Настенька и планшет

Милена Антия-Захарова
Жила-была девочка Настенька. И была у неё мечта заветная. Очень уж ей хотелось планшет. Настоящий. С интернетом. Чтобы самой игры закачивать, какие захочется. Только у родителей всегда находились отговорки. То маленькая она ещё, то игрушка очень дорогая, то еще что-нибудь придумают. И вот, научилась Настенька писать. Правда, пока очень медленно. Но это потому, что старалась писать красиво и аккуратно. И она отправила письмо Деду Морозу, попросив желанный подарок.
Дед Мороз пришёл в самый последний день старого года. Расспросил её о поведении, послушал стишок про ёлочку. А потом начал развязывать золотую тесёмку на огромном  красном мешке. Настенька с замиранием сердца ждала, что Дед Мороз достанет ей в подарок. С самого дна Дедушка достал небольшую коробку и протянул девочке планшет. Настенька так обрадовалась, что чуть, было, не забыла сказать спасибо. Все каникулы не выпускала его из рук. Даже на ночь прятала под подушку.  Родители не ругали её. Думали, что начнётся учебная четверть и дочка вспомнит про уроки и свои домашние обязанности. Но каникулы пролетели, а Настенька по-прежнему не расставалась с планшетом. Придёт из школы, переоденется, наскоро пообедает и сразу садится в уголочек играть.
– Настенька, уроки сделала? – спрашивал папа, приходя с работы.
– Угу, – не отрываясь от  игры, отвечала девочка.
– Дочка, что же ты посуду-то не помыла? – расстраивалась мама.
– Сейчас помою. Только уровень до конца пройду, – спохватывалась Настенька.
Но за этим уровнем начинался следующий. А потом ещё один. И так до самой ночи. Родители ругали её:
– Пыль не вытерта, полы не помыты! Так нельзя, дочка.
А когда в дневнике появились тройки, сказали, что заберут у неё планшет, если она не исправится. Настенька снова начала аккуратно делать домашние задания. И обязанности по дому снова выполняла, но не очень прилежно, а так, чтобы пыль в глаза не бросалась. Кое-как справившись с делами, снова усаживалась играть.
 Наступило лето. Родители отвезли Настеньку в деревню. Бабушка, увидев её, обрадовалась:
– Помощница моя приехала!
Она уже прошлым летом доверяла девочке кормить не только курочек-пеструшек, но и маленьких жёлтеньких цыпляток. Ещё Настенька каждое утро выгоняла гусей к пруду, а вечером приводила их домой. Чёрному коту Ваське всегда хотелось проводить их, но гуси кота в свою компанию не брали. Вытягивали шеи и грозно шипели. Васька пытался их уговорить. Только гуси ему не верили. Начинали гоготать, хлопать крыльями, прогоняя Ваську. И тот, обидевшись, запрыгивал на забор. Провожал их оттуда грустным взглядом.
 Но этим летом Настеньке было и не до гусей, и не до цыплят. Совсем недавно она скачала новую игру. Дошла уже до десятого уровня, а дальше никак не получалось. А тут ещё Васька постоянно лез под руку в самый ответственный момент и сбивал её, приставая со своими кошачьими играми. Настенька отмахивалась:
– Брысь! Иди мышей лови.
Сегодня бабушка сердилась на Настеньку с самого утра. Поэтому, когда сказала:
– Иди-ка, дочка, за гусями сходи. Дед наш баньку истопил, поэтому скотину надо пораньше убрать, – Настя не медля ни минуты, накинула кофточку и вышла из дома. На крыльце чуть замешкалась, обувая сандалии. Бабушка, шаркая галошами, прошла в сарай доить Буренку. Как только её цветастый халат скрылся за покосившейся дверью, девочка снова юркнула в дом. Схватила планшет, прикрыла его кофточкой и только тогда, побежала к пруду. Она знала, что гуси выйдут на берег не сразу, как только увидят её. А значит, будет немного времени для игры. Уже за деревней, Настенька решила, что выиграла ещё несколько минут, потому что не шла, а бежала. Причем очень быстро. Поэтому свернула в лесок, который начинался сразу у кромки берега. Села на поваленную берёзу и включила планшет. Одиннадцатый уровень прошла с первого раза. Радостная встала, чтобы пойти к гусям, но вдруг увидела не вдалеке, за осинником, дедушку:
– Деда, а ты чего тут? – побежала к нему Настенька.
 Но дедушка зашагал прочь. Даже не оглянулся.
– Дедушка! – снова позвала Настенька, и побежала ещё быстрее.
Он и на этот раз не остановился. Девочка бежала, стараясь догнать его, а сама думала: «Рубашка какая-то странная. Дед такие длинные никогда не носил, – и вдруг поняла, – да это не он! У этого волосы до плеч, а у моего совсем-совсем короткие». Хотела повернуть назад, но вдруг запнулась за что-то и упала. Совсем не больно царапнула коленку веткой. А вот, если бы чуть дальше шлёпнулась, то как раз угодила бы носом в пенёк. Отряхнувшись, пошла к берегу. Уже долго шла Настенька, а лес всё не расступался. Наконец она увидела поваленную берёзу. Обрадовалась: «Наконец-то! А то бабушка там заждалась, наверное», – и побежала, уверенная, что лес сейчас закончится. Но за берёзой пруда опять не было. Наоборот, перед ней встали мрачные ёлки. От неожиданности Настенька опять за что-то запнулась и упала. На этот раз ударилась так больно, что даже зажмурилась. А, открыв глаза, снова увидела перед носом пень. «Заблудилась», – поняла девочка. Усевшись на пенек, совсем уже собралась заплакать, да вспомнила, что у неё есть планшет. Значит, можно позвонить маме. А лучше папе. Он обязательно что-нибудь придумает. Настеньке, пока блуждала по лесу, казалось, что она не выпускала свою игрушку из рук. А вот сейчас планшета не было. Решив, что уронила его, когда упала, девочка обшарила всё вокруг. Но тот, как сквозь землю провалился. А тут ещё смеркаться начало. И стало Настеньке так страшно, что она всё-таки заплакала. Вдруг, словно из-под земли, появился перед ней тот самый дед:
– Ты чего тут сырость разводишь? Заплутала, что ль? – строго но, совсем не зло спросил он девочку.
– Ага. И планшет потеряла, – зашмыгала носом Настенька.
Ей теперь было не так страшно – рядом взрослый человек. А значит, дорогу домой покажет. Странная рубаха до самых колен уже не смущала девочку. А вот лапти она видела впервые в жизни. В другой раз она бы их повнимательнее рассмотрела, но сейчас ей хотелось побыстрее попасть домой, поэтому спросила:
– А Вы в какой деревне живёте?
Дед, опираясь на большую палку, больше похожую на посох, ответил:
– Да тут не далече… А тебе, егоза, куды надоть?
– К бабушке. Я на каникулы приехала.
– Ну, ежели к бабушке, то пошли, провожу.
 Настенька соскочила с пенька. Хотела для надёжности взять деда за руку. Но тот уже быстро шагал, совсем не опираясь на свою корявую клюку, и был далеко впереди. Она, чтобы не отстать, почти бежала за ним. Как вдруг, дед остановился, махнул рукой в сторону и сказал:
– Вон тот дуб обойдёшь и увидишь домик. Тебе туды надоть.
– Бабушкин домик? – уточнила Настенька, потому что среди деревьев не было ни одного просвета.
– Ага, – ответил дед и пропал. Будто его и не было.
 Настенька потопталась на месте, не решаясь идти дальше одна. Но сумерки стали уже такими густыми, что грозили вот-вот стать темнотой. И, вздохнув, пошла к дубу. А когда обошла толстый ствол, перед ней открылась поляна с небольшим домиком в центре. Чуть не плача от досады, что странный дед, привёл не к её бабушке, а чьей-то чужой, пошла к покосившейся избушке. Постучала в дверь. Никто не открыл. Постучала сильнее и позвала:
– Бабушка!
Снова никто не вышел. Тогда Настенька забарабанила в дверь обеими руками и, что есть силы, закричала:
– Бабушка!
 Избушка качнулась из стороны в сторону. Настенька, испугавшись, отскочила. А покосившийся домик, вздохнул и встал на ноги.
– Ничего себе,  – прошептала девочка, – взаправдашняя избушка на курьих ножках что ли? – и тут же сама себе ответила, – да ладно… такие только в сказках бывают.
Не успела она прийти в себя, как заскрипев, распахнулась дверь и на крыльцо вышла горбатая старуха в рваной юбке и, непонятного цвета кофте. Из-под серого платка, завязанного почему-то не сзади, а надо лбом, во все стороны торчали лохматые космы. Ни дать, ни взять – Баба Яга. Топнув ногой, она прошамкала беззубым ртом:
– Кого тут на ночь глядя принесло?
– Меня Настенька зовут. Я заблудилась, а какой-то дедушка в длинной рубашке и лаптях, нашёл меня. Только отвёл не к моей бабушке, а к Вам, – заикаясь от страха ответила Настенька.
Страшная старуха рассматривала девочку, видимо, соображая, как поступить. А в это время на крыльцо выбежал кот и начал тереться о бабкину ногу. Настенька обрадовалась:
– Васька! Васенька!
 Но кот выгнул спину, поднял хвост трубой и зашипел на девочку. А бабка возмутилась:
– Какой  он тебе Васька? Это Кыс-Кыс. Он ещё, надысь, ко мне прибился, – и, зевнув, позвала Настеньку, – заходи уж, раз пришла. Переночуешь, а завтрева решим с чем тебя съесть: с картошкой или с морошкой.
Настенька решив, что бабушка пошутила, поднялась по шаткой лестнице на крыльцо и вошла в избушку. Над столом, заставленным немытой посудой, висела непонятная, никогда раньше невиданная ею лампа. Даже тусклый свет не скрывал страшный беспорядок: на полу кучами валялся какой-то хлам, на стенах висели пучки трав, печка темнела пятнами копоти. Настенька в нерешительности топталась возле двери. А бабка скомандовала:
– Полезай на печь! И до утра, чтоб ни звука, а то прогоню.
 Не успела девочка пристроиться на холодных кирпичах, как рядом замурлыкал кот. Нерешительно протянув к нему руку, погладила и шепнула:
– Васька! Васенька, я тебя узнала. Только ты у нас ходишь в одном беленьком носочке на задней лапке.
Кот примостился рядышком, свернувшись в клубок. Настенька обняла его и вздохнула:
– Есть хочется…
Васька тут же выскользнул из-под её руки и спрыгнул с печки. Решив, что кот вспомнив, как она прогоняла его, когда тот мешал ей играть, обиделся и поэтому ушёл, Настенька заплакала:
– Не сердись на меня, Васька. Я поняла, что плохо себя вела, – и, стараясь не разреветься во весь голос, прошептала, – вдруг это и правда Баба Яга? Тогда, завтра она меня съест. А как же мама с папой будут без меня? Кто бабушке летом будет помогать?
Настенька плакала, размазывая по щекам слёзы. Ей было и страшно, и стыдно за своё поведение. Только кто теперь узнает, что она всё поняла?
 Она всхлипывала всё громче и громче, как вдруг, Васька снова запрыгнул на печку. Он принёс засохший кусочек хлеба и положил рядом с ней.
– Васька! – обрадовано зашептала Настенька, – спасибо, мой хороший. Давай вместе есть, – и отломила кусочек коту.
Васька замурлыкал и начал грызть сухарь.
– Жалко, что ты не умеешь говорить, – сказала девочка.
И тут же уронила свой кусочек, потому что Васька ей ответил:
– Умяааау…
Справившись с удивлением, Настенька спросила:
– Тогда, может, ты знаешь, где мы?
– У бааабы Яугиии, – как-то протяжно проговорил кот.
– И она завтра меня съест? – снова собираясь заплакать, спросила Настенька.
Кот подвинулся почти к самому уху девочки и прмяукал:
– Науведиии пооууряаадок.
– Думаешь, поможет? – с надеждой спросила Настенька.
– Не знаааууую, – честно ответил кот.
Всё утро Настенька убеждала Бабу Ягу, что гораздо приятнее обедать в чистом доме. И супчик будет намного вкуснее, если сварить его в помытой кастрюле. А когда старуха разрешила убраться в избушке, целый день чистила, скоблила, мыла и перемывала. Потом, ночью на печке, снова плакала:
– Никто нас здесь не найдёт, Васька. Только зря старалась – завтра она меня съест.
– Гряаауузнуюуу? – удивился кот и посоветовал, – помоооуйсяаа.
 Утром Настенька, пока Баба Яга отвернулась, специально провела рукой по стенке внутри печки, загребая в ладошку сажи. А потом старательно пачкала себе лоб, шею, плечи и ноги. В итоге Баба Яга согласилась на банный день. Воду надо было носить с ручья, дрова собирать по всей округе. Отпустить Настеньку одну бабка не могла – боялась, что та сбежит. И к вечеру, когда баня была готова, они обе очень устали. Намывшись и напарившись, Баба Яга подобрела и покормила девочку яблочками. А потом усадила с собой за стол, пить чай. Дуя на горячий травяной взвар, старуха мечтала:
– Завтра рано поутру, пока роса не просохла, полечу на дальнее поле. Там корешки и травы самые сладкие да пряные. Будет у меня не просто супчик, а настоящая царская трапеза.
Настенька с котом всю ночь глаз не сомкнули – боялись проспать, когда Баба Яга улетит. И вот, только стало светать, старуха на цыпочках прокралась к двери. Осторожно, чтобы не скрипнуть, открыла её и также тихонько закрыла. Васька спрыгнул с печки. Настенька соскользнула вслед за ним, и они оба уставились в окно в ожидании отлёта Бабы Яги. А та вытащила из-под огромной ели свою ступу. Влезла в неё. Взяла метлу, покрутила ею в воздухе, что-то крикнула и… полетела. Не успела ступа скрыться за лесом, как Настенька с Васькой кинулись к двери. Только та была заперта. Настенька заплакала:
– Всё, Васенька, теперь я точно пропала.
А кот мурчал:
– Прррооуси, избууушкуу.
 Настенька, гладила ладошкой стенку и уговаривала:
– Избушка-избушка, выпусти нас.
Но та молчала. Да и где это видано, чтобы дома разговаривали! Васька начал тереться своим чёрным боком о стену:
– Муррр, муррр, – всем своим видом показывая Настеньке, чтобы она не замолкла.
И та снова просила:
– Избушечка, миленькая, я тебя отмыла, отскоблила. Посмотри, как сияют твои окошечки. Выпусти нас с Васенькой, пожалуйста.
И тут, то ли вправду избушка вздохнула, то ли им только показалось это. Настенька замерла, прислушиваясь. Еле разобрала в скрипе половиц да бревнышек:
– Не сердись, добрая девочка, но только не могу я тебя отпустить. Баба Яга вернётся и тогда мне несдобровать.
Вздохнула Настенька, взяла Ваську на руки и сказала избушке:
– Ну,  что же, видно, ничего поделать нельзя. Может, ты хоть на крылечко разрешишь нам выйти, чтобы в последний раз воздухом чистым подышать да на солнышко полюбоваться?
Вдруг избушка закачалась из стороны в сторону, три раза подпрыгнула на своих курьих ногах, что-то где-то с грохотом упало, и дверь распахнулась. Настенька вышла на крыльцо. Васька спрыгнул с её рук и опрометью побежал к лесу. Настенька, поняла его хитрость и с криком:
– Куда ты? Пропадешь там один, – бросилась следом за ним.
Отбежав немного, Настенька обернулась и крикнула:
– Не сердись, избушка, но мне домой надо. Там мама и папа плачут.
Подхватив кота на руки, девочка бежала по лесу во весь дух. Вдруг за деревьями мелькнула знакомая фигура в длинной рубахе. Настя набрала полную грудь воздуха, чтобы окликнуть дедушку, но кот начал шипеть:
– Тьшшшеее, не шшшшуми.
– Почему? Он нам поможет.
– Не сссмотррри на негооу, – не унимался кот, – это Лешшший. Он тебя закружжжит по лесссуу и ссноовау к Яге пррриведеоут.
 Настенька побежала в другую сторону от того места где мелькнула фигура Лешего. А чтобы нечаянно не увидеть его, глаза зажмурила. Только маленькие щёлочки оставила, чтобы дорогу видеть. Сколько она бежала с Васькой на руках, не известно. Только совсем выбилась из сил. Встала, прислонилась к стволу старой берёзы:
– Васенька, дальше-то куда?
– Не знааууую… – мяукнул кот и спрыгнул на землю.
Оглядевшись по сторонам, понюхал воздух и побежал. Посмотрел на Настеньку:
– Поууушлиии!
 Настенька побежала за ним и почти сразу услышала, как где-то рядом кричали:
– Нааастяаааа!!!
– Аууу!!!
Чуть не плача от радости, она сложила ладошки возле губ рупором и крикнула:
– Я здеееесь! Аууу!!! – и пошла на голоса.
Верный Васька то убегал вперёд, то возвращался к Настеньке. И только когда в просвете между деревьями показались люди, подняв хвост трубой, помчался им навстречу.
Её искала вся деревня. Родители тоже приехали. Первым к ней подбежал папа и сразу подхватил на руки. Настенька обнимала его и плакала:
– Папочка, я больше никогда-никогда не буду убегать.
Мама подбежала вся в слезах. Целовала, гладила её по голове:
– Доченька моя, солнышко, нашлась!
– Мамочка, прости меня, я такая глупая, – обнимала она маму.
 Постепенно все собрались вокруг них. Радовались, что девочка нашлась живая и невредимая. Последним подошёл соседский мальчик Петя. Он был чуть младше Настеньки – только осенью собирался идти в первый класс.
 – На, держи, – протянул девочке её планшет.
Настенька обрадовалась, прижала к себе игрушку:
– Где ты его нашел?
– Да это не я. Это вот он – мой Мухтар.
Рядом с мальчиком вилял хвостом весёлый щенок непонятной породы.
– Какой он у тебя молодец! – похвалила Настенька собаку, – ты его хорошо воспитываешь.
– Видать не очень, – вздохнул Петя, – Васька, вон, и то лучше ищейкой смог быть, а Мухтар только игрушку твою нашёл, а тебя не смог. Покрутился-покрутился и сел возле той берёзы.
– Возле какой?
– А вон той, – показал Петя на поваленное дерево, – и планшет твой там же лежал.
 Настенька внимательно посмотрела сначала на дерево, потом на планшет. Будто, что-то вспоминала. А потом протянула любимую игрушку Пете:
– Держи. Теперь он твой.
– Насть, ты что? Он же дорогущий. Тебя родители заругают, – смущенно отказывался Петя от подарка.
– Бери! – настаивала Настенька, – это не родители покупали, а Дед Мороз подарил.  А если он узнает, что я обещание не выполнила, может, совсем ко мне больше не придёт.
– А что ты ему обещала-то?
– Да ничего особенного. Хорошо учиться и помогать старшим. А сама… Плохо я себя вела, Петь. А таким детям Дед Мороз подарки вообще никакие не дарит. Правда, Васька? – подхватила она кота на руки.
– Мяу, мррр… – начал ласкаться кот к девочке.
Настенька погладила его и подумала: «Кончилась, значит, сказка, раз Васька больше не разговаривает».
А на день рождения родители подарили ей планшет. Ещё лучше прежнего. Только играть она теперь садилась лишь после того, как добросовестно и аккуратно все свои дела переделает.