Повезло?

Валерий Дмитриев-Таец
Все в жизни относительно и взаимозаменяемо: кто-то теряет – кто-то находит, кто-то выживает, а кто-то нет, у кого-то есть любимая работа, а кто-то отдыхает от нее ненавистной, набившей оскомину. И не ясно, кому повезло больше, кто остался в плюсе, а кто – в глубокой клоаке. Я это ощутил в большей мере от разговора с одним гидом, с которым разговорился вечером, сидя в беседке у озера одной из самых красивых гостиниц провинции Канчанабури «Фруктовом отеле». Это был Рай на реке Квай! 
Речь шла о тех моментах, я бы не сказал, что это были «приключение», поскольку последнее несет в себе некий позитивный оттенок, которые часто встречаются в нашей работе. Нет, разговор шел о переживаниях после тех или иных событиях, которые  происходит с теми, кто покидает свой дом и достаточно долго находится в разъездах. Вечерело.  С гор, которые разделяли Сиам и Мьянму, спускалась чернота ночи, а на противоположном конце озера тайцы накрывали столы для ужина русским туристам. Глядя на резвившихся огромных, почти двухкилограммовых «золотых рыбок», которые плавали рядом с беседкой, Замир (так звали этого молодого человека) не спеша продолжал свой рассказ.
«Конечно, согласен, наша пресса часто пугает потенциальных туристов всякими катаклизмами, которые якобы происходят в Тае: перевороты, крушения, аварии и даже гибелью отдыхающих. Многое, конечно, приврано, приврано классически, не подкопаешься. Масмедиа есть масмедиа: все держится на жареных фактах. Однако когда сам попадаешь в ту или иную заварушку, а потом читаешь, что же произошло, просто диву даешься, сколько накрученного материала, какая фантазии у корреспондентов или выпускающих редакторов. Вот в прошлом году писали об аварии автобуса с четырьмя погибшими от фирмы «Пегас». Я сам видел эту аварию, когда большой, пятидесятиместный Икарус не вписался в поворот и завалился набок. Сам, с другими туристами, помогал выбираться из него пострадавшим. Буквально через полчаса прибыло аж 4 кареты скорой помощи, которые уехали ни с чем: были зафиксированы небольшие травмы и ушибы у 4-х пассажиров. Повезло? Кому и как? «Повезло», что попали в аварию, или повезло, что остались живы? Так с какого перепугу надо было писать о 4-х погибших, «имена которых уточняются»? Ставка на то,  этот инцидент будут помнить, а про имена никто и не спросит. Зато слухи о «десятках погибших» будут держаться еще несколько лет. А вот про реальные аварии, в которые попадаешь сам, никто не вспоминает. 
Не мне тебе рассказывать, как гоняют местные водилы: средняя скорость в 140 км\час никого здесь не удивляет, а на «встречку» просто плюют с ветерком. Вот такая скорость и сыграла со мной злую шутку. Шли, как обычно, с «обычной скоростью» на минике, медленно, но верно догоняя впереди идущий тягач с прицепом. Как обычно, тот шел по крайней правой стороне (здесь левостороннее движение – прим. мое), не видя, что его догоняет минибас. И вот, когда до прицепа осталось каких-то полметра, мой водила пошел на обгон. Стал забирать правее (а я всегда удивлюсь, как они миллимитровшики втискиваются в любую щель со своими железными конями), сокращая расстояние между нами до каких-то нескольких сантиметров. И в это время у прицепа отстегивается задний борт…
       Край борта прошел в каких-то 3-4 см от моего горла, обсыпав меня разбитым лобовым стеклом, к счастью, не задев моего водилы. Начисто срезав левую лобовую стойку и зеркало, борт ушел влево. Все произошло так быстро, что я  просто не успел испугаться, а потов, пересев уже на сменный автобус так и не смог догнать, что я жив. Вечером, Нуй, мой драйвер, который в принципе не пьет, подошел ко мне с двумя бутылками пива и предложил выпить за мой второй день рождения. Вот и скажи, кому и как из нас повезло?»
Я задумался, а затем, перебирая и анализируя, кажущиеся для меня незначительные, а иногда просто «забавные» случаи, типа змеи на распределительной щитке, (тот, кто читал мои предыдущие записки – помнит), стал понимать, что «везение» - это понятие не только временное, но и относительное. 
Буквально пару недель тому назад Паттайю терроризировали медузы: от огромных, до метра в диаметре, до практически микроскопических, с игольное ушко. И те и другие жалили как комары или осы (в зависимости от размера). И если большие еще можно было увидеть, внимательно присмотревшись в воду, то маленькие можно было заметить только попав в их месиво, когда разгребая воду руками и ногами, казалось, что ты плывешь в клейкой массе.   
Каждый день, приходя на побережье, я всматривался в голубовато-желтые воды залива, с тоской вспоминая те времена, когда в море можно было вбежать с разбега, не боясь пораниться или обжечься. Медуз видно не было, и я с облегчением осторожно стал входить в воду. Мимо меня с восторженным криком в море бросился то ли китайчонок, то ли тайчонок, то ли корейчонок (я в них практически не разбираюсь). Пару раз прыгнув вверх, нырнув и перевернувшись спиной рядом со мной, он обдал меня веером теплой соленой воды. Затем, буквально моментально, его крик радости сменился криком дикой боли: вытаращив глаза, по шею в воде (а глубина здесь была чуть более метра) он рванулся к берегу, а затем  буквально в 5-7 метрах от него, когда воды было уже меньше, чем по пояс, стал биться в конвульсиях в воде. Сзади подползала слизкая кастрюля, подтягиваясь к нему полутораметровыми щупальцами. 
Я остолбенел, не зная, что делать в таких ситуациях. Хозяева пляжных зонтиков и редкие тайские отдыхающие неслись к нему, однако останавливались, не приближаясь. Кто-то изловчившись схватил паренька за руку, и тут же несколько человек, схватив спасавшего за другую руку и талию, вытащили обоих на песок. Парнишка бился в конвульсиях, окутанный белой слизью, рядом в истерике кричала его мать. И тут тайские рыбаки, как по команде, спустив штаны, стали мочиться на парня. Его мать была в шоке и стала бросаться с кулаками на рыбаков. Женщины отволокли ее в сторону, что-то объясняя и загораживая от нее происходящее. Затем кто-то принес ром, тайские виски, и, набрав полный рот спиртного, начали брызгать им на тело несчастного. Принесли полотенце и стали осторожно обтирать парня, который уже лежал в болевом шоке. Страшилка продолжалась: вместе со слизью с парня стала слезать кожа, обнажая его живую плоть. Кто-то попытался полить его питьевой водой, но не дали, стараясь смыть слизь именно чистой морской водой. 
Примчалась скорая, и буквально через пять минут пляж опустел. Ошарашенный увиденным, я посмотрел на часы: с момента выхода из дома прошло не более 20 минут. Все происходящее уложилось во временные рамки, которые не превышали более 5-7 минут. Мне же показалось, что прошел час-полтора. «А ведь на его месте должен был быть я» билась в мозгах истрепанная в анекдотах фраза из комедийного фильма. Искупаешься – будешь, отвечал я сам себе. Кому и как повезло: мне или парню, который остался жив, но получил сильнейшие ожоги.
Дома, посмотрев в Интернете, как лечить ожоги от медуз, я был просто поражен самообладанием тайских рыбаков и знаниями, которые они «на автомате» применяли по отношению к пострадавшему. Ни в коем случае, говорилось в рекомендациях, нельзя смывать или вытирать слизь пресной водой: яд от этого только активизируется. Лучше всего промыть пострадавшие участки морской водой, мочой или раствором нашатырного спирта или любым алкоголем. Рыбаки не знали этих рекомендаций, но они делали так, как поступали их отцы и деды в данной ситуации. Кстати, самой опасной в Мире медузой считается Chironex fleckeri Southcott. Она обитает у побережья Северной Австралии. В простонародье её называют морской осой или медузой коробочкой. Оба названия не безосновательны. Безобидное имя коробочки ей дали из-за её формы. Медуза на самом деле похожа на коробочку в отличии от её сородичей - бесформенных существ. А вот настораживающее имя осы ей дали из-за щупальцев и стрекательных клеток с ядом, содержащихся в них. Всего у осы 16 щупальцев, каждая из которых может достигать в длину до 3 метров. Да и сама медуза не из маленьких. Взрослая особь может весить до двух килограммов и иметь размер шляпки с целое здоровое ведро.
Как вы поняли, опасность представляют эти самые щупальца, а именно содержащийся в стрекательных клетках яд. Он очень токсичный. Мелкую рыбёшку убивает моментально. После чего медуза поедает добычу. Людей она не кушает, но при встрече жалит. У человека сначала создаётся впечатление тысячи иголок, впившихся в тело, а потом моментальная адская боль. По телу будут видны сизо-лилово-красно-синие полосы. Как будто его тщательно выпороли плётками. Противоядие существует, но надо успеть его дать пострадавшему. Например ребёнок 10-ти лет, ужаленной средней морской осой умирает всего за несколько минут.
Или другой, «незначительный» случай. Как-то на водопаде Сайок туристы разных стран с восторгом, практически в упор фотографировали небольшую зеленую змейку, которая повисла на бамбуковых порослях. Пощелкал ее и я. Сейчас, дома, решил по Интернету узнать про нее и набрать «бамбуковая змея». Вылезло следующее. «Бамбуковая куфия является дальним родичем гремучих змей Распространена во влажных тропических лесах Юго-Восточной Азии. Ведет ночной древесный образ жизни. На морде куфии имеется специальный термолокаторный орган в виде парных треугольных ямок, расположенных впереди глаз, но позади ноздрей. С его помощью в темное время суток змея уверенно отыскивает теплокровную добычу - обычно грызунов и спящих мелких птиц. В дневное время она способна часами неподвижно висеть на зеленом побеге дерева, крепко удерживаясь цепким хвостом. Так ей удается подкараулить даже мелких птиц или древесных ящериц, обладающих острым цветовым зрением. Змея бамбукового цвета с жёлтыми и белыми вкраплениями на чешуе. Голова треугольной формы. Змея достигает длины 82 см, но обычно бывает меньше. Живородящая змея. Бамбуковая куфия рождает от 7 до 15 детёнышей.  Семейство гадюковых. Подсемейство: гремучие змеи». Как же нам всем «повезло» ее увидеть и повезло остаться в живых! 
        Все, хватит воспоминаний, тем более что я прошедшие сутки  не выспался и дико устал: буквально за пять часов до выезда мне предложили поехать на Квай в качестве гида. Естественно, я не отказался. Повезло, что ждал своего часа не так уж и долго: всего месяц. Пожевав уже привычный тайский рацион и приняв душ, в 9 часов вечера я уже завалился на широкую кровать и стал развлекаться с Богом Гипнос и с сыном его Морфеем. Короче, уснул. Сплю я довольно крепко, но проснулся во втором часу, поскольку выспался. От озера раздавались какие-то крики русских, плеск воды, мат и смех их подруг. Слава богу, крокодилов здесь нет, а озеро – не глубокое. Проблем у них быть не должно, успокаивал себя я, потянувшись к ночнику, выключая свет. Вновь засыпая, почувствовал, что провод ночника упал на плечо. Черт с ним, шевелиться не хотелось. Однако через секунду зашевелился провод.
Летать я не умею, но мне показалось, что какая-то сила оторвала меня от простынь и перевернула в воздухе. Попутно я попытался сбросить с себя нечто длинное и лохматое. Не помню где и как я нашел выключатель. На плече красовалась розовая полоса, постель была перевернута, а русские туристы в два часа ночи пытались вытащить из озера перевернувшийся катамаран. Осторожно перетряхивая одеяло, я увидел следующее. 
Она пробралась в комнату через открытый слив душа и вела себя прямо-таки по-хозяйски. Раньше я встречал этих тварей, но они были не более сантиметра в длину. Эта же поражала своими размерами. Это была сороконожка длиной от 26 до 30 см. Знакомьтесь: СКОЛОПЕНДРА. Она является хищником, и охотиться на ящериц, лягушек, птиц и мышей. В головке сколопендры находится яд, который для человека  не смертелен, но укус ее вызовет отёк и болевые ощущения. Я знал, что если сколопендра просто проползёт по Вам, то может остаться ожог. Сразу после укуса сколопендры рану нужно обработать эфиром этилового спирта или другими крепкими щелочами — они разрушают яд. Я же просто смазал свой ожег маслом от укусов, которое всегда, «на всякий пожарный» ношу с собой. Сколопендру нельзя давить ни в коем случае! От этого яда очень сложно отмыться. Необходимо её заманить в какой-нибудь сосуд или коробку, пакет и унести из дома как можно дальше в джунгли. Там, где проползала сколопендра, остается яд от её щупалец, поэтому стоит те места промыть или протереть спиртом. Я же просто промыл душ кипятком, предварительно заманив туда непрошенную гостью, и слил ее к чертовой, вернее к сколопендровой матери, обратно, на волю. Повезло?! 
Утром, полюбовавшись останками ночного кораблекрушения, и узнав, что так погуляла не моя группа, мысленно я перекрестился заново: оказывается я – везунчик. Тьфу, тьфу, тьфу - опять повезло!