Лукоморье одноактная пьеса

Жанна Гречуха
Посвящается
Татьяне
Величко

Действующие лица:
Ардашников
Надежда Сергеевна
Зиночка
Алина
Изобретатель

(Действие происходит в наши дни).

Декорация - комната патентного бюро. Занавески.
Цветы на окнах и на шкафу. Столы с компьютерами.
Зиночка говорит по телефону. Ардашников встает на стул.
Из лейки поливает цветы. Вбегает Алина.
Алина (задыхаясь) О, какого клиента я только что подцепила!
(замечает Ардашникова, меняя интонацию.)
Алина. Ардашников! Осторожнее!
Ардашников. Если я не полью цветы, никто за меня ничего делать не будет.
Зиночка. О тебе заботятся, а ты недоволен.
Алина. (восхищенно) Ардашников! Клиент прибудет в полдень. Вся надежда на тебя.
Ардашников (продолжая поливать цветок - лиану) Сначала матушка заболела, и я в Пушной институт не стал поступать, потом жена к геологам не пустила, вот теперь я с вами мучаюсь.
Зиночка. Где же тебя так будут любить.
Алина. И уважать, и понимать!
Зиночка. И о детях твоих заботиться.
Ардашников. Еще про галстук напомни.
Зиночка. Твоей жене понравился.
Ардашников. Что за клиент?
Алина. Роковой! Часы, кейс, упакован по высшему разряду. (вздыхает) Но вот кольца меня насторожили.
Зиночка. Что-то Надежда Сергеевна опаздывает. Опять проблемы со здоровьем?
Ардашников. Вот будете в ее возрасте...
Зиночка и Алина (хором): Ни в жисть! Не будем!
(Распахивается Окно и Дверь.
Все замирают. Появляется Изобретатель.

Изобретатель. (С рюкзаком и портфелем.)
Доброго здоровьица, барышни! И Вам - тоже.
(Ардашников спрыгивает со стула, ставит лейку на
подоконник.)
Изобретатель (весело) Это у вас выдают патенты на изобретения?
Зиночка. Да, Вы садитесь. Представьтесь, пожалуйста.
Изобретатель. Пафнутий Савельев Загряжский. Из саратовских степей к вам пожаловал. По интернету познакомился. Очень мне ваш сайт понравился. Теплый, добродушный. Племянник, мой Гаврила, мне посоветовал: « А ты, говорит, поезжай к ним, на месте обо всем и договоритесь».
Ну, я и приехал.
(Обращаясь к Ардашникову.)
Изобретатель. Вы, небось, сайт придумали?
(Ардашников надевает очки и кивает)
Изобретатель. Я сразу понял: «Мои коллеги. Выгода на втором
месте. А на первом - польза для человечества».
( Достает из портфеля чертежи.)
Я тут вечный двигатель изобрел. Да, вы не бойтесь! Он иногда - отдыхает.
(Цветы на подоконнике начинают расти.)
Сплю я как-то после обеда и вижу чертеж. Просыпаться не стал, так думаю, запомню. Но забыл. А идея была хорошая!
Вы, барышня, будете меня консультировать? У Вас, простите, какое образование?
( Ардашников включает тихую музыку.)
Зиночка. МГУ. Мехмат.
Изобретатель. Уважаю. Значит, могу собеседовать. Начну с биографии. Жил у нас в деревне дедко Ефим. Загадочный человек. Художник. Сказочник. И между нами - Колдун.
Добрый, разумеется. Учил нас детей летать, и с травами разговаривать.
Зиночка (в сторону) Мне повезло.
Ардашников. Можно Вам чаю предложить?
Изобретатель. (весело) А у меня с собой. Особый. Из нескольких трав. Только кипяточку дайте. Так вот с травами я и сейчас разговариваю. Зачем под потолок засунули? Ему же там скучно.
(Алина переглядывается с Ардашниковым.)
Ардашников. Так Вы биолог?
Изобретатель. Я - много чего. Вы садитесь, вместе чаек попьем, про жизнь поговорим. Я вот думаю: «А нужен ли мне патент?» Или я это делаю для человечества? Просто так. Как Томас Алва Эдисон.
Алина (осторожно) А почему Вы решили обратиться в наше патентное бюро?
Изобретатель. Ах, умница! Зрит в корень! Название ваше уж больно понравилось. Немудреное, но ласковое. «Лукоморье».
Вот я и пришел. Ну, а сейчас почаевничаем. У меня с собой и угощение припасено. Это детишкам вашим. У Вас ведь трое? Два мальчика и малышка. Вот им - пряники узорные. А барышням - мед гречишный. В баночках. С моей пасеки.
Что так смотрите? Басню Крылова «Стрекоза и Муравей» в школе читали? Вот я - муравей и есть. Все крестьянское могу и умею. И пасечник. И печник, и столяр, и плотник. И гончар.
И (вздыхает) стихи своей Стрекозе писал.
Где-то она теперь? Озорница. Егоза. Задорная была. Ну, вы угощайтесь.
(Входит Надежда Сергеевна)
Надежда Сергеевна (строго). Обед сами себе устанавливаете,
начальства нет, можно не работать.
(Зиночка делает знак: «Помолчите»)
Ардашников (быстро). У нас посетитель. Клиент. Изобретатель.
Это я его отключил. Чтобы помех не было. Я многое с собой привез.
(Достает из рюкзака странные, но очень ладные деревянные устройства. То ли мельницы. То ли летающие самолетики. То ли музыкальные шкатулки.)
Изобретатель. ( с гордостью) И все - под женскими именами.
Это - Любушка-голубушка,
Это - Феня - Фенечка, а это - Стрекоза. Вот - и бумага, там все написано.
Надежда Сергеевна.
Так Вам нужен патент?
Изобретатель.
Защита от зла мне нужна, деточка.
Не обижайтесь! Это для всех ты - начальница, а для меня - «деточка». Ранимая, простодушная, доверчивая. Зря ты в бизнес пошла! Нет в тебе жажды выгоды. А куда без этого? Да вы угощайтесь! Я время- то остановил.
Зиночка
Вы шутите?
Ардашников.
У меня часы стоят.
Алина.
А у меня мобильник не работает.
Изобретатель. (смеется) Это я вам еще не все свои фокусы показал.
(Рюкзак, стоявший в углу, шевелится.)
Изобретатель. Живность моя проснулась. Сейчас выпущу.
(Что-то делает с рюкзаком. Четыре деревянных птицы
вылетают и приземляются на подоконник.)
Изобретатель.
Щепные птицы. Заводные. Птицы счастья. Счастья вам
не хватает. Потому и фирма не процветает. К хмурому кто
пойдет? А к веселому все прислоняются. Ну, к делу!
Зиночка.
А как Ваши изделия работают? По каким схемам?
(Птицы начинают мелодично свистеть. Изобретатель
дирижирует. Все в замешательстве.)
Надежда Сергеевна. Давайте все-таки, вернемся к нашим
баранам. Как советуют французы.
Зарегистрируемся. Подпишем договор.
Изобретатель. (тихо, в сторону) И что потом?
Зиночка.
Станете, быть может, знаменитым. В интернете друзья
появятся. Начнут Ваши изобретения внедрять в
производство.
Изобретатель.
Что-то мне, вдруг, расхотелось.
(Появляется Экран)
Ардашников.
Ну, это несерьезно!
Зиночка (укоризненно)
Вы же взрослый человек!
Изобретатель (вздыхая)
А в этом, душа моя, я не уверен. Вспомнился мне
рассказ Лескова «Левша». Может оно лучше умереть
в безвестности?
Надежда Сергеевна.
Это когда было!
(На Экране - хроника З0- х годов ХХ века, и потом
картина Ефима Честнякова «Город всеобщего
Благоденствия»)
Ардашников (тихо) И всегда есть.
(На экране меняется изображение. Лес. Сумрак.)
Изобретатель.
Я тут Данте прочел. Он говорит Вергилию:
«Расскажи мне, что ждет меня в будущем. Тот ему, а зачем тебе это знать. Ах, как Данте ему хорошо ответил! «Стрела, которой ждешь, ленивей ранит».
Вот смотрю я на вас, и понимаю: «Неинтересен я вам. Скучен. Непонятен». Это потому, что заботы одолевают. Проблемы.
А счастливый медлит жить. Я-то хотел вас удивить, обрадовать, может счастьем своим поделиться, а вы
меня не слышите. Зря я к вам пришел.
Зиночка (горячо)
Неправда! Я Вам очень даже рада. Вы человек необыкновенный. И обижаетесь напрасно. Правда,
Ардашников?
Ардашников.
Абсолютная правда. Я, между прочим,
бауманский закончил. И очень внимательно Вас слушал.
Кроме технических приемов, есть еще и паранормальные.
Изобретатель.
Значит, признаешь?
Ардашников.
«Не понимаю, но предчувствую».
Изобретатель.
Заумь!
Ардашников. (смеется) Пусть так.
( На экране появляются детские рисунки.
Воздушные Замки.)
Алина.
Боже! Как красиво!
Надежда Сергеевна.
Это, еще что за фокусы? Где проектор? Как это все
происходит?
Изобретатель.
Все-то вам объясни, растолкуй, ничего на веру не принимаете. Это - мои фантазии. А помогает
мне вот этот прибор. Работает, как кнопочный
биолокатор. Мне во сне Эдисон подсказал.
Все (хором) Кто-о?!
Изобретатель.
Эдисон. Томас Алва Эдисон. Американский
изобретатель. Неушто не слыхали?
Надежда Сергеевна.
Товарищ, Вы меня извините, но давайте решим:
будем мы оформлять патент или будем.
Ардашников.
Вам у нас нравится? Наш интерьер? Это мой
одноклассник  придумал. Я его спросил: «Сколько
я тебе должен?» А он так надменно: « Я с друзей
денег не беру». И Державина процитировал:
«Дружба не услуга. За нее не благодарят».
Я его попросил: « Сделай мне ателье, в парижском стиле». Кому какое дело, где у меня Париж?
Изобретатель. (вздыхая)
Моя Стрекоза тоже все о Париже мечтала. Прабабка, говорит, была из Франции. Она и не видела-то ее никогда, а кровь бурлила. Да, многого мы о себе не знаем.
Древние почти заклинали: «Познай самого себя».
Я вот, например, первый парень на деревне, гармонист.
А, поди ж ты, однолюб. Очаровала меня,
Стрекоза. Ни на одну девицу так и не взглянул.
Куда им всем до моей Суженой. Вот слушаете вы меня и про себя, небось, думаете: « Совсем старичок с катушек сошел»,
и не приходит вам в голову, что Главный билет я выиграл. Познал, что такое Любовь. И верность.
Ардашников.
«Любовь не гневается, не гордится, не знает страха».
Изобретатель.
Золотые слова! Я - не горжусь. Я - факт констатирую. Недавно ночью с Джордано Бруно разговаривал. «Зачем монахом стал?»
Он говорит: «Тебе не понять!»
Зиночка. Вы с ним на «ты»?
Изобретатель.
Какие между нами, мистиками, церемонии? А вы не
переглядывайтесь!
Ардашников.
Вообще-то я верю в телепатию, но общение с Джордано Бруно!
Изобретатель. (вздыхая) Мне бы еще и телепортацию открыть. То-то бы все удивились.
Надежда Сергеевна.
Так мы будем составлять договор?
Алина.
Извините. Но у меня встреча. Чао!
Изобретатель.
Прощай, милая! Главного, как всегда, не услышала.
(Алина, пританцовывая, уходит.)
Зиночка. (осторожно)
А главное, это - что?
Изобретатель. (вздыхая)
Любовь. Ее ведь ни купить. Ни заслужить нельзя. В одной мудреной книге прочел: « Любовь это не милость. Это еще и волшебство».
Зиночка.
А я вот в любовь не верю. Иногда даже про монастырь подумываю.
Ардашников. (строго) По-моему, мы все надолго отвлеклись.
Надежда Сергеевна. (мягко) Может, вернемся к патенту?
(Изобретатель достает из рюкзака дудочку.
Начинает играть. На Экране появляется силуэт
Девушки в венке из одуванчиков.)
Изобретатель.
Я тебе, Стрекоза, терем сотворил. Узорчатый с башенками, с белыми наличниками. Вдруг пожалуешь, да не одна, а с детишками. Всем места хватит.
Ах, милая! В любви добра не ищут, и любовь травами не лечится. Да и зачем Любви Добро?
Если радость такая, что глазам больно.
Ну, что, получать мне патент? Отвечай, лебедушка?
(Экран гаснет.)
Ардашников.
Можно поинтересоваться, как Вы это делаете?
Надежда Сергеевна. ( деловито)
Так сколько у Вас изобретений?
Зиночка (задумчиво)
А говорят, что любовь поэты выдумали.
Надежда Сергеевна.
Ну, и что такого необыкновенного было в этой вашей Стрекозе, что Вы забыть ее не можете?
Изобретатель (ласково)
Это тайна. Ну, хоть в тайны- то Вы верите? 
Надежда Сергеевна (улыбаясь)
Нам за вредность не платят.
(Появляется Алина, в руках «шикарный букет»)
Алина (радостно)
О, ребята, я такая счастливая! Он, правда, очень
даже классный! В общем, так, я замуж выхожу.
Ардашников (вздыхая)
«И от вас - ухожу». Как бы это не было цитатой из
«Колобка». «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел ».
Алина.
Не боись, Ардашников! Мы с ним все продумали,
венчаемся в Даниловом монастыре, там же и
отделение загса, и шоу «Русская свадьба» и потом
зал для свадебного  стола.
Надежда Сергеевна (вытирая слезы).
Ты хоть с родителями его познакомилась?
Зиночка.
Зачем? Она же с ним в Канаду уедет.
Алина
Да, хоть на край света.
( Замечает Изобретателя)
Алина.
 А Вы мне счастье принесли. Я, правда, слукавила, что
« бегу на встречу с клиентом». Извините!
Изобретатель. (мягко)
Счастье меру любит.
Алина.
А вот и нет! Счастье, наоборот: Кружится, поет и в хоровод зовет.
(Начинает кружиться и вдруг застывает. Обращаясь к Изобретателю)
Алина.
Знаю, что невеста и жених на свадьбе должны быть
печальными и хмурыми, да бы не сглазили. И хмельного они в рот не берут. А я вот в приметы не верю! Уеду я с мужем-
иноземцем в его озерную страну, и буду вам, всем, оттуда нарядные открытки посылать. А счастью моему пределов не будет!
(Посылает воздушный поцелуй, исчезает в кулисах)
Изобретатель.
Ну, чисто моя Стрекоза!
Ардашников.
Ей никогда не нравилось работать, нравилось только
развлекаться. Богатые девочки никогда не бывают взрослыми.
Зиночка.
Ей двадцать два года, Ардашников! Зачем ей
работать? Один дедушка маршал, другой - замминистра. Это нам повезло, что она к нам попала.
Ардашников. На три месяца.
Надежда Сергеевна.
А скольких клиентов завлекла, благодетелей.
У нас ведь не только патентное бюро, но еще что-то
вроде общества меценатов. На общественных началах.
Изобретатель.
Как же она напомнила мне Стрекозу! Растревожила меня. Вспомнилось, как приезжала к нам в деревню, из города. К бабушке своей. Учительнице. Наряды сама себе придумывала.
И венки плела. Из ромашек, васильков, одуванчиков.
Ардашников.
Так это же - Ваша молодость. Она теперь бабушка.
Изобретатель.
Нет! «Красавицы бывшими не бывают». Наши деревенские
сначала невзлюбили ее, завидовали, а как узнали, что она сама себе все шьет, зауважали. А как она пела, танцевала. И всем всегда улыбалась.
Зиночка.
Может она теперь в Москве живет, а может и в Париже.
Надежда Сергеевна.
Так будем мы патент оформлять или откроем
«Клуб по интересам»?
Ардашников.
Все-таки объясните, насчет экрана. И, как Вам все заранее известно про Алину?
Изобретатель.
Ну, вот тоже телепатией обладаешь. А ведь я ничего
про нее не сказал. Очень ей фасад нравится. Все заранее напридумывала, потому, как за деньги весь обряд купить можно. А с родителями мужа не познакомилась, и свекровь
будущая не благословила. Значит истинного счастья
не ожидается. Так-то друзья мои.
Надежда Сергеевна (плачет)
Это какая же она была, Стрекоза эта, такую любовь к себе подарила!
Изобретатель.
А патенты, что ж, оформляйте!
Пусть народ пользуется. Может счастья будет больше.
Только на патентах не забудьте написать: « В честь
Стрекозы».
Договорились?

(Немая сцена)
З А Н А В Е С
23 июля 2015