14. Абстрактная графика

Ник Пичугин
Проект "Ребенок"

    Этот проект – не для тех, кто хочет узнать что-то новое, а для тех, кто хочет понять что-то сложное. Условия жанра обязывают автора обходить стороной весь фактаж, отражаясь от него по касательной. Но никто еще не придумал другого способа передать суть, нежели пример. И мне представляется, что суть детского творчества (как специфической формы Игры) проще всего передать на примере абстрактной графики… Как правило, взрослые не вмешиваются в игры дошкольников. Исключение составляет детское творчество, где подрастающее поколение имеет ту же возможность проявить свои художественные способности, что и взрослые: нарисовать, спеть, станцевать… Условия, конечно не равные, но никто же не предлагает соревноваться? «Ничего, они научатся», – говорят взрослые. Как это печально! Потому что дети, возможно, научатся, а воспитатели – уже никогда. «Ему от природы дано», – говорят взрослые. От природы дано всем – почему же сохранить свой талант сумели только единицы?

    С появлением шариковых ручек и фломастеров абстрактная графика стала доступна для ребенка едва ли не с пеленок. Более того, едва ступив на порог ясельного возраста, едва освоив минимальные навыки рисования, малыш испытывает возрастающую потребность в этом виде творчества. Сначала в порядке обычной мышечной активности… Но потом появляется стимул: фломастер оставляет след! Понимаете, что это значит? Это означает «подкрепление» по Скиннеру; то есть – формирование рефлекса. В ясельном возрасте оно идет исключительно по классической схеме «случайных связей»: ребенок водит стилом по поверхности (помадой по обоям) как попало, наугад. Но среди случайных абстрактных фигур, которые обнаруживается при этом, возникают и формы, отвечающие представлениям маленького эмпата о красоте… Вот только не надо рассказывать, что «красоте» ему еще предстоит только учиться – жизнь успеет еще научить его шикарной обывательской «красоте» в кавычках. Маленький интуит рисует настоящее – то, что он чувствует. Пока что еще неумело – но он, да, быстро учится, прямо по ходу. Только не надо ему помогать – не вмешивайтесь в игру.
     «Мазню» и «закарлюки» в детских рисунках видят только люди с испорченным вкусом, выдающие нулевой результат по Роршаху. Люди с комплексами; те, кто в детстве недоиграл, недорисовал, недотанцевал, недопел. В их возрасте ни арт-терапия, ни игровая терапия уже не принесут полноценного душевного равновесия. Кто не утратил способности к непосредственному восприятию… их мы называем «художественными натурами», – вот они другого мнения о детском творчестве.

     Л. Ребенок творит чувством.

    Не осознанно, по наитию, без самоконтроля. В раннем детстве ребенок научается управлять практической конкретикой – но не абстрактной игрой своего воображения. Чувство непосредственно реализуется в движении – и это тоже умение! но оно воспитанию не поддается. Попытки научить дошкольников «правильному» творчеству совершенно искажают результат. Концентрируя внимание на деталях предмета, наставник активизирует «элементарное восприятие» (через Первую сигнальную) и этим нарушает основное правило Игры. Формирование изобразительных навыков и графических шаблонов блокирует и затормаживает развитие художественного рефлекса, позволяющего полностью и без искажений сообщать произведению эгрегоры окружающего мира. Художник выражает суть вещей, он творит символы, а не потребляет их. Детские рисунки – почти исключительно портреты их эмоционального мира; с приобретением изобразительных навыков они передают свои мечты и желания графическими и сюжетными штампами, грубыми символами чувств. Это разрушительная агрессия символизма в акмеическое пространство художественной истины. 
    Не надо учить дошкольника рисованию, – у него свой учитель, не вам чета. От природы данный. Учитесь лучше сами, попытайтесь понять нечто сложное. Дайте ребенку побольше бумаги и оставьте его одного: даже само пассивное присутствие воспитателя активизирует работу Первой сигнальной; срабатывает рефлексия «внимания». А вот внимание к его работам принесет пользу воспитанию и вам лично. Вы увидите, как на бумаге раз за разом (ну, может, неделя за неделей) возникают все более осмысленные, знакомые контуры – релевантные образы его эмоциональных проблем. Наберитесь терпения – и он нарисует вам голубку одним росчерком пера.
    Весь секрет дарования Нади Рушевой, я полагаю, в этом и состоит: никто не пытался учить ее технике рисунка лет, вероятно, до семи – а потом уже было поздно. (И побольше бумаги!) Такую точность линии можно приобрести только в естественных условиях… У меня до сих пор сохранились малышовые рисунки моего внука; на них ясно запечатлены и курочка, и мышка, и дельфин, которые сделали бы честь любому профессионалу. И наконец, совершенно невероятный, но совершенно недвусмысленный портрет пофигизма. Но тогда я еще не понимал…