Ремесло не коромысло-плеч не оттянет

Татьяна Бузнякова
«Ремесло не коромысло, плеч не оттянет»
(о предмете, ушедшем из употребления)
Такой предмет, как коромысло, большинство людей забыли, а молодежь такого слова, наверное, и не слышала. А когда-то коромысло было в быту донских казаков одним из главных предметов. Не было ни одного двора, в котором бы его не было. Неслучайно в собрании Старочеркасского музея хранится два десятка коромысел. Разных по форме и назначению. Одни попали в музей в результате собирательных научных экспедиций по Ростовской, Волгоградской, Воронежским областям, другие были переданы местными жителями, одно было передано казаками некрасовцами, его они привезли в 1961 году при переселении из Турции. Первостепенным предметом станичного быта раньше считалось коромысло. Сейчас коромысло уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех хуторах и станицах, где живы еще национальные обычаи, где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы. Старики говорили, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. Его изготавливали из липы, березы, ивы, древесина которых отличается легкостью, гибкостью и упругостью. Иногда на внутренней стороне изгиба делалась надпилы (или пропилы), т.е. поперечные неглубокие разрезы. Это позволяло уменьшить напряжение в готовом коромысле, и оно не стремилось разогнуться. Мастер при изготовлении все размеры определял строго «на глазок», но придерживаясь некоторых параметров. Ведра должны располагаться как можно дальше от тела водоноса, таким образом, чтобы он мог дотянуться до дужек ведер и придерживать их руками, не давая ведрам раскачиваться и расплескивать воду при ходьбе. Кроме того, зацепив коромыслом стоящие на земле ведра с водой, человек не должен слишком сильно нагибаться, чтобы нацепить коромысло себе на плечи. Вот такие качества и должны определять оптимальные размеры этого нехитрого, испытанного веками приспособления для переноски воды.
В быту были известны коромысла разной формы, но на Дону наибольшее распространение получили гнутые. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки или металлические крючки почти не качались при ходьбе. Для крепления крючка на конце коромысла вырезали небольшую канавку, вбивали крючок в предварительно просверленное отверстие и еще на всякий случай фиксировали крючок скобой. Ведра заполняли до самых краев, донская казачка могла донести 2 ведра на коромысле, не пролив при этом ни капли. А воду приходилось носить с реки Дон или общественного колодца на дальние расстояния и при том круглый год. Настоящие умельцы могли и зачерпнуть воды из реки, даже не снимая ведра с коромысла. Зимой рубили круглые проруби местные жители называли их «полонки».
Донские казачки всегда отличались хорошей осанкой и красивой походкой. Именно коромысло вырабатывало эти особенности. Старшие учили своих дочерей «под коромыслом не следует сгибаться, нужно не идти, а «плыть». Так носила воду Аксинья из «Тихого Дона». Чтобы было не так тяжело нести ведра, коромысло время от времени перекладывали с одного плеча на другое. Информатор Аверкова Ольга Федоровна, 1932 года рождения, жительница хутора Рыбацкий рассказывает. Сколько помню себя все жители хутора до 1990 годов использовали воду с реки «Дон». Готовили, кипятили чай только с Дона, особенно старики не признавали другой воды. Редко у кого в колодцах была питьевая вода, больше для хозяйственных нужд. "Когда была молодая бывало по 10 раз ходила «по воду» на Дон, а дом наш стоял приблизительно в километре. Носила только на коромыслах у матери свои были, у меня свои с рисунком. Воду никогда не расплескивала, а у кого не получалось сверху в ведра ложили деревянные кружки. Воду сливали в специальные медные емкости, "куб для воды".
На Руси же были свои правила, как правильно носить воду. Когда только идешь за водой, оба ведра следовало обязательно нести в левой руке, а коромысло – в правой. Первое наполненное ведро нужно было вешать на заднюю часть коромысла. Это помогало лучше удерживать равновесие. Чтобы коромысло не переломилось под тяжестью воды, на его середину крепили металлическую пластину. Наиболее популярными были дугообразные коромысла. Они удобно ложились на плечо. Раскопки подтверждают, что в 9 - 14 веках именно такие "помощники" были в ходу. Реже встречаются коромысла из широкой доски с вырезом под шею, зауженные на концах. К концам палки крепились крючки, на которые цеплялись ведра. Поверх дерева по всей длине прибивалась жесть, чтобы дерево не трескалось. Это продлевало жизнь инструменту. Готовое коромысло пропитывали постным маслом, после чего «прокаливали» на жаре до полного выделения «лишнего» масла. Коромысло могли украсить резьбой либо ярко раскрасить замысловатыми узорами, придав ему красивый вид. Коромысла служили в отдельных случаях 50 лет и более.
Многие предметы уже ушли в прошлое: сейчас никто не носит воду на коромысле, не стирает белье вальком, не гладит рубелем, не использует для освещения лучину и светец; но, все же, мы должны знать, как жили наши предки, для этого и существуют музеи. Музеи своеобразные хранилища экспонатов, будь то экспонаты из древнего мира или не столь далёкого прошлого, но это всегда предметы, показывающие образ жизни, быт, традиции, обычаи, особенности, события ….
Т. А. Бузнякова –
ст. научный сотрудник научно-фондового отдела
Старочеркасского историко-архитектурного
музея-заповедника