История - избирателю 2018

Екатерина Емельянова
«Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку
 – Каждый выбирает для себя».
(Юрий Левитанский. 1980-е)

Уважаемые россияне, накануне выбора Президента России, пожалуйста, потрудитесь - прочитайте. Недавно мы были зрителями американского представления «демократического» фарса. Сейчас наблюдаем его французский вариант, скоро увидим – немецкий. Навальные - российские лицедеи и их режиссёры – сейчас и детей привлекают к участию в представлении на сцене мирового театра «демократического» фарса в его русском варианте. Какой Президент нужен России? Тот, который уже доказал, что он может служить России, её выбору способа жизни, движения и развития.
Истоки выбора Русью своего способа жизни и развития восходят ко времени великого переселения народов. Начавшееся во II веке, на территории Евразии оно завершилось в начале V века. Славяне, «молодой, сильный, очень активный народ, умевший хорошо приспосабливаться» (Л.Н. Гумилев), остановились тогда на Балканах, а наши предки, тоже славяне, избрали для колонизации северо-восток Европы – территорию лесов, рек, болот. Воссоздавая панораму расселения народов на огромной территории Евразии, Л.Н. Гумилев отметил, что трудности своего утверждения на занимаемой им территории каждый народ преодолевал силой оружия  и собственной системой мироощущения, как правило, враждебной миру, с которым ему пришлось столкнуться. Поскольку эти системы с неизбежностью оправдывали убийства и злодеяния, Лев Николаевич назвал их негативными, то есть противоречащими тому мировосприятию, которое Иисус Христос за время своей земной жизни оставил людям в проповедях, притчах, в делах и в обучении избранных им апостолов. Изученные Л.Н. Гумилевым источники этих народов свидетельствовали о том, что негативные системы мироощущения захлестнули тогда и христианский, и мусульманский, и иудейский миры. В христианском мире свободной от влияния негативных систем мироощущения оказалась лишь Греция в её Византийском варианте, к сближению с которой изначально тяготели славянские племена.
Славянами и их жизнедеятельностью в своё время интересовался немецкий философ Иоганн Гердер (1744-1803). В 1777 году он писал о них: «Они были щедрыми, гостеприимными до расточительности, любителями сельской свободы, но, в тоже время, легко подчиняющимися и покорными, врагами грабежа и разбоя. Они любили труд, никогда не претендовали на мировое господство, не имели в своей среде воинственных наследственных князей и предпочитали платить дань, лишь бы спокойно жить на своей земле <…>. От славян германцы многому научились <…>. «Некоторые народы и более всего из числа германских, очень тяжело провинились перед ними» (выделено мной. Е.Е.)
В чём и как провинились перед славянами некоторые народы Европы, рассказал не Гердер, а Л.Н. Гумилёв. В его книге «От Руси до России» вместе со мной читаем: «До сейма в Вероне польский король-католик Мешко I (?- 992) воевал с Киевским князем из-за Червлённой Руси (Галиция), а император Священной Римской империи германской нации Оттон II (955-983) - с западными славянами на реке Эльбе (Лаба). В середине X века германцы-католики попытались подчинить Русь своему влиянию крещением княгини Ольги (?-969) и киевлян в исповедуемой ими вере». «Легко подчиняющиеся и покорные славяне» отказались принять навязываемую им католическую веру. Тогда «в 983 году на сейме в Вероне Оттон II «провёл решение о войне против мусульман и сарацин» (греков), о войне против мусульманства и православия объединенными усилиями тех, кто в Европе воспринимал себя прямыми наследниками Римской империи, в первую очередь наследниками её традиции – её способа извлечения своей пользы отовсюду.
Племена и народы, сопротивлявшиеся этой традиции, они назвали «варварами», а своё посягательство на осваиваемую «варварами» территорию – «защитой цивилизации». Исключительно труднопреодолимыми «варварами» оказались «легко подчиняющиеся и покорные» славяне - они успешно пресекали притязания своих ненасытных воинственных соседей на осваиваемую ими территорию. Поэтому раздору, который представляло собой решение сейма в Вероне, Киевский князь Владимир противопоставил уже проверенный нашими предками способ – ЕДИНЕНИЕ власти, веры и местного самоуправления. Из всех религий объединяющее назначение являло собой учение ХРИСТИАНСТВА, а в нём – Православие. Поэтому в 988-989 годах Крещением Руси в Православии был скреплён длительный процесс ВЫБОРА Русью своего способа жизни, движения и развития, выбора, несовместимого с традицией извлечения своей пользы отовсюду. Восток и Запад пошли разными путями, формируя противоположные психические типы своих народов и противоположные цели их стремлений.
В 1785 году немецкий философ Иоганн Гердер констатировал: «К концу XVII века в Европе уже господствовало утверждение, будто «обитатели всех стран света должны стать европейцами, чтобы жить счастливо». Эту претензию Европы на мировое господство Гердер назвал тогда «безрассудной» и «самой чёрной формулой языка», за которой ему уже «виделась самая чёрная формула насилия» - посягательство на достоинство и жизнь «обитателей всех стран света». Так же воспринял эту претензию Европы и русский писатель Денис Иванович Фонвизин (1744-92), одногодка и современник Гердера. Совершая путешествие по Европе, в популярности идеи европейской исключительности он, художник, увидел отражение уже сложившегося и широко распространённого психического типа людей – характер «счастливого» европейца. В определённой среде Фонвизин уже видел таких индивидов и в своём отечестве. Вернувшись из поездки, он написал сатирическое произведение «Всеобщие правила придворной грамматики».
Во время поездки по Европе он имел возможность сравнить и отметить существенное отличие россиян от европейцев. Поэтому по возвращении в Петербург, Фонвизин предложил академическому журналу «Собеседник» «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание». Один из них: «В чём заключается национальный характер россиян?» - интересовал его особенно. На него воспоследовали ответы императрицы Екатерины, писателя Н.М. Карамзина, позже – поэта А.С. Пушкина.
«В остром и скором понимании всего, в образцовом послушании, и в корне всех добродетелей, от Творца человеку данных», - ответила на вопрос Фонвизина императрица, явно читавшая родную, немецкую, литературу, в данном случае – сочинения И. Гердера.
«Наша, без сомнения, во всех отношениях счастливая судьба есть какая-то необыкновенная скорость: мы зреем не веками, а десятилетиями», - ответил на поставленный вопрос Н.М. Карамзин (1766-1826), младший современник И.Гердера и Д.И. Фонвизина. Обнаружив в библиотеке Академии наук вопросы Фонвизина и ответы на них, источником счастливой судьбы России и ускоренного духовного взросления россиян Пушкин, соглашаясь с ними, назвал «нашу глубокую религиозность, которая дарована нам Христианством».
В ином характере, отличном от характера соседей Руси, увидел её спасение от их притязаний Великий князь Владимир – поэтому в 988-989 годах он осуществил её Крещение в Православии. Особым национальным характером наших далёких предков Гердер, Фонвизин, императрица Екатерина, Карамзин и Пушкин объясняли неприятие Русью и Россией идеи европейской исключительности и притязания Европы на мировое господство. Они знали: Россия уже не раз демонстрировала Европе способ противодействия попыткам подчинения её всякой «исключительности». И Н.М. Карамзин счёл своим долгом обратить внимание «обитателей всех стран света» на этот способ предотвращения ими возможного подчинения их «европейскому счастью» - европейской «исключительности».
Он недавно вернулся из своего путешествия по Европе. Глубокий знаток истории и состояния современной ему общественной мысли Европы, Карамзин с интересом наблюдал в Париже французскую революцию, в Конвенте слушал словопрения её вершителей, за пределами Конвента увидел насильственные «свершения» якобинцев - «реализацию» гильотиной лозунга «свобода, равенство, братство». И понял: революция и война – не разделимы. Будучи редактором «Московского журнала», в 1792 году он опубликовал в нём свои «Разные отрывки», провозгласив: «Если бы я был старшим братом всех братьев сочеловеков моих и если бы они послушались, то я собрал бы их …на какой-нибудь большой равнине, стал бы на каком-нибудь высоком холме и сказал: братья, обнимите друг друга с пламенною, чистейшею любовью, которую небесный Отец наш, творческим перстом своим, вложил в чувствительную грудь сынов своих; обнимите и нежнейшим лобзанием заключите священный союз священного дружества, и когда бы обнялись они, когда бы крики дружелюбия загремели в неизмеримых пространствах воздуха, когда бы житель Отаити (Гаити) прижался бы к сердцу обитателя Галлии и дикий Американец, забыв всё прошедшее, назвал бы Гишпанца (испанца) милым своим родственником; когда бы все народы земные погрузились в сладостное, глубокое чувство любви: тогда бы упал я на колена, воздел бы к нему руки свои и воскликнул: Господи! Ныне отпущаеши сына твоего с миром!"
На утвердившуюся в Европе к концу XVII века претензию на её господство над «обитателями всех стран света» пером Карамзина в 1792 году Православная Россия ответила призывом к «всемирному дружеству» людей всякой национальности и любой религиозной веры! К 1803 году Карамзин определил следующее важное условие, необходимое для обеспечения национальной жизни каждого народа, - воспитание в индивидах, его составляющих, - гражданина. Имея в виду, в первую очередь, своего соотечественника, он считал, что для этого россиянину нужно иметь свою историю, «чтобы он узнал, что мы были, как переходили до настоящего status quo и чем мы можем быть, не прибегая к насильственным преобразованиям». Поэтому, согласно его признанию, он, писатель, в том же году «постригся в историки». Карамзин был свидетелем того, как в 1812 году на штыках армии Императора Наполеона Европа попыталась «подарить» России своё «счастье». Карамзину – христианину таким представлялось его СЛУЖЕНИЕ БОГУ, МИРУ, своему ОТЕЧЕСТВУ и его НАРОДУ.
Укреплением корней своё СЛУЖЕНИЕ НАРОДУ России называл Пётр Аркадьевич Столыпин. Осенью 1911 года он готовился обратиться к Европе и миру с Меморандумом, целью которого было оздоровление международных отношений через признание права каждого народа на самостоятельный выбор системы хозяйствования, политического устройства и культурной жизни. В случае признания этого положения Меморандума в качестве основополагающего, исключалась возможность силового навязывания кому бы то ни было и чьих угодно «исключительных ценностей». Столыпин намеревался предупредить развитие событий по сценарию, сто лет назад разыгранному с Россией Наполеоном. Поэтому в Меморандуме обосновывалась необходимость международного органа – международного Парламента, который, считали его разработчики-юристы, мог бы ещё и противодействовать распространению в странах мира, в первую очередь в собственной стране, - радикализма и провоцируемых им революций. Он помнил наказ Карамзина: «Наша жизнь и жизнь империй должны содействовать раскрытию великих способностей души человеческой: здесь всё для души, всё для ума и чувства, всё бессмертно в их успехах».
Поэтому со времён Святого Владимира Русь и Россия продолжала предлагать миру поиск и сопоставление интересов для предотвращения войн, а после 1789 года – и революций. Но в сентябре 1911 года Столыпин был убит. В 1913 году делегация немецких экономистов, изучавшая результаты реформ Столыпина, сделала вывод: «Если реформа Столыпина впредь будет идти тем же темпом, как она идёт ныне, то через 25 лет Россия будет непобедимой». Сдержать Россию! – Мировой войной! - чтобы обрести возможность «извлекать свою пользу» и из неё. А вот какую пользу для СЕБЯ видел в сдерживании темпов развития России – Ленин. В том же году он писал А.М. Горькому: «Война Австрии с Россией была бы очень полезной для революции во всей Восточной Европе штукой. Но маловероятно, чтобы Иосиф и Николаша доставили бы нам сие удовольствие».
Попытка Столыпина пресечь традицию Западной Европы «извлечения своей пользы отовсюду», чтобы не допустить её распространения на Россию, и предотвратить осуществление уже с очевидностью надвигавшейся революции - стоила ему жизни. Он был убит осенью 1911 года. В 1914 году началась первая мировая война, в октябре 1917 года Ленин и его соратники получили своё «удовольствие». За эти «удовольствия» любителей интриги и власти было заплачено миллионами человеческих жизней.
О Столыпине и его действительных планах и деятельности мы начали узнавать лишь в 1990-е годы. О мыслях Н.М. Карамзина мы, его потомки, тоже начали узнавать лишь с 1988 года. Тогда в моих руках оказалось репринтное воспроизведение издательством «Книга» его «Истории Государства Российского». В сопроводительной статье к этому изданию признанный знаток эпохи Карамзина и Пушкина Юрий Михайлович Лотман (1922-93) сочинения Карамзина назвал образцом воспроизведения в историческом исследовании «нравственной атмосферы», определяющей «поступки людей, за которые они несут моральную ответственность» - ВСЕГДА. «Преступная совесть делает бесполезными все усилия государственного ума», - писал и рассказывал задолго до Лотмана Карамзин.
При жизни Николая Михайловича именно воссоздание «нравственной атмосферы» в историческом исследовании считали главной заслугой Карамзина-историка слушавшие его выступления и читавшие его произведения: поэт А.С. Пушкин, общественный деятель и писатель А.И. Тургенев, Московский митрополит Филарет (В.М. Дроздов). После ухода Карамзина из жизни – историк В.О. Ключевский.
Репринтное воспроизведение в 1988 году «Истории Государства Российского» было ответом на острейший запрос нашего времени. «Карамзин возвращается!» - провозгласил тогда Ю.М. Лотман. Но… В который раз в истории России время диктовало ей и Западу необходимость обращения к «нравственной атмосфере», определяющей поступки людей, 1) признающих ответственность за их последствия; или – 2) намеренно освобождающих себя от всякой ответственности за принимаемые решения и совершаемые поступки.
К примеру: в то время, когда Ю.М. Лотман и его единомышленники готовили репринтное воспроизведение «Истории Государства Российского», А.Н. Яковлев со товарищи, согласно его признанию, в загородной резиденции ЦК КПСС «в чистом Ленине» искали «пророческие» цитаты, которыми КПСС намеревалась подтвердить «своевременность» объявленной М.С. Горбачёвым перестройки. Меня в это время пригласили в ИМЛ при ЦК КПСС на обсуждение моего первого обобщения материалов, посвящённых истории выбора Россией её способа жизни, движения и развития. Моими судьями выступали те, кто уже 5 десятилетий «научно» обосновывал «теорию», практику и историю КПСС. Мой научный руководитель, М.Г. Седов, провожая меня на это обсуждение, спросил: «Вам не страшно?» Спрашивал учёный, у которого в Воркутинских лагерях ГУЛага было отнято 13 лет его творческой жизни.
Дорогие россияне! Не обольщайтесь: рвущиеся в Президенты России Касьяновы, Навальные и прочие не нашим благополучием, не нашими - своими интересами озабочены…
Предвыборные телевизионные дебаты между кандидатами в депутаты в нашу действующую сейчас Государственную Думу, показали: 1) отсутствие принципиальной разницы между партиями и 2) сходство между большинством из них – раздор в борьбе за власть или хотя бы за пребывание около неё. Высверливанием компромата друг на друга старые и ещё юные их птенцы подтвердили очень давнее мнение А.С. Пушкина: «Нет убедительности в поношениях». А уж в обещаниях! Сколько «шагов» сделали большевики за 90 лет? Но они не доделали два шага: 1) так и не познали действительной своей истории и не разработали собственной теории; 2) их последователи не принесли покаяния за преступную практику своих учителей.
Сейчас Г.А. Зюганов предлагает России сделать ещё 10 шагов, чтобы под водительством президента от КПРФ она оказалась, наконец, у входа в рай. Туда же собирается вести Россию и В.В.Жириновский, обещая «вешать и расстреливать» всех, кто словом или действиями будет противодействовать намерению ЛДПР – то-то зашевелились ещё не утратившие профессиональных навыков охранники с овчарками на поводу. Понять не трудно и то, почему рвутся в присутствие во власти или около неё: Гозманы, Окары, Исаевы и прочие внешние и внутренние оппозиционеры.
200 лет назад писатель и государственный деятель Франции Ф.Р. Шатобриан (1768-1848), непосредственно наблюдая обоих, сравнивая их СЛУЖЕНИЕ, писал: «Наполеон – всё для себя, Вашингтон – всё для народа». Дж. Вашингтон (1732-99) – первый Президент США.
Действующий Президент России своим СЛУЖЕНИЕМ доказал, что он понимает суть завещанной прошлым программы устроения России и не страшится избранного ею способа продвижения к прогрессу по очень непростой переправе, ведущей от самовластья к ЕДИНЕНИЮ. На любой переправе – коней не меняют, а нашей переправе в 2018 году будет 200 лет. Она начиналась тогда, когда юный Пушкин, прочитав Историю Карамзина, решил продолжить его исследование, чтобы рассказать россиянам историю слома в России системы единения власти, религии и местного самоуправления и замены её системой самовластья. И во времена Пушкина страшно было взойти на эту переправу, чтобы вернуть Россию к её ЕДИНЕНИЮ. Своих друзей, колебавшихся взойти на неё, в 1819 году поэт призвал: «Товарищ, верь! Взойдёт она – звезда пленительного счастья! Россия вспрянет ото сна! И на обломках самовластья напишут наши имена!» Напишут имена: Карамзина, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Столыпина. Напишут имена миллионов крестьян, рабочих, солдат, священников всех религиозных концессий, деятелей государства, науки, культуры и искусства, - всех, оставшихся неподвижно лежать на переправе, которая вела Россию к её ЕДИНЕНИЮ во имя продвижения к прогрессу на эволюционном пути её развития. Это долгий путь. За 500 дней, как обещал в 1991 году господин Явлинский-скороход, - его нельзя было пройти, особенно, если подражать Европе. Это всегда понимали реально мыслящие теоретики и практики России. Не только «Яблоко», застряли в словопрениях многие партии.
Тяжёлый Крест, указующий движение России к ЕДИНЕНИЮ во имя действительного благополучия и прогресса, сейчас несёт по переправе Владимир Владимирович Путин. Поможем ему, себе, России и Миру!
1000 с лишним лет Запад беснуется от того, что ему так и не удалось извлечь из России «свою пользу». Бесноватость его всегда была громогласной. Сейчас она режет слух потому, что треск современных средств коммуникации и вездесущих СМИ перекрывает даже грохот пушек, гул самолётов и скрежет танков. Благостную тишину подарит Знание. Знать прошлое – чтобы понимать настоящее и видеть будущее, чтобы голосовать на выборах не за неистовых крикунов и ряженых «правдолюбцев», а за того, кто знает, как СЛУЖИТЬ укреплению корней России
Емельянова Екатерина Александровна (1933), одна из избирателей.