Последнее соцгосударство в юва

Валерий Дмитриев-Таец
     Официально у Лаоса – очень красивое имя: СТРАНА МИЛЛИОНА БЕЛЫХ СЛОНОВ И БЕЛЫХ ЗОНТОВ. Правда, еще в прошлый приезд в Тай, узнал, что белых слонов в природе не существует, ну, разве что в фильме «Анна и король». Зонтов не то что белых – вообще не видел. Тем не менее название такое существует.
              Помнится, в году так… не будем о грустном! В детстве все что-либо коллекционировали. Значки, спичечные этикетки, ручки, монеты. Я был не оригинален. После первой поездки моего отца в Болгарию, в качестве бонус - подарка мне достался пакет с марками мира. И пошло-поехало! Батя тогда работал в институте игрушек, на адрес предприятия приходили письма-конверты со всего мира с просьбами разработать идейно-выдержанные куклы-матрешки, солдатики-пулеметы. Естественно, все письма – со знаками зарубежной оплаты. За небольшую мзду канцелярии, отец тащил домой эти огрызки пакетов (с марками), Мы их клали в горячую воду, марки всплывали, а мы их затем сушили и перекладывали листами  большого собрания сочинений вождя всех времен и народов В.И.Ленина.
       Несколько марок поражало мой детский ум своими рисунками: на одном был падающий горящий самолет с цифрой 1000, а на другой – кусок пирога в который был воткнут кинжал с американским флагом, а вниз почему-то капала кровь. Отец объяснил, что первая марка – юбилейная. Посвящена 1000-ному сбитому американскому самолету в далеком Вьетнаме, а вторая марке… Это был не пирог, а карта Лаоса. Тогда я впервые услышал про это государство. Сейчас же память услужливо подсунуло этот случай. Вспомнил, что до сих пор эта марка пылится где-то в детских альбомах, которые я заботливо упаковал и вывез на дачу.
      Сейчас Лаос сравнивают с Таиландом как Россию и Украину. Я, честно говоря, уже порядком подзабыл, что было вперед – Киевская Русь или Московское княжество. Не важно. Важно то, что в 14 веке страну миллионов слонов населяли племена ТАИ (тайцы) и ЛАО (лаосцы). Кому страна изначально принадлежит – спорят до сих пор. НО НЕ ДАЙ БОГ, ХОХЛЫ БУДУТ ГОВОРИТЬ, ЧТО РОССИЯ - ИХ ИСТОРИЧЕСКАЯ РОДИНА! Я этого не перенесу.
      Во время второй мировой, король Лаоса зачем-то захотел повоевать против Германии, а значит и Японии. Объявил япошкам войну, но больше никаких действий сотворить не смог, ибо японские парашютисты в течении 20 минут захватили столицу, и война закончилась с треском. В принципе это спасло Лаос с его природными ископаемыми и газом от разграбления (про него просто тогда забыли), поскольку дядюшка ХО (Хо Ши Мин) уже начинал прокладывать свои тропы через Вьетнам, Камбоджу, Лаос. Начинался передел Юго-Восточной Азии. Во время войны США с Северным Вьетнамом эти хошиминовские тропинки при существенной поддержке СССР значительно помогли «освободительной Армии Лаоса» с советскими инструкторами. Юго-Восточная Азия объединила страны, которые из феодализма перепрыгнули в социализм. Мы победили! Правда победа унесла жизни всех лаосских слонов (в результате значительных бомбардировок), и животный мир Лаоса ООН восстанавливает до сих пор, но тараканы-то остались! Сам видел! Страна продает все всем и вся. Последний прикол: 2 января 2001 года правительство продало право на национальный домен первого уровня для Лаоса (.La) Лос Анжелесу. Так что рекламировать и регистрировать домены (.La) могут правительства и организации любой страны.
         
В настоящее время столица Лаоса Вьентьян представляет собой самую большую деревню Юго-Восточной Азии. Улочки соседствуют с рисовыми полями (и это в столице!), дома не подымаются выше 4-х этажей, а по площади он не превышает славный град Воронеж, где я прожил достаточно долгое время и к которому прекрасно отношусь. Сейчас в стране порядка 7 млн. населения, во Вьентьяне живет около 600 тысяч, страна состоит из 16 провинций, 160 районов и 11000 коммун, часть которых были организованы еще Пол Потом.
       Минибас под экзотическим названием «Черная акула Паттайи» забрал нас около семи часов вечера прямо из кондоминиума. «Привет, соотечественникам!». Нам откликнулся только один паренек, сидевший на переднем сиденье, сразу же за спиной шофера. Остальные особи женского пола увлеченно что-то чирикали между собой на каком-то мне неизвестном языке. Свет выключили, а когда выехали из города – стало совсем темно. Разговорились, парнишка оказался русским гидом (начинающим), которому фирма оплатила тур за данной визой. Люблю прикалываться и смотреть на людей, когда речь заходит о политике. Боже мой, такое ощущение, что кругом 37 год, ну, в крайнем случае – что шофер из тайского КГБ, а у каждого пассажира – в заднице спрятан диктофон. При первых словах критики (замечу объективной) в адрес наших небожителей, автобус погрустнел, напрягся, замолк. Перестали щебетать даже узбекско-тайские  леди, которые тоже оказались стажерками одной известной туристической компании. А мне смешно и грустно. Как они лихо матерились на остановке, сидя на карачках в своих шароварах, смоля сигаретки и постоянно сплевывая под ноги не хуже настоящих зэчек! А здесь…   Да страх потери работы – больше страха возвращения к себе домой. Но об этом, думаю, будет следующая история. Речь не об этом. Мне было хреноватенько, честно говоря, не до них, хотелось одного – вытянуть ноги, прокашляться, как следует и уснуть. Не получалось. Ни первое, ни второе, ни третье. Автобус несся по степям, в моем больном воображении мелькала мысль, что где-то здесь «подводная лодка в степях Таиланда погибла в неравном воздушном бою». Захотелось русской холодной водки с огурчиком и затянуть «Степь да степь кругом…». Одернул себя: здесь ямщику замерзнуть не судьба, скорее дуба даст от отсутствия нормальной питьевой воды. Померил еще раз температуру – градусов на 6-8 выше, чем за бортом «акулы». Автобус сопит за спиной, скорость – чуть больше сотни, сзади на корточках, как куры на насесте (клянусь!), пристроилось несколько узбекских дам полусвета. Включил в наушниках записи сатириков и закрыл глаза…
      Проснулся от того, что показалось начал понимать тайский язык:  Шел монолог Карцева на тайском, а я его понимал! Проснулся окончательно. «Ставь птицу»- по-тайски командовал Карцев, к нему подключались Хазанов из кулинарного техникума и Альтов с туристами из России. Так и ехали часов 10. Когда в 4 утра встали в очередь на границе, бодрствовали только шофер и я. Рядом работал круглосуточный магазин. Голова гудела как от перепоя, морально очень хотелось спать, но чувствовал себя огурцом. Чтобы не свалиться – купил себе самых крепких энергетиков, что пьют здешние шофера перед дальними  рейсами, выпил и решил полежать на скамеечке.
        Проснулся я в позе эмбриона на каменной скамейке от крика петухов. Это была деревня. Народу и автобусов значительно прибавилось, на меня никто не обращал внимания (мало ли бомжей фаранговского вида спят на улицах городка). Проспал больше часа. Самое интересное – выспался. Добрел до автобуса у подножия которого на карачках сидело 2-3 представитель прекрасного пола, лихо сплевывая сквозь зубы. Граница готовилась к рабочему дню, который начинался в 6 утра.
 
      Паспорта, как обычно, у нас отобрали еще при посадке в автобус – так, что я особенно и не переживал. Здесь такая практика - не только отбирать паспорта, но и стараться максимально их запачкать, наделать каких-то дырок с помощью степлера. Ну, например, взял ты, заполнил таможенную декларацию – вложи в паспорт. Так нет, обязательно надо в нескольких местах ее присобачить, да такими скрепками – какими я прошивал на даче ленолеум в туалете и шил сайдинг. Традиция у них такая.
      Отвлекаюсь. Светало. Через шлагбаум потянулись первые ручейки фарангов разных национальностей, вставали в очередь к каким-то будкам. Нас тоже туда подвезли. Ну, думаем все – границу (шлагбаум) перешли. Нет! Это был вход на так называемый Мост Дружбы – пограничный переход у городишка Нонг Кхай. И знаете, я много переходил границ по свой жизни, но этот – особенный. Во-первых, сам мост. Ехали по нему минут 10, справа вставало солнце, внизу расстилался Меконг – мать городов азиатских, а впереди нас ждала самая нищая столица в мире Вьентьян. Во-вторых, сам переход. Нет, лаосских пограничников мы видели, они нас – нет. Просто пересчитали количество паспортов в пачке, сонным взглядом, на глазок, прикинули количество голов, махнули рукой – проходи. Считать, смотреть в паспорта?  Какие формальности? 1 доллар с человека – и ты гражданин Лаоса. Поздравляем! Вот счастье-то, вот подфартило!
      
  От границы доставили в столицу, к тайскому посольству. Первые фаранги на тук-туках уже обогнали нас, заняли очередь, которая как-то издалека напоминала очередь в американское посольство в конце 90-х на Садовом кольце. Только потом оказалось, что иностранцы в основном посещают Лаос  ради этого здания, чтобы продлить визу еще на полгола. Смотреть в стране особенно нечего. Если взять карту Лаоса – она пестрит достопримечательностями, но те находятся вокруг: во Вьетнаме, Таиланде, Китае, Мьянме и Камбодже. Да, были на Юге опиумные поля, которые до сих пор являются Меккой для некоторых туристов из Голландии, Австрии, Германии. Да, есть одна «крутая» экскурсия сквозь весь Лаос, носящее название «Великий чайный путь». Однако поскольку любителей чая в этой стране не так уж и много (особенно иностранцев), то особой популярностью он не пользуется. У иностранцев в ходу другие напитки по очень демократичной цене: 0,7 местного виски – 100 рублей, 1 литр водки АБСОЛЮТ – 400 руб, 2 литра Джонни Уокер – 1000 рублей. Так же и сигареты – блок Мальборо белого 200 руб, тонкие дамские – 150 руб блок.  Забегая вперед, скажу, что на таможне приторговывали и виагрой по 150 руб за таблетку. Знающие люди (лет под 60) затоваривались на всю оставшуюся жизнь.
      Отстояв в очереди около часа и вдоволь напившись местного пива, мы были приглашены в посольство, где наши помятые физиономии сличили с цветущими фэйсами в паспортах. Сходство было весьма приблизительно, но ведь и тайцы, и лаосцы, и мы знали правила игры: по доброй воле сюда не едут, едут за визами. Короче, физиономии за стойкой и в паспортах у всех совпали, и нас отправили в отель. Визы выдавались только на следующий день, поскольку посольским предстояла большая работа: как можно больше продырявить фаранговских паспортов.
       Отель оказался не на самой последней улице столицы-деревни, но с краю, поэтому мы достаточно долго торговались с представителем профсоюза таксистов на предмет поездки по городу и показа здешних достопримечательностей.  Он просил 100 долларов и обещал показать два «ну просто «обалденных места». Сошлись на 15 – и он повезет туда, куда МЫ покажем, а эти два места – в качестве бонуса. Такого радостного таксиста я никогда нигде не видел. Даже в Египте, 25 лет назад, который содрал с нас в мае месяце при температуре в 40 градусов 20 долларов за многочасовую поездку по пескам на пирамиды. Довольные, мы осчастливили своим пребыванием местные храмы, посмотрели сувениры и вернулись в отель. Право там было прохладнее, интереснее, да и температура внутри меня срочно требовала жаропонижающего в виде местного холодного пива. Взгляд радовала батарея литровых бутылок известных брендов, на которые мы потратили почти все наши деньги, как мы считали, по очень, ну ОЧЕНЬ льготной цене!
      По утру, позавтракав и запечатлев себя в разных ракурсах на фоне отеля, мы отправились … Нет, я думал – в посольство. Задав вопрос шоферу, когда же мы опять посетим посольство – он сделал квадратные глаза (а такой фокус весьма труден, если представить глаза лаосцев весьма напоминающих китайские) и спросил: зачем? Наши паспорта ждут нас на границе. Кто ж убивает кур несущий золотые яйца (нас, фарангов). Так, что не волнуйтесь, все будет хорошо, если только у вас нет наркоты. Ну, слава богу. За это ведь – кирдык, смертная казнь. А у нас – нормалек, только небольшой перебор в литрах (лишних 8), а в остальном прекрасная Маркиза…
     На границе (вернее на нейтральной полосе) оставалось еще минут сорок до автобуса через мост Дружбы. Я поплелся в здешний дьюти фри, который больше напоминал развал вещей в Паттайе. Жену оставил стеречь спиртное, а сам с калькулятором получал очередную порцию ценового адреналина. Все спиртное стоило на треть дешевле того, что мы купили по весьма выгодной цене. Не вытерпел, на последние 100 рублей купил еще 2 бутылки виски. Перевес увеличивался на глазах. Иду и думаю, кому бы втюхать лишние бутылки и за какое вознаграждение. Решил остановиться на зэчках-узбечках. Опоздал. Оказывается, пока я шастал по местным помойкам – они решили в сторонке покурить… травки. ДУРЫ! Не учли, что кругом камеры и датчики (даже на улице). Короче, втихаря их загребли, и больше мы их не видели, а наша «черная акула» опустела ровно наполовину. Конечно, она могла опустеть еще на одного человека (меня), который, как ишак, пер через таможенный пост 11 литров спиртного (вместо 2-х положенных), но тащил легко и непринужденно, болтая на одном пальце сумку весом под 30 кг, а другой обнимая за талию свою жену. Проходя мимо блокпоста, заваленными лишними блоками сигарет и уставленными коробками с виски, я передал последнее «прости» узбечкам, которые покурив открыли мне лаосско-тайскую границу! Сразу же перед автобусом, но уже в Таиланде, сумка затрещала и приказала долго жить. Мы перекрестились. Так и приехали домой в обнимку с женой и спиртным, что было вдвойне приятно.