Памятка туриста

Мамцис Эдуард
                Памятка туриста
Хорошо, что раньше пели песни с внятным текстом. Они и запомнились на всю жизнь. Сначала я посетил Кубу, вспомнив куплет:
Куба-любовь моя!
Остров зари багровой …
Песня летит над планетой, звеня:
Куба-любовь моя!
Помните? Песню про Кубу исполнял не какой-то вечно орущий Лепс или компьютерные звёзды эстрады, а Муслим Магомаев. Так вот, я решил посетить остров Свободы. Было это сразу после дефолта, в самом конце прошлого века. Летел прямым рейсом Москва – Гавана двенадцать часов. Прилетел. Меня встретил водитель такси, и мы поехали по столице в сторону отеля. Первое впечатление было, что едем мы по Твери шестидесятых годов. Какие только автомашины не попадались нам навстречу: «Москвичи- 403, 407, 412», «Волги- 21», «Победы», трактора «Беларусь», ГАЗ, МАЗ… и все в удручающем состоянии. Встречались и американские машины. Я не знаю их марки, но по их состоянию можно было догадаться, что им не менее пятидесяти – шестидесяти лет.
Отель шикарный, всё включено – «all inclusive». Чего ещё надо? Пляж великолепный, море тёплое, солнце. В ресторане, в метрах трёх от моего столика, был шланг с пистолетом, на котором было кнопок десять. Нажмёшь на одну – потечёт пиво, на другую – вино, третью – коньяк и так далее.  Смотрю, официант подносит в фужерах вино за один столик, за другой, а меня, вроде, и не замечает. Дня три мне пришлось топать эти три метра самому. И тут до меня дошло. Я подозвал этого кубинца, дал ему пять долларов, и все вопросы были решены.
Сначала я думал, что уж россиян-то точно считают братьями, уверен был, что у нас с ними взаимная любовь. Должны же помнить, как наши солдатики рубили тростник, а они в это время пели, плясали, так как отмечали праздник урожая девять месяцев в году. Оказывается, не совсем так. Сижу я на валуне у самой воды. Подходят ко мне три парня из обслуги – холёные, сбитые, крепкие, лоснящиеся и спрашивают:
- Ингланд?   
- Ноу, - признался я.
- Франсэ?
- Ноу.
- Итальяно?
- Ноу.
Мне надоело это перечисление, и я выпалил:
- Раша! Раша!
Они опять:
- Испаньола?
- Ельцин! Горбачёв!
- Оу, - вроде бы обрадовались они, - товарищ!
- Какой я тебе товарищ, я старше  тебя раза в три, нашёлся мне товарищ.
Сделав серьёзное выражение лица, скомандовал:
-Махито!
 Через минуту коктейль быль у меня в руках.
На пляже познакомился с Бориславом из Канады. Он со своей женой приехал отдохнуть на пятнадцать дней. Говорит: «Последние годы только сюда и наведываемся. Это нас не напрягает. Я получаю четыре тысячи долларов пенсию, а жена (она никогда и нигде не работала) – две тысячи. Вот так».
       Каждое утро мы с ним делали променаж по три километра то в одну сторону, то в другую. Он рассказал мне, как двадцать пять лет назад покинул Югославию и обосновался в Северной Америке.
       Однажды мы наблюдали, как в метрах пятидесяти от берега пятеро кубинцев ныряли постоянно в одном и том же месте. Оказалось, они ищут утерянные кольца, серёжки. И находят же. Мы в этом убедились и не раз. Ежедневно на пляже трудились уборщики. Было их человек десять. Все в возрасте, кахексичные, изможденные. Они собирали бумажки, окурки как в замедленной съёмке. Поднимет окурок, постоит и потихоньку идёт к прицепу  трактора «Беларусь».  «Социализм!» - сделал заключение Борислав.
     Я предложил ему съездить в Гавану.  Он отказался: « Я несколько раз там был, больше не хочу».
     Ну как побывать на Кубе и не посетить столицу? Поехал на такси. Машина явно была американская. Одно переднее крыло, закреплённое проволокой, было не менее двух с половиной метров длиной. Он привёз меня в самый центр. Посреди площади стоял памятник – какой-то мужчина без кепки. За спиной у него был небольшой рынок, где можно было приобрести сувениры. Кусок коралла – пятнадцать долларов, поделка из кокоса – десять. И это при средней зарплате пять долларов в месяц. И торговаться-то не хотят – ни цента меньше. Всё-таки я купил несколько сувениров, не с пустыми же руками возвращаться.
      Был на этой площади настоящий рикша. За пять долларов он возил на благоустроенной тележке с навесом всех желающих. Я решил прокатиться и сделать снимок на память. Сел на мягкое сиденье, откинулся на спинку, положил ногу на ногу, не забыл надеть тёмные очки, соломенную шляпу, а в зубы – большую сигару. Попросил одного иностранца щёлкнуть пару раз на мою «мыльницу», и мы поехали. Через десять минут он привёз меня опять на площадь. Пока ехали по очень узким улочкам, бросались в глаза обветшалые здания, мусор и вообще всюду был очень неприглядный вид. Больше там нечего было делать. Я забрал свой фотоаппарат, нашёл такси, и двинулись мы в обратную сторону. Посмотрел, пять сувениров на месте, а вместо фотоаппарата – остаток аккуратно срезанного ремешочка. Вот чего мне было жаль, так это плёнку с рикшей.
      Был я и на знаменитой табачной фабрике. Отличное помещение. Все работники в одинаковых спецовках. Каждый трудится за своим столом и скручивает знаменитые на весь мир сигары. Оказывается, дело это не простое. Надо умело подобрать соответствующий лист, рассчитать, как правильно его обрезать, как скрутить, зафиксировать и упаковать. Были там и небольшие сигары: десять штук за тысячу долларов. Я купил три штуки по пять долларов. Когда приехали в отель, решил пофорсить. Сел на приглянувшийся валун у воды и с видом завсегдатая начал пускать дым кольцами. Тут же подтянулись местные ребята, поинтересовались ценой. Узнав, что за каждую сигару я выложил по пять долларов, предложили достать большие, очень хорошие сигары и даже показали фирменную деревянную коробку, в которой умещается аж двадцать штук и всего за пятьдесят долларов. Я согласился. Перед самым отъездом они вручили мне её в полном комплекте. Ну, думаю, вот и сувениры друзьям готовы. Вроде недорого и приятно. Когда мы с другом попробовали продегустировать содержимое красивой коробки, то почувствовали в квартире не запах, а даже, простите меня, вонь, выкинули эти пятьдесят долларов не в мусорное ведро, а прямо на помойку. Вероятнее всего эти сигары были скручены не из табачного листа, а бананового. Вот так. Кубинцы, оказывается, от нас не отстают, а может даже обогнали в таких делах. Ладно, не будем о плохом.
     Каждый день к нам в отель приезжали с концертом артисты. Всё это напоминало всеми забытую сейчас нашу больничную самодеятельность: пели, плясали, жонглировали шариками, булавами с огнём. Но я не об этом. Зрителей со всего отеля собралось не более двадцати-тридцати человек, и все разместились в амфитеатре. Я сел повыше, в стороне от других. Гладко выбрит, светлые брюки, красная фирменная безрукавка, на шее не цепочка, а цепь, оставшаяся с девяностых годов и именной перстень. Внизу сидели четыре кубинки, видно тренеры этих артистов. Вдруг одна из них повернула голову в мою сторону и улыбнулась. Я, как бывший зубной техник, сначала обратил внимание на её зубы: ровные-ровные, как на картинке, белые-белые, как у Домогарова или Нагиева, да ещё на почти черном фоне. Личико милое, кожа бархатная. Бывают же кубинки уж очень красивые. Через пару минут она снова повернулась в мою сторону и вдобавок кивнула головой. Я обалдел, но успел тоже кивнуть в ответ. Смотрю, она поднимается с кресла и идёт ко мне. Села, положила свою нежную ручку мне на колено и спросила:
-Хау намба рум?*
-Фо хандрид туэнти фри**, - ответил я.
- Окей, - сказала она и улыбнулась.
Вот сколько лет ей было, не могу сказать точно. Ну, где-то в районе от девятнадцати до двадцати двух. Затем она взяла меня за руку, и мы пошли к барной стойке. Бармену я с видом завсегдатая заказал коньяк. А чего мелочиться, у меня всё включено. Он поставил целую бутылку на столик, жестом спросил открывать её или с собой возьмем.  Я ему на том же языке показал, чтобы открыл. Только он налил нам по чуть-чуть, сзади подошла почему-то рыжая кубинка уже под сорок лет с лишнем, улыбнулась и сказала: «Ит из май гёрл. Экскьюз ми». Взяла за руку эту девочку и увела обратно. Прямо как на рыбалке – сорвалась с крючка. Ладно, думаю. Всё что ни делается – всё к лучшему.  И тут я вспомнил эту рыжую хозяйку. Уж больно она нестандартная. Сзади у неё ниже поясницы под юбкой были, как будто спрятаны две половины большого арбуза, а на груди – половинки поменьше. Вот это да! Вот это Куба! Я досматривать концерт не стал, пошёл на море охладиться.
      Прошло дня четыре, смотрю, опять эта бригада наведалась. Я сел на прежнее место. Красавица меня сразу узнала, поздоровалась, кивнув головой, и улыбнулась. Я ещё подумал, может, издевается? Нет, она опять садится рядом, опять кладёт ручку мне на колено и говорит: « Фо хандрид твенти фри. Окей». В ответ я кивнул головой, встал и пошёл в свой номер. Прилёг на кровать и задумался, а не подвох ли это? Вдруг заявятся полицейские, спросят, что я здесь делаю с иностранкой? А вдруг ей нет восемнадцати? Тогда вообще хана. И сидел бы я среди бамбука всеми забытый до сих пор. Тем более, что тогда ни Лаврова, ни Шойгу не было. И надеяться не на кого. А потом, зачем мне всё это нужно, переживай потом. Я же ничего о ней не знаю, даже как звать не спросил. Нет, не нужны мне лишние хлопоты. Не открою и всё. Вроде меня нет в номере. Всё, однозначно не пущу. Полежал, боясь кашлянуть. Встал, повесил бейсболку на ручку двери, чтобы через замочную скважину меня не обнаружила. Опять прилёг. Встал, задвинул до конца шторы. Посмотрел, немного отодвинув последнюю – никого. Автобус артистов пустой. Опять полежал, опять посмотрел и так несколько раз. Наконец, уж больно долгожданная радость настала. Площадка перед отелем опустела. На душе сразу отлегло. В таком приподнятом, хорошем настроение и закончились дни моего отдыха на острове Свободы.

Мексика.
      Как-то мы с Олей решали, куда бы нам ещё смотаться в отпуск. В Азии были, в Европе тоже, в Африке были, а вот на американском континенте – ни разу. Решили заполнить этот пробел и полетели в Мексику на две недели. Только в полёте нам рассказали, что этот прямой рейс всего лишь второй по счёту за всю историю авиасообщения. Толпа местных собралась приветствовать нас. Интересно, вероятно, им было стать свидетелями такого события. По прибытии в отель, сопровождающий нас местный товарищ сообщил, что встреча с гидом состоится через два часа в холле отеля. Обычно во всех странах гиды вместо того, чтобы объяснить что, где, когда и как, сразу начинают втюхивать туристические путевки. Боясь, что не хватит на всех, люди покупают по нескольку сразу. А как же не брать, когда одна поездка единственная в мире, другая – лучшая в мире, эта – уникальная, эта – незабываемая. Но мы-то воробьи стреляные. Ждем, когда начнут делиться впечатлениями на пляже. Одни москвичи рассказали о поездке в саванны, где им обещали пообщаться с дикими львами и тиграми. Так вот, рассказывали они с возмущением: «Приехали мы в степь, нас подвели к двум клеткам. В одной толкался зачуханный лев, в другой – тигр. А мы у себя в Москве могли смотреть на этих хищников, свободно гуляющих по вольеру, хоть весь день и бесплатно, а здесь ещё по сто двадцать долларов с носа сняли».
     Другие вернулись с майянских бань и тоже возмущались. Приехали они группой из сорока человек. Их подвели к бане, предложили заходить париться по два человека. Сама баня была похожа на шалаш в Разливе. В середине его на  полу тлели угли. Внутри этого сооружения было намного теплее, чем на улице. Первые смельчаки – первопроходцы «попарились» минут пять и вышли. Затем пошли следующие. Через два часа «попарились» последние. Вот, если бы некоторые товарищи не отказались бы от этого удовольствия, то процедура бы затянулась на все четыре часа. Довольные тем, что все так быстро завершилось, туристы вернулись в отель, а солнце к этому времени зашло за горизонт. Так завершился у них один день отдыха, который обошёлся по сто двадцать долларов каждому.
    Вот что мы твердо решили, так это побывать на майянских пирамидах. Ну, как можно быть в Мексике и не полюбоваться одним из семи чудес света. Поехали. Постараюсь описать эту пирамиду. Высота её метров двадцать – двадцать пять. Напоминает наш мавзолей. Сложена из больших блоков, похожих на фундаментные, которые производит наш домостроительный комбинат. Пирамида огорожена верёвкой, так что любоваться этим сооружением можно было на расстоянии не ближе двадцати метров. Верхний блок в виде куба, на каждой стороне которого по одному окошку. Но самое главное, это то, что если хлопнуть в ладоши, то оттуда чётко раздаётся «кря-кря». Я убедился в этом дважды. Не исключено, что кто-то рядом с мобильника регулировал это кряканье, а до изобретения А.С. Поповым радио, там сидел какой-нибудь майянский товарищ и крякал. Вот чем мне запомнилась эта экскурсия, это тем, что в нашем присутствии один любопытный парень неожиданно прогнулся под веревкой и побежал по лестнице к этому кубу с окошками. Через минуту за ним потянулись два полицейских и под ручки спустили его вниз, а затем увели в неизвестном направлении. Вот это было интереснее всего. Все присутствующие снимали это событие на мобильники и видеокамеры.
        Перед отъездом мы приватизировали в ресторане три головки чеснока, точнее три головы, так как были они с мой кулак. «Приедем домой, посадим его, выкопаем, размножим, и оправдаем эту дорогущую путёвку». Однако нашим планам не суждено было сбыться. Вырасти то, он вырос, но, к сожалению, такой же, как наш местный. Видно корни у него были российские. Так что, когда будете в Мексике не воруйте чеснок, не советую, так как нет никакого смысла.
Сейшелы.
    Прошло много лет, как я отдыхал на Канарах. Сижу в компании, делюсь впечатлениями об островах Тенериф и Гомера. А мне говорят: «Ну, что Канары, вот побывать на Сейшелах – это круто». И я, дождавшись отпуска, двинулся в дальний путь. Поделюсь воспоминаниями.
     Летели двенадцать часов. Пролетая над экватором, всем пассажирам вручили по бумажке, похожей на рекламу стальных дверей и пластиковых окон, в которой было написано, что мы совершили перелёт в другое полушарие Земли.
   Привезли в отель. Море, пляж, тепло, как в Египте или той же Турции. Обзорная экскурсия по острову. Минут через тридцать автобус остановился на два часа у берега океана. Песок здесь белого цвета. Накупались, позагорали. Заехали в столицу Александрию. Что мне хорошо запомнилось, это то, что там всего лишь один светофор. Для того, чтобы рассказ был поувесистей, опишу его. Труба диаметром сантиметров десять, высотой два с половиной метра, выкрашенная серой краской. Сверху сам светофор. Вверху красный фонарь, внизу – зелёный, а между ними оранжевый и они поочередно загораются. Вот вроде и всё. Да, чуть не забыл. Это единственный остров в мире, где растут уникальные кокосы, по форме один  в один, как таз у рыжей кубинки. Сначала я планировал купить штук пять, как сувениры, но потом, узнав, что каждый стоит двести долларов, интерес к ним пропал. К сожалению, больше вспомнить не о чем. Да, чуть не забыл о самом главном. Двое туристов рассказывали, что видели самого Абрамовича, катающегося по кругу на велосипеде в окружении двадцати охранников с автоматами.
                Доминикана
   Побывали мы и на Антильских островах в республике Эспаньола. Естественно, от общения с тиграми и львами в саванне мы отказались сразу, а вот в деревенскую глубинку съездили. Там нам показали, как растет ваниль, сахарный тростник, кофе, какао. Море, пляж, отель, питание, как и везде. Вот только вино и шампанское очень понравились. Если бы вы хоть немного отведали бы этого шампанского, нашего больше никогда бы в жизни в рот не взяли – компот с газом. Больше вспомнить ничего не могу.