Тьма внешняя

Михаил Кедровский
       Однажды в либеральной тусовке Лев Толстой услышал утверждение одного оригинала о том, будто систематическое чтение четырех Евангелий развивает интеллект, поскольку они имеют большие художественные достоинства.
      
       Высказывание задело графа, и он задумал доказать нечто противоположное. А так как Толстой был человек упрямый и упорный, то он несколько лет посвятил изучению первоисточников, брал уроки древнееврейского языка и в итоге написал собственное евангелие, которое, по замечанию крутого атеиста и критика Николая Чернышевского, было курам на смех. Толстой позднее переиначил наименование своего труда как перевод и соединение всех четырех канонических Благовествований.

       Евангелие Льва Толстого доступно сегодня каждому, и легко прийти к выводу, что оно никуда не годится, в том числе и по причинам литературного свойства...

       Лет двадцать назад я познакомился с вышеизложенной историей и загорелся идеей регулярно читать Новый Завет, чтобы повысить свои интеллектуальные способности. По поводу способностей судить не берусь, но внимание и память этот своеобразный духовный пасьянс развивает, не говоря уже про обучение основам морали...

       Долгое время меня смущало выражение «тьма внешняя, где будет плач и скрежет зубов» (Матфей – 8: 12). Оно в тех или иных вариациях встречается в Евангелиях неоднократно. Я, будучи поклонником философии Канта, хорошо представлял себе, что разделение на внутреннее и внешнее есть не что иное, как проект нашего сознания...

       И вот на днях, перечитывая девятую главу из Марка, я наткнулся в очередной раз на эпизод с бесноватым, который был одержим духом немым (стих 7-й). Когда дух повергал этого человека на землю, то он «испускал пену, скрежетал зубами и цепенел» (18). После разговора с отцом несчастного Иисус повелел духу нечистому выйти из бесноватого, тот вскрикнул, по его телу прошли судороги и «он сделался как мертвый».   Многие говорили, что он умер. Но Христос поднял его и привел в чувство (25-27) ...

       И тут я осознал, что «тьма внешняя» – не какое-то пространство, не какая-то область мира, а состояние человека, к чему Иммануил Кант пришел почти девятнадцать столетий спустя. Более того, в этом состоянии смерть и беснование идентичны...

       Когда мы вступаем на стезю воинствующего атеизма или фанатичной веры, то из людей умных превращаемся в глупых и становимся заложниками «внешней тьмы». «Бога не видал никто никогда» (Иоанн – 1: 18), но также ни один человек не видел, из каких энергетических скреп состоит окружающая нас действительность...

       И Вселенная, и Царство Небесное есть всего лишь состояние души. Истинные свойства и того, и другого не известны. Что скрывается за игрой воображения нам, возможно, в этой жизни узнать не придется. А будет ли другая? Лев Толстой такую возможность исключал, но, что означает «власть тьмы», понимал отлично...

       Когда Толстой при трагических обстоятельствах скончался, религиозные изуверы рассказывали, что некоторым старцам дано было узреть, как граф в окружении бесов стремительно улетает во тьму внешнюю. Вранье это во всех смыслах.

30.03.2017