Италия - Полный текст

Евгений Говсиевич
И  Т  А  Л  И  Я - ПОЛНЫЙ ТЕКСТ

СОДЕРЖАНИЕ

1. РИМ
2. ВАТИКАН
3. ФЛОРЕНЦИЯ
4. ВЕНЕЦИЯ
5. МИЛАН

1500 г. - Флоренция и Венеция сохраняют самостоятельность. Неаполитанское королевство и Миланское герцогство отходят к Испании.               
1800 г. – Венецианская республика отходит к Австрии.               
1860-1870 гг. – объединение Италии.
Население - 60 млн.               
Самая большая река  По.

1. Р И М

Возник в 753 г.  до н. э.               
Находится на 7 холмах: Палатин, Капитолий, Авентин, Квиринал,  Виминал, Эсквилин и Целий. Лежит на широте Тбилиси.               
В 64 г. до н. э. при Нероне сильнейший пожар уничтожил 10 районов из 14.               
При Траяне (98-117) территория Римской империи достигает своего максимума.               
Константин (312-337) уравнивает христианство с др. религиями.               
В 330 г. Константин переносит столицу империи и свою резиденцию в ВизАнтию,  переименовав её в Константинополь.               
395 г. – разделение Римской империи  на Западную и Восточную.               
476 г. – гибель Западной Римской империи.               
В XIV в. резиденция Пап в Авиньоне.               
1870 г. – воссоединение Италии со столицей в Риме.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ:

КАПИТОЛИЙСКАЯ ПЛОЩАДЬ (КАПИТОЛИЙСКИЙ ХОЛМ)
В античные времена здесь находился РИМСКИЙ АКРОПОЛЬ с главным храмом, построенным в 510 г. до н. э.
Площадь в её нынешнем виде спроектировал Микеланджело в 1536 г.
В её центре конная статуя Марка Аврелия (II в.).
В настоящее  время КАПИТОЛИЙ – политический центр – СЕНАТ.               
В КАПИТОЛИЙСКИХ МУЗЕЯХ  находятся (на втором этаже пинакотеки) творения Тициана, Рубенса, Ван Дейка, Веласкеса, Караваджо

РИМСКИЙ ФОРУМ
Огромная территория с триумфальными арками и храмами (длина – 500 м. ширина – 200 м.). 
Центр Римской империи. Храмы, форумы императоров – ЮЛИЯ, АВГУСТА, ТИТА…. 
КОЛОННА И ФОРУМ ТРАЯНА

ПАЛАТИНСКИЙ ХОЛМ – на пути к КОЛИЗЕЮ
Август сделал центром власти. В античные времена находилась резиденция императоров. 
ДОМА ЛИВИИ И АВГУСТА. 
Стадион Домициана. 
Смотровая площадка

КОЛИЗЕЙ
Построен Веспасианом в 80 г. До 405 г. проводились гладиаторские бои.   
При папе  Бенедиктине XIV Колизей становится святым местом, где на  Пасху проводятся крёстные ходы.
АРКА КОНСТАНТИНА

ПЛОЩАДЬ ВЕНЕЦИИ 
Памятник первому королю объединённой Италии – Виктору Эммануилу II.
Via del Corso – Площадь Колонна - фонтан Треви.
По  Via del Corso к площади КОЛЛЕДЖИО РОМАНО, на которой   находится ГАЛЕРЕЯ  ДОРИА ПАМФИЛИ         

ПЛОЩАДЬ РЕСПУБЛИКИ
ФОНТАН  НАЯД (правильно бросать монету надо стоя спиной к фонтану правой рукой через левое плечо).
Via NAZIONALE – ПЛОЩАДЬ ВЕНЕЦИИ - Via del Corso

ПЛОЩАДЬ ИСПАНИИ. Испанская лестница – кафе «Эль Греко – Антикварные магазины -  Via del Corso

ПАНТЕОН. Гробница Рафаэля……….

ЦЕРКОВЬ САНТА МАРИЯ МАДЖОРЕ
Храм построен в IV в. Самая популярная из 4 патриарших церквей. Купола видны из разных концов города.
Колокольня, построенная в 1377 г. – самая высокая в городе. В соборе хранятся остатки ЯСЛЕЙ ИИСУСА

МОСТ СВ, АНГЕЛА. Самый красивый мост. Построен по приказанию Адриана в 134 г.

ПЬЯЦЦА КАМПО ДЕЙ  ФИОРИ
Самая популярная площадь - ПАЛАЦЦО ПИО, АНТИЧНАЯ КОЛОННА, у которой убили Цезаря.
ПАМЯТНИК ДЖ, БРУНО

ПЛОЩАДЬ НАВОНА
ТРИ ФОНТАНА, в т. ч. - фонтан 4 рек (Дуная, Ганга, Нила, Ла-Платы) – Бернини; фонтан мавра; Фонтан Нептуна

МУЗЕИ
ГАЛЕРЕЯ БОРГЕЗЕ (1615 г. – Дворец, 1902 г. – Галерея – 2 этаж)
НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ (Палаццо Барберини – 2 этаж)
ГАЛЕРЕЯ ДОРИА-ПАМФИЛИ

2. В А Т И К А Н

Калигула на этом месте построил цирк, а Нерон подвергал здесь испытаниям христиан.
На арене цирка в 67 г. был распят Св. Пётр, и на этом месте была воздвигнута наиболее значительная базилика христианства.
Государство Ватикан было создано в1929 г.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ:

СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА. Самый большой из христианских храмов - длина – 220 м., высота – 140 м.

КОЛОННАДЫ. Построены Бернини (140 статуй святых)

ЕГИПЕТСКИЙ ОБЕЛИСК. Привезён из Египта в 39 г. В 1586 г. перенесён на эту площадь из Цирка Нерона (Ватиканский холм)

МАВЗОЛЕЙ АВГУСТА. Первый Великий император. До 200 г. служил усыпальницей императоров

ВАТИКАНСКИЕ МУЗЕИ И ГАЛЕРЕИ:
СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА (здесь собираются кардиналы для избрания Пап               
СТАНЦЫ (комнаты) и ЛОДЖИИ РАФАЭЛЯ               
ПИНАКОТЕКА

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ВАТИКАНА (XV - XVI вв.)

1. На гербе Ватикана изображено 2 ключа – золотой – символ духовной власти Папы и серебряный – символ власти светской.               
2. Папы XV века – Николай V и Сикст IV поняли, что Союз католической церкви и искусства будет важным фактором успехов и престижа католической церкви, и они начали  строить Сикстинскую капеллу.               
3. Юлий II продолжил их дело и начал строить Собор  Св. Петра – самый большой собор в мире. Для этого он пригласил двух художников – малоизвестного Рафаэля и уже знаменитого Микеланджело и гениального Браманте, которого он назначил главным архитектором.               
4. Во внутреннем дворике  Ватиканских  музеев находятся древнегреческие скульптуры из коллекции Юлия II. В Соборе Св. Петра находится знаменитая «Пьета» Микеланджело, которую он изваял в возрасте 25 лет.               
5. В 1506 г. Юлий II начал строительство Собора и ремонт (переустройство)  Сикстинской капеллы (до этого, с 1483 г.  фрески покрывали только стены здания, а он решил, что надо расписать  потолок фресками из сцен В.З.). Размеры капеллы впечатляют: высота – 21 м., ширина – 13 м., длина – 40 м.  Роспись потолка выполнена по сюжету  «Создание мира Господом в течение недели» из книги «Бытия». 

Первая  фреска - «Отделение света от тьмы».  Затем «Сотворение луны, солнца и планет» (правой рукой Господь создаёт солнце, левой – луну). В левой части этой фрески Господь создаёт животных и растения.  Затем «Сотворение Адама» (сотворение людей), где Бог и Человек впервые изображены как равные, что является истинным выражением идеалов Ренессанса. Следующий эпизод – «Первородный грех» - изгнание людей из Рая. Также впечатляет фреска «Потоп». История  создания фресок Микеланджело и Рафаэлем описана в знаменитой книге Вазари.               
6. В 1509 г. Юлий II начал работы в Ватиканском дворце.  Работами в 4 комнатах руководил Рафаэль. У него было много помощников – учеников. Он создал свою собственную школу (в отличие от Микеланджело, который привлёк к работам флорентийских художников, но остался недоволен их мастерством – в результате чего создавал свои шедевры самостоятельно).  В кабинете (канцелярии) Юлия II находится знаменитая «Афинская школа».               
7. Рафаэль создал лоджии (коридор) в Ватиканских музеях, которые обычно закрыты для туристов. На потолке изображены 62 фрески из В. З. и Н. З.  Рафаэль был организатором и координатором этих работ (сам создал несколько эскизов). В этом случае его гений проявился в создании коллективного разума.               
8. Микеланджело украсил капеллу обнажёнными фигурами, несмотря на то, что в то время это запрещалось. Он использует живую натуру – обнажённые мужские и женские тела, как средство художественного выражения.  Его не интересует пейзаж, интерьеры, перспектива – только тело человека, при помощи которого он может создать всё что угодно. В этом состоит его поэтика и философия искусства.               
9. Когда Рафаэль увидел  потолок, расписанный Микеланджело, он был поражён величием росписи обнажённой натуры. После этого он стал изучать анатомию  тела и использовал это в живописи фрески «Пожар в Борго», который остановил Папа, совершив чудо.  Мускулатуру выполнил сам Рафаэль. Но он понял, что уровня Микеланджело он достичь не сможет. В своей фреске «Афинская школа» Рафаэль, в знак глубокого уважения к мастерству Микеланджело, и за то, что тот   дал ему вдохновение и стимул разработать свой собственный метод, изобразил его на картине  в виде Гераклита.               
10. Его метод, его ниша  заключались в следующем.  В картине «Освобождение Св. Петра» он активно использует свет – реалистичность игры света. Это было кульминацией его экспериментов. Он создал 9 фресок-шедевров, украсив помещение  Юлия II самым передовым искусством своего времени.               
11. В ноябре 1512 г. росписи Сикстинской капеллы были завершены. Спустя  3 мес. – в начале 1513 г. Юлий II умер. С  помощью работ этих двух гениев  Юлий II хотел показать престиж и авторитет Ватикана. Результат превзошёл все ожидания.               
12. После этого Рафаэль стал придворным художником Ватикана, затем личным художником Папы, тем самым, упрочив своё положение, свой авторитет. В Ватикане выставлен его шедевр «Преображение» (1518-1520 гг.), который он создал самостоятельно. В 1520 г., в возрасте 36 лет, он скоропостижно скончался.               
13. После смерти Юлия II Микеланджело вернулся во Флоренцию. В 1527 г. он поддержал восстание против Папы. Он был вынужден скрываться и очень сожалел о содеянном.  В 1535 г. Папа Павел III  по политическим и религиозным соображениям (набирал силу протестантизм)  пригласил Микеланджело изобразить самую большую алтарную фреску в мире «Страшный суд» на заалтарной стене. Микеланджело вернулся в Ватикан, когда ему был 61 год.

Прошло 23 года с тех пор,  как он расписал потолок Сикстинской капеллы. Через 6 лет роспись была завершена. Это грандиозная фреска с 400-ми  фигурами (высота 18 м., ширина – 13 м.). Речь идёт о том, что когда наступит конец света, случится второе пришествие Христа. Он воскресит мёртвых и будет их судить – кто отправится в Рай, а кто в Ад.. Ангелы читают списки, составленные Христом. Список тех, кто отправится в Рай, значительно меньше списка тех, кто попадёт в Ад..На этой фреске Микеланджело изобразил и себя в виде человека со содранной кожей среди тех, кому уготована жестокая судьба. 

Смысл этого заключается в том, что его душа будет вечно бродить, не находя пристанища и успокоения. Подавленные тяжёлые переживания и есть истинная природа человека. Картина пропитана общим впечатлением страха.  Это было послание реформаторам церкви – с предупреждением о том, что все отвергшие католическую церковь, отправятся в Ад. Микеланджело дожил до 89 лет.
         
В понятие «Музеи Ватикана» входит 15 объектов. Ансамбль Ватиканских дворцов включает 1400 залов и 20 двориков, которые хранят самую крупную в мире коллекцию произведений древнего искусства. Надо обязательно смотреть:
1. СОБОР СВ. ПЕТРА;
2. СИКСТИНСКУЮ КАПЕЛЛУ; 
3. СТАНЦЫ (комнаты) и ЛОДЖИИ РАФАЭЛЯ; 
4. ПИНАКОТЕКУ

3. Ф Л О Р Е Н Ц И Я

В 60 г. до н. э. основал Цезарь. В 1410 г. захват Пизы, в 1555 г.  – захват Сиены. Флоренция – столица Тосканского герцогства.
          
Отцом-основателем клана Медичи был Джованни ди Биччи (1360 - 1429). Его старший сын Козимо де Медичи (КОЗИМО-ст.) (1389 – 1464) взял власть в городе в 1434 г. Наследование шло хорошо до сына Лоренцо Великлепного (Пьеро). После смерти Пьеро в 1503 г. власть должен был унаследовать его брат, но он уже успел стать кардиналом и впоследствии (1513) был избран папой под именем ЛЬВА X. После его смерти остался лишь один, и то незаконнорожденный племянник Лоренцо Великолепного, но и он воссел на папском престоле в 1523 г. под именем КЛИМЕНТА VII, который умер, не оставив потомства в в 1534 г. Но тут вспомнили про второго сына Джованни ди Биччи, которого звали Лоренцо (1395-1440) Его потомком был Джованнидалле Банде Нере (1498-1526), который сидит перед церковью Сан-Лоренцо, одетый в римскую униформу.  От него пошли великие герцоги Медичи в XVI в. И первым стал его сын, КОЗИМО I.
            
При Козимо-ст. (с 1430 г.) и его внуке Лоренцо Великолепном Флоренция стала крупнейшим культурным центром Европы. В 1740 г.  род Медичи угас, и  Тосканского герцогство стало  одним из владений австрийских Габсбургов.  В 1860 г. – объединение Италии. Флоренция пять лет (1865-1870) была столицей страны. Нигде в мире нет такого обилия шедевров архитектуры, живописи и скульптуры, как во Флоренции.

Здесь творили: Данте, Бокаччо, Петрарка, Макивелли, Галилей, Джотто, Брунеллески, Донателло, Боттичелли, Леонардо, Микеланджело. Флоренция принадлежит к числу самых дорогих городов Италии. Ежегодно сюда приезжают 6 млн. чел.

Галерея Уффици ежемесячно принимает 100 тыс. чел (4 место в Италии). Галерея Академии на 10 месте (90 тыс.)

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ:

БАПТИСТЕРИЙ. XI в. На бронзовых восточных дверях Гиберти изобразил 10 эпизодов из В. З. Представлены сюжеты из жизни Иоанна Крестителя, который считается покровителем города

СОБОР САНТА-МАРИЯ ДЕЛЛЬ ФЬОРЕ С КОЛОКОЛЬНЕЙ ДЖОТТО (на ПЛОЩАДИ ДУОМО). Купол  h= 91 м. и  диам.=42 м. – символ Флоренции (Брунеллески).
Высота колокольни – 84 м.

На пути к ПАЛАЦЦИО ВЕККИО находится УЛИЦА ДАНТЕ

ПЛОЩАДЬ РЕСПУБЛИКИ. Находится между  ПЛОЩАДЬЮ ДУОМО  и ПЛОЩАДЬЮ СИНЬОРИИ. Это историческое ядро города. Здесь находился древнеримский Форум.
Южнее  находится НОВЫЙ РЫНОК, где надо потереть нос ПОРОСЁНОЧКУ, чтобы сюда вернуться

ПЛОЩАДЬ СИНЬОРИИ. Палаццо Веккио, фонтан Нептуна, копия Давида

ПАЛАЦЦИО ВЕККИО. Светский центр – ратуша. Внутренний дворик со скульптурами, в т. ч. Микеланджело.
Очень красивые виды вечером

ГАЛЕРЕЯ УФФИЦИ
Находится южнее площади Синьории.  Первоначально построено как административное здание для герцога Козимо I архитектором Вазари в 1560 г. Имеет 45 залов – 2000 объектов
Галерея хранит одно из крупнейших художественных собраний в мире. Её основу составила коллекция правящего рода Медичи. Музей построен в 1565-1574 гг. Дж. Вазари по заказу герцога Козимо I Медичи. В 1789 г. собрание музея было открыто для публики

МОСТ «ПОНТЕ ВЕККЬО» («Старый мост»). Между  Уффицци и Палаццо Питти через реку Арно

ПАЛАЦЦИО ПИТТИ – ГАЛЕРЕЯ ПАЛАТИНА («ПИТТИ»)
От Уффицци надо пройти через мост. Самый большой дворец во Флоренции. 
Ни в одном музее мира нет стольких полотен Рафаэля (их здесь 11).
Кроме того, здесь находятся 13 самых знаменитых картин Тициана, а также Тинторетто, Джорджоне, Рубенса, Ван Дейка, Караваджо, Гойя  и др.
За галереей парковый ансамбль итальянского Ренессанса -  САДЫ БОБОЛИ – фонтан Нептуна, кофейня в венском стиле рококо.
Отсюда открывается отличный вид на Флоренцию

ЦЕРКОВЬ САН-ЛОРЕНЦО  НА ПЛОЩАДИ САН-ЛОРЕНЦО
Находится северней  БАПТИСТЕРИЯ, напротив через дорогу от ПАЛАЦЦО МЕДИЧИ – РИККАРДИ. На площади перед церковью – ОТКРЫТЫЙ РЫНОК.
В церкви  находятся КАПЕЛЛЫ МЕДИЧИ, семейная усыпальница. Микеланджело создал шедевр гармонии скульптуры и архитектуры – фигуры День  и Ночь, Утро и Вечер на надгробьях сына и внука Лоренцо Великолепного.
Севернее находится ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЫНОК

ПАЛАЦЦО МЕДИЧИ - РИККАРДИ
Находится через дорогу от ЦЕРКОВИ САН-ЛОРЕНЦО.
Этот шикарный дворец служил Медичи жилым домом до их переезда в ПАЛАЦЦО ВЕККИО.
После этого они продали замок семейству Риккарди

ГАЛЕРЕЯ АКАДЕМИИ
Находится северо-восточнее ПАЛАЦЦО МЕДИЧИ – РИККАРДИ. 
Именно здесь находится оригинал скульптуры Микеланджело «Давид» – самая крупная скульптура из мрамора со времён античности. (Десятилетний Ю.Нагибин охарактеризовал памятник так: "белый, голый, с мочалкой").
Рядом находится УНИВЕРСИТЕТ и чуть далее, всегда оживлённая ПЛОЩАДЬ САН МАРКО и ЦЕРКОВЬ САН МАРКО

ПЛОЩАДЬ САНТА КРОЧЕ. Находится восточнее ПАЛАЦЦИО ВЕККИО. Одна из прекраснейших площадей Флоренции  со множеством лавчонок

ЦЕРКОВЬ САНТА КРОЧЕ
Недалеко находится ЦЕРКОВЬ САНТА КРОЧЕ (Св. Креста).
Перед её фасадом нас поджидает сам ДАНТЕ. Эту церковь можно назвать МАВЗОЛЕЕМ ИТАЛИИ: пол покрывают более 270 надгробных плит. Здесь покоятся: Микеланджело, Макиавелли, Галилей и др., а также -  надгробный памятник Данте (он похоронен в Равенне).
Здесь есть работы Джотто, Донателло и др.
Самым совершенным из творений Брунеллески в этой церкви  считается Капелла дей Пацци

4. В Е Н Е Ц И Я

Основана в V в. 
В 1420 г. Венеция была самым богатым городом мира.
До захвата Константинополя турками (1453 г.) Венеция сохраняла статус великой морской державы. В 1570 г. от Венеции к Турции отошёл Кипр, а в 1669 г. – остров Крит.

В 1800 г. Наполеон передал территорию Венеции – австрийскому дому Габсбургов.
Только через 70 лет произошло окончательное присоединение Венеции к Италии.
Венеция – самый дорогой город Италии

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ:

ПЛОЩАДЬ И СОБОР САН-МАРКО - IXв. Хранятся мощи Св. Марка

ДВОРЕЦ ДОЖЕЙ (Дож – вождь, предводитель, политический деятель)
IV в. Камеры пыток, где был заключен Казанова.
Подвесной свод Большого зала, который украшают картины Босха, единственные в Италии. Росписью внутренних помещений занимались Беллини, Тициан, Тинторетто, Веронезе. Но при пожаре всё погибло.
Тинторетто и Веронезе были живы и выполнили новую роспись дворца

ГАЛЕРЕЯ АКАДЕМИИ. Шедевры  Джорджоне, Тициана, Веронезе, Беллини

ЦЕРКОВЬ ФРАРИ. Главный алтарь украшает картина 30-летнего Тициана «Ассунта» («Вознесение Марии»)

МОСТ ВЗДОХОВ, МОСТ РИАЛЬТО

5. М И Л А Н

Основан в IV в. до н. э. В 1535 г. отошёл к Испании, а в 1710 г. – к австрийским Габсбургам.
В 1860 г. объединение Италии

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ:

ГОТИЧЕСКИЙ СОБОР «САНТА-МАРИЯ НАШЕНТЕ». Символ города. Длина- 160 м., ширина- 90 м., высота – 110 м. 
3400 мраморных статуй (снаружи и внутри)

ГАЛЕРЕЯ ВИКТОРА ЭММАНУИЛА II- первый король объединённой Италии. Самый старый пассаж в мире (с 1865 г.). Кампари (красный напиток) в баре Кампарино

ТЕАТР ЛА СКАЛА. Классицизм XVIII в. Надо пройти через всю Галерею.
Стоит обратить внимание на очень оригинальный памятник Леонардо да Винчи, который находится перед театром.

ПИНАКОТЕКА БРЕРА, 38 залов. 2000 произведений искусств (400 полотен): Тициан, Рубенс, Рафаэль, Караваджо, Рембрандт, Модильяни

ПИНАКОТЕКА АМБРОЗИАНА. Боттичелли, Леонардо, Караваджо

ЦЕРКОВЬ САНТА-МАРИЯ деле ГРАЦИЕ. Строил Браманте.
В 1497 г. Леонардо создал знаменитый шедевр «Тайную вечерю»

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА