом. Вот взяли на крохотную эпизодическую роль соседскую  девочку Марину. Она играла беженку, которой помогал покинуть поезд  Антон Савельев (Валерий Хлевинский). Марина была рада, что попала на съёмку фильма, её огромные карие глаза светились радостью, но режиссёры требовали играть грусть. И, общаясь с нами  во дворе, она рассказывала, что ей было очень сложно изобразить горе, когда душа поёт от счастья: я снимаюсь в настоящем кино! Мы же с умным видом давали ей советы, как заплакать на съёмочной площадке - надо было незаметно себя ущипнуть.
    Кинокартина «Вечный зов» волнует своих зрителей многие годы, потому что она снята правдоподобно. Это достигалось многократными дублями, о которых  говорила Марина, и продолжительностью съемок: снимали по три серии в год, к каждой серии относились, как к отдельному фильму. В моей памяти нет фактов, которые бы говорили о том, что мы завидовали Марине. В те годы больше завидовали старшим братьям и сёстрам, которые в 1974 году уехали на строительство Байкало-Амурской  магистрали, мечтали быть героями своей земли.
    О жизни города мне идут воспоминания, о которых  уже рассказал поэт Кирилл Крастошевский: 
                Где нет зависти и злости милый дом.
                Где рождение справляют
                И навеки провожают всем двором.
    Именно так и жил город Белорецк в те времена. Не помню, чтобы мы часто обсуждали съёмки фильма, но, когда они проходили в черте города, обязательно бежали и смотрели, потом бурно рассказывали друг другу: как и что сегодня видели на съёмочной площадке.
    Отлично помню, что была зрителем при съёмке эпизода, когда Семён Савельев (Владимир Борисов) и Вера Инютина (Елена Драпеко) узнали от бежавших мимо них мальчишек, что началась Великая Отечественная война (9 серия). Снимали эпизод в  жаркий день на  перекрёстке моей родной улицы Точисского и улицы Ленина (которую, когда показывают в фильме, называют посёлком Шантара). Самым живописным местом этого места была старая пожарная башня, которая, как символ города, возвышалась над его улицами. Ассистенты режиссёров требовали, чтобы стояла тишина, когда говорят герои.  Актёрам нужно было сыграть до сообщения о начале войны безмятежность и радость, свободно прогуливающихся в выходной день влюблённых людей; после сообщения: боль, горе, страх перед предстоящей разлукой.
    В те годы считала, что в любви понимаю много, если не всё. Твёрдо знала, что нужно любить душой, быть в этом чувстве искренней и стремиться стать для любимого поддержкой и опорой. Почему юная девочка знала всё о любви? В эти годы стремительно росла популярность Михаила Боярского,  я была в него влюблена. Хранила в альбоме все заметки о нём, вырезала из журналов его фотографии,поэтому и считала себя настоящим экспертом в любви.
   Все на съёмочной площадке мне  нравились, кроме героини Е. Драпеко. Считала: она не может любить. Казалось, что эпизод снимают и снимают заново из-за неё, а не потому, что походка у героя не та, что прутик держат в руках не очень легко и изящно, что мальчишки не так с героями разговаривают. Сейчас это вызывает только улыбку. Ждала данный эпизод в фильме, но его пересняли полностью, потому что достоверность была одним из главных требований режиссёров.
    Годы спустя мой взрослый сын смотрел «Вечный зов» и интересовался: «Почему в первых сериях 20-летние герои выглядят на 30 лет?» Это тоже связано с требованиями достоверности, показывали историю семьи Савельевых с 1906 года, в те годы средняя продолжительность жизни в Российской Империи составляла чуть более 50 лет, а количество прожитых лет в крестьянских семьях чаще всего не превышало  32-х.
    Мой двоюродный брат снимался в эпизоде  ухода  Семёна Савельева (Владимир Борисов) на фронт (съёмки шли на перекрёстке улиц Кирова и Ленина): герой прощается с матерью (Ада Роговцева), в кузове грузовика его  ждут новобранцы. Снимали  долго, а на улице был уральский жгучий мороз, и массовке разрешали выходить из машины, чтобы двигаясь немного согреться. Время отдыха люди зря не теряли, они знакомились с актёрами, спрашивали их о жизни и нравится ли им наша родная Башкирия. Актёрам нравилось всё, только у них была одна проблема: вначале  80-х были введены талоны на продукты, которые  они, то не успевали обналичить, то не знали, где это сделать. Приходилось оставлять одного «дежурного» в гостинице и он бегал с талонами по городу, отоваривая их. Местные слушали о бедах артистов и объясняли им как, пользуясь дворами и арками, обежать быстро все продуктовые магазины города.
    Жителям платили за участие в съёмке по 3 рубля в день (может кому-то платили больше), эти деньги в то время были целым состоянием для семейного бюджета.
    Нужный материал отсняли и уехали. Город, ставший историей создания фильма, и его жители жили ожиданием работы над  продолжением фильма, говорили, что всем составом приедут снимать чуть позже. Не приезжали долго, были обнаружены  нарушения в распределении финансов при работе над фильмом. Приехала съёмочная группа  малым составом через несколько лет, отсняли общие планы и уехали, сказав, что военные сцены снимают под Москвой.
    Игра актёров - это тонкий душевный процесс, он увлекателен. И я, маленькая провинциальная девочка, да ещё и влюблённая в М. Боярского, начала строить планы поступления в театральный институт. Родители запретили даже думать об этом, не зная, почему мне запретили, очень расстроилась, но волю родителей нарушить не посмела. Сейчас знаю: самая трудная на свете работа – ежедневно играть какую-либо роль, перевоплощаться, жить чужой жизнью, чувствовать чужими чувствами, любить чужой любовью, при этом пропускать всё через свою трепетную ранимую душу.  Родители  об этом знали, поэтому, чтобы защитить меня от душевной боли, как им тогда казалось, запретили даже думать о театральном ВУЗ-е.
     Режиссеры фильма «Вечный зов» Валерий Усков и Владимир Краснопольский для зрителей искусно воссоздали дух времени. Для меня они сняли дорогие моему сердцу родные места,  поэтому  не просто вновь и вновь смотрю телесериал «Вечный зов», а вспоминаю свою малую родину. Брожу вместе с героями фильма по родным местам: деревня Узян Белорецкого района, узкоколейка из Белорецка в сторону Тирляна, городской пруд, мост через реку Белую, гора Малиновка. Просмотр фильма, вид моей малой родины, каждый раз помогают принять верное решение, понять чего хочу добиться в своей жизни.
    ... Мой замечательный город Белорецк воспитал мою душу. До сих пор меня тянут назад детские воспоминания. Тоска по малой родине осталась в сердце навсегда, она увеличилась, когда ушли из жизни родители, а я не успела им сказать главные слова: "Я Вас люблю, мои родные". Увеличилась от того, что не сказала в срок любимому человеку: "Ты мне нужен, как солнце..."
    Жизнь нельзя предсказать, её нужно ежедневно строить. Этому каждого из нас учит малая родина, нам нужно уметь учиться всегда, слушать и слышать вечный зов земли родной. Чтобы подвести итоги жизни, каждому хочется вернуться в тот городок, который на правах малой родины зовёт и манит  к себе всю жизнь.