6. Выловить своих бардов

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Гриша Яблонский, премьер-министр «Интеграла»


В Академгородок пригласили двух бардов Бориса Полоскина и Юрия Кукина. Кукина, наверное, представлять не нужно, а у Полоскина визитной карточкой, по крайней мере, для меня служит песня «Я люблю» (её можно найти по адресу:
https://www.youtube.com/watch?v=f-fmnO88wCY).

Они выступили в Академгородке с несколькими концертами. Были, разумеется, и в «Интеграле».

И тут у Гриши Яблонского родилась гениальная идея: «А почему бы не поискать бардов в Новосибирске?»

Гриша был уверен, что в 1,5-миллионном городе не может не оказаться бардов. Их надо просто выловить.

Были, конечно, сомневающиеся, но оптимисты их перебороли. Владимир Иванович Немировский дал «Интегралу» на целый день зал кинотеатра «Москва». Успех превзошёл все ожидания. Президент клуба-кафе «Под интегралом» Анатолий Бурштейн рассказал обо всём этом в газете «ЗЕВС» от 6 ноября 1966 года. Вот эта статья:
А.И. Бурштейн. Успех - в импровизации.

Всегда приятно хвалить себя. Но благоразумно от этого воздерживаться. Иное дело хвалить других: всем хорошо и совершенно безопасно. А в данном случае хочется хвалить очень многих: певцов, которые рвались к микрофону, гитаристов, которые аккомпанировали хоровому и сольному пению, а, главное, - весь зал, более 800 человек, который показал себя взыскательным и компетентным арбитром.

Сравнительно недавно, в первомайском номере нашей газеты, делясь впечатлениями о самодеятельных бардах Ленинграда, я взывал к душевной щедрости и вкусу поющих и играющих академгорожан, по правде говоря, не надеясь, что этот призыв будет услышан.  Однако он был услышан, и клуб песни есть, его хорошо слышно.

Если из прошедшего года вычесть летние месяцы, то получится совсем немного. Но этого оказалось достаточно, чтобы организовать приезд в городок и устроить серию концертов двум ленинградским песенникам Б. Полоскину и Ю. Кукину. Концерты прошли с огромным успехом, а успех, как известно, окрыляет. И вот, родилась идея поискать своих собственных, местных исполнителей. Но как?

Премьер клуба Г. Яблонский предложил устроить конкурс. Без всяких ограничений. И открыть таланты прямо на сцене.

Сказано – сделано. Простенькая реклама в несколько строк:

Гитара и песня – на сцену.
Судья – зал.
Все поющие, все сочиняющие – в зал.
Пароль – песня.

Этот призыв – в сотнях экземпляров – развесили по всему Новосибирску. Неотвратимо приближается срок конкурса.

20.00. Зал кинотеатра «Москва» почти полон. Подготовка началась 10 минут назад.

Среди организаторов лёгкое замешательство, в эту минуту всё мероприятие представляется им грандиозной авантюрой. Но зал оказывает первую помощь – он поёт.  Остаётся лишь соединить пение с микрофоном.

Вызываю на сцену членов клуба, надо сломать принуждённость обстановки. Вслед за ними выходят первые поющие, студенты НЭТИ. Садятся в кружок в глубине сцены и поют все вместе, хорошо слаженным, видимо, давно спетым хором.

Первые смельчаки из НГУ, потом из НИИЖТа. Появляются солисты, и вот уже за сценой выстраивается живая очередь. А на самой сцене всё больше и больше народу. Стараемся удержать и усадить на ней всех певцов. Непринуждённо вплетаем в ход конкурса рекламу клуба песни.

Его президент Валерий Меньшиков разговаривает с залом, как с группой туристов:
«Ребята, вы можете приходить в клуб песни по понедельникам. У нас несколько сот записей. Есть магнитофоны: можно переписать песню, списать слова, познакомиться».
Пример заразителен. И вот уже у микрофона руководитель клуба ЭЛИТА:

«Если вы хотите научиться танцевать…».

А певцы сменяют один другого, и зал постепенно осваивается со своим положением судьи. Теперь он уже не хочет слушать всё подряд. Над головами появляются красные листки, полученные при входе – это знак неодобрения.

– Не хотите слушать эту песню? Ну что ж, спою другую.

Иногда зал не хочет и другую. Певцу приходится смириться. Ничего не поделаешь, таковы условия конкурса. Но вот, что интересно: все свои симпатии зрители, как один, отдают самодеятельной песне, и лучшие её исполнители щедро награждаются аплодисментами.

На сцене сотрудник Института механики А. Веренков. Он поёт одну песню за другой. Его не отпускают. Но надо спешить. Нас ещё ждут открытия.  Одна из девушек, сидящих на сцене, робко обращается ко мне с вопросом:

- Нельзя ли спеть свои песни, ведь в объявлении было предусмотрено и это.

- Разумеется, можно. Вот Вам микрофон и пойте.

Зал принимает её восторженно: это песня об Обском море, об увлекательном, подчас опасном, парусном спорте, о смешных и грустных событиях в жизни яхтсменов.

Ещё через несколько выходов зал покоряет проникновенным исполнением песен студент мехмата НГУ В. Павсонен.

Не обошлось и без курьёзов: в какой-то момент на сцене появляются и под аккомпанемент фортепиано исполняют популярную песню Махмуда Магомаева. Они прониклись непринуждённостью обстановки, держатся совершенно свободно, слегка приплясывают и совсем неплохо поют.

Само их появление вызвало в зале бурю восторгов, несмотря на отклонение в жанре.

Идёт четвёртый час конкурса. Очередь явно иссякает. Уже около тридцати коллективов и отдельных певцов попробовали свои силы. Сидящих на эстраде начинают забрасывать красными листками. Началось самопроизвольное голосование. Члены клуба сортируют бюллетени и раскладывают по номерам поющих.

У некоторых номеров вырастают целые горы бюллетеней. Задача жюри проста, и, минуту посовещавшись, они выносят решение: Две вторых премии – А. Варенкову и И. Трапезниковой – автору песен про яхтсменов, третья премия – В. Павсонену, две поощрительные – за смелость студентам НЭТИ, начавшим конкурс, и физматшкольникам.

После вручения премий лауреаты конкурса, а также широко известный городку самодеятельный певец из Института автоматики Юра Лосев, выступавший вне конкурса, спели по песне.

Итак, успех. И это очень радостно. Особенно радостно, что не в «Интеграле», где сами стены нам помогают, а в огромном хале, при большом стечении народа.  Значит, можно довериться публике. Значит, следующим шагом будет митинг поэзии. Любому поэту, любому чтецу – микрофон. Судейство – залу. И, конечно, мы продолжим традицию конкурсов песни. Три новых имени – прекрасный урожай для одного раза.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/07/25/1314