Что значит осознанность?

Береста Захватова
(Этот и другие посты, начинающиеся со слов "Что значит...." посвящены моему ученику, который вдохновляет не только на слова, но и помогает быть в состоянии тихой радости и спокойствия. С благодарностью, Василию Васильеву.)

Осознанность — это такое состояние всего тебя, когда ты ясно видишь свои недостатки и свои достоинства.

Эти твои личные недостатки и достоинства ничего с тобой не делают. Они есть и всё. Ты их просто принимаешь. Они не причиняют ни вред, ни пользу.

Механизм принятия — ЭТО видишь, слышишь, ощущаешь, обдумываешь.

Видишь — это наблюдаешь в себе.

Например, объективно говоря, у меня большая грудь. Всё. Точка. Она не хорошая, не плохая, не суперская, не какая-то ещё. Это просто моя грудь. Она большая, то есть 4 размера. И больше ничего. Я люблю любую свою грудь, хоть 150 размера.

Слышишь — это слушаешь внимательно, запоминаешь и анализируя, что тебе говорят другие и свои хочу, принимаешь решения.

Например, Наташа, ты не знаешь английский. Это — главное условие для генерального директора. Наташа услышала, согласилась внутри себя и приняла решение — учить английский. Пошла, учит — мотивация работает, результат есть. Через какое-то время Наташа выучила язык, стала генеральным директором. Не пошла, не учит — мотивации нет, результата нет. Итог: Наташа НЕ УСЛЫШАЛА, что она не знает английского, не получила должность генерального директора.

Ощущаешь — это испытываешь телесные переживания, замечаешь их, продолжаешь испытывать, наблюдаешь за собой.

Например, я волнуюсь, когда вижу Ваню или Машу. Как я понимаю, что волнуюсь? У меня учащается пульс, сохнет горло, начинают дрожать руки и т.д. Я переживаю смущение, страх, стыд за своё волнение или радость, удовлетворение, восторг. И я ПО-ПРЕЖНЕМУ это переживаю и всё. Я перестала с этим бороться, перестала этому сдаваться, смиряться, делать с этим хоть что-то. Я просто это проживаю.

Обдумываешь — это просто наблюдаешь за своими мыслями. Без фанатичного погружения в мечты и фантазии. Без нарочитого отрицания. Поймала мысль, заметила, сказала себе, да, я снова думаю о Ване. И всё. Ване об этом знать необязательно, но если есть отклик ему сообщить, ты просто подходишь к Ване и просто, без лишних словесных наворотов говоришь ему: "Ваня, моё тело волнуется рядом с тобой". Наблюдаешь за реакцией. Принимаешь её и всё вокруг.

При таком осознанном состоянии тебя перестают вводить в заблуждение нытьё, жалобы, сплетни, разочарования, обиды, страхи, сомнения, комплексы, а также восхищения, восторги, комплименты, страсти, искушения и прочее. Всё это есть и всё. Оно всегда было и будет.

Вводить в заблуждение — это вызывать сильные, телесные, мыслительные всплески. Всплески — это выходы за пределы спокойствия и состояния тихой радости. Сильные — это неконтролируемые эмоциональные перепады. Неконтролируемые — это навязчивые, то есть такие, которые вводят во всё, что угодно кроме внутреннего спокойствия и тихой радости.

Подвох — сексуальные страсти.

В состоянии осознанности, то есть в норме, человек способен и должен ощущать сексуальные чувства. Они наблюдаются и принимаются с помощью механизма принятия (см.выше). Должен или должно — это хочу плюс могу, здесь и сейчас, и всем от этого хорошо.

Сексуальные чувства — это не плюс и не минус, это норма. Каждый нормальный человек их испытывает.

Когда есть сильная, необузданная, дикая и т.д. страсть и она устраивает, это индивидуальное решение человека. Когда же не устраивает — лже-решение ума. Иногда хочется поддаться страсти, и это тоже нормально. Когда же ты не можешь контролировать свои страсти — это патология ума.

В заключении, осознанность — это процесс, доступный каждому.