Цена аплодисментов

Валерий Дмитриев-Таец
        Иногда бывает, что благодарные туристы провожают тебя аплодисментами, стараясь засунуть в карман 100-500 батов за работу и рассказы, которые им, как я надеюсь, понравились. Естественно, что греха таить, мне нравятся их знаки внимания. Теперь уж я не отказываюсь и от сотни-другой (стыдно, но что поделаешь, денег-то нету), как это было в другие годы. Какова же цена этой благодарности, так сказать, изнутри работы того, кто сопровождает группу, каким макаром приходится вертеться, чтобы завоевать в первые минуты внимание тех, кто дико хочет спать после прогулки по Уолкин Стрит (а начало поездок на Квай – 4 часа утра), как успокоить туристов, которым пообещали большие автобусы, как скрасить неудобство 600-километрового переезда в один конец?
        В первые минуты путешествия представляюсь сам и представляю водителя. Стараюсь сделать это в шутливой форме, чтобы хоть как-то встряхнуть публику минимальной информацией, чтобы вызвать хоть какой-то интерес в 4 утра предстоящей поездкой.
        «Позвольте представить сначала нашего шофера, которого зовут «Сомчай», что в переводе с тайского на русский означает «сом в чае». Меня же зовут Валерий, что в переводе с русского на тайский означает «Василий», поскольку только так тайцы могут без напряга произносить мое имя». После этих слов туристы уже с интересом начинают смотреть на человека, который несет эту околесицу. Задаю вопрос: на какую экскурсию мы едем? Отвечают: на реку Квай. «Я вас, наверное, разочарую, - вещаю я, - но такой реки в природе нет, и ни на одной карте мира вы ее не найдете. Едем же мы к границе с Бирмой, а Квай – это такой же национальный бренд для тайцев, как для русских – медведь в ушанке, пьющий водку». Все! Интрига завязана, теперь можно всех класть спать и решать мелкие проблемы с креслами, пересадками внутри автобуса и другими «мелочами», которые раньше вызвали бы скандал. Сам же в позе эмбриона сижу рядом с водителем (место рассчитано на одного тщедушного тайца) и стараюсь хотя бы на несколько минут окунуться в царство Морфея. Это редко удается, поскольку один глаз косит на спидометр, а другой – на дорогу. Сказать, что шофер выспался – покривить душой: каждые полчаса глотает энергетики. Зато стрелка скорости прочно прилипла к отметке 140. Светает. Вокруг десятки таких же ненормальных автомобилей, которые едут только по им ведомым делам, стараясь обогнать друг друга. Мои подопечные видят третьи сны, а я стираю со лба тридцать третий пот. Реально страшно. На первой же остановке первым мчусь в туалет, пока туристы, потягиваясь, бредут пить первую чашечку кофе…
       В первые полчаса стараюсь дать информацию, которая их бы заинтересовала: дальше, хотя кто в сонном состоянии будет меня слушать? Но эти сведения мне не падают как снег на голову: готовлюсь  к экскурсиям ежедневно, ежеминутно, наблюдая, сопоставляя, задавая вопросы всезнающему волшебнику по имени «Googl». И уж потом начинаю удивлять своими изысками:
- знаете ли вы, что буддизм не религия, а учение. Здесь Бог – Брахма, а Будда – учитель, который научил людей избегать страдания?
- знаете ли вы, что в Тае три времени года, а иногда бывает 13 месяцев?
- знаете ли вы, что основной доход бюджета – не туризм, а торговля рисом?
- знаете ли вы, что однажды наша соотечественница чуть было не стала королевой Таиланда?
        И еще 133 «знаете ли вы», к которым надо готовиться, пропускать рассказы через себя, которые часто снятся во снах. Не дай бог, когда слушатели начнут зевать (правда, такого еще не было). Пусть спят, Бог с ними. На мой вопрос: «Сделать перерыв, покемарите?», дружно открывают глаза и кричат: мы не спим, слушаем, вы так интересно рассказываете. Все, тем не менее, тихо посапывают, а я бодрствую, хотя тело ноет от однообразной позы и дико хочется спать. На остановке все поглощают завтраки,  я же довольствуюсь только чашечкой кофе. О питании – отдельный разговор: питание туристов разительно отличается от питания гидов и шоферов. Для нас стакан воды со льдом, миска клейкого риса, местный салат с парой яиц в виде омлета – шикарный обед на двоих. Иногда дают «суп», который не едят: им поливаю в качестве соуса тот же рис для вкуса и остроты. Иногда, бывает, удается примкнуть к столу туристов и полакомится куриным крылышком или кусочком ананаса. Но СТЫДНО!!! Не более, чем 10 минут назад мне предлагали поесть то, что мне полагается, а я отказался, сославшись на то, что сыт. Зато на следующий день – мету все подряд: голод не тетка!
        Опускаю и то, что, иногда, хочется в отеле сделать массаж, а «низяяяя», поскольку все массажистки заняты, и у каждой вечер расписан по часам. Как правило, ложусь спать самым последним, зато встаю самым первым, и с рассветом иду будить всех остальных. В семь часов выезжаем, продолжая экскурсию, все дремлют, а мой язык – как помело, старается рассказать все больше и интереснее. Как правило, не успеваю, поэтому расстраиваюсь. Расстраиваюсь, когда по утрам этот отросток во рту не слушается, живет отдельной жизнью, а вечером – уже не двигается, требуя отдыха. Но гид – то должен быть всегда бодр, весел и шутлив. Клоун с профессорскими знаниями. А как раздражают одни и те же дебильные вопросы: это что (показывая на дерево), как называется (указывая на деревню), куда едем\когда приедем, где переодеться (еще сидя в автобусе) или что будем кушать. Иногда коллекционирую самые глупые вопросы (об этом я писал в своих предыдущих «записках»), часто рассказываю про это. Всем смешно, а через 10 минут возглас: а что это справа? Где, спрашиваю я? Мы уже проехали, отвечают мне. Вот такие диалоги.
        Остановка на водопаде Эраван. Все гиды уже остаются внизу, у автобусов: зачем идти со всеми, если там только одна тропинка, ведущая вверх. Я – единственный, кто возглавляет небольшие группки туристов, рассказывая им о вокруг лежащих джунглях. Мне это надо? Да! Ноги болят, ломят суставы, а что делать? Идти в качестве разминки, поскольку у автобусов все лежаки заняты ранее приехавшими, а свободные – только через несколько сот метров. Вот и курсируешь туда-сюда в поиске свободного места. Туристам же кажется, что я за ними присматриваю: им приятно, а мне уже ничего не хочется, только лечь под тиковым деревом в прохладе водоема. На стоянке спит шофер. Не дай бог разбудить его на пару минут раньше положенного времени: надует губы, замкнется, всем своим видом будет показывать, что не понимает меня. А нам надо  вне графика забежать еще в пару мест: посмотреть растения, которые с нами будут здороваться, поучиться гадать в пещере Будды, купить разные чипсы в деревне, которую другие туристы обходят стороной. Так что с драйверами приходится применять политику кнута и пряника. Больше пряника, конечно, в виде обещания хороших чаевых. Ну, а если их нет – расплачиваюсь из своего кармана, из своей заработной платы: я же должен отдавать обещанное, чтобы не потерять лицо.
        На обратном пути ставлю теперь только один фильм, который уже знаю наизусть «Прекрасный боксер». Про запас, если кто смотрел, есть еще пара фильмов «Тайский вояж Степаныча» и «Анна и король». После просмотра каждого – вал вопросов, которые не успели задать. Они продолжается вплоть до Паттайи. Все, приехали. Ухо – продуло, поскольку кондиционер спереди не регулируется, а тайцы включают его на полную мощь, ноги и суставы отказываются слушать команду мозга. Я, как выжатый лимон, плетусь домой. Хочется в бассейн, помолчать, выпить виски и грохнуться спать. Ночью с воплями вскакиваю: ноги сводят судорогами. Чтобы облегчить боль,  мажешь их специальной мазью каждые два часа. Такого еще не было. Но, как говорит моя жена, и лет мне еще столько не было…