3. Гитаристы

Конкурс Фэнтези
— Молодой человек! — окликнула Саньку женщина. Он повернул голову. На ящике из-под бутылок сидела небогато одетая тётка с шестиструнной гитарой в руках. Парень остановился.
— Молодой человек, вам совсем недорого гитарка не нужна? — просительно обратилась тётка к нему.
Подошёл и взял в руки гитару. Он давно хотел играть на своей, но денег на хорошую не было, а плохую покупать что толку? Спросил цену. Узнав, тут же сказал:
— Подождёте или к моему дому подойдёте, я вынесу деньги?
Женщина чуть повеселела и засеменила рядом.
— А вы почему продаёте? Гитара хорошая, а цена… действительно недорого.
— На ней сын играл. Ему больше не нужна.
Саня замолчал. Отдав деньги, принёс гитару в комнату. Ого! Звук что надо! Вид тоже. А цена – и говорить нечего. Остаток дня он провёл у подруги в гостях. Поиграть удалось только перед сном. Гвоздь забивать, чтобы повесить инструмент на стену, было сегодня уже поздновато.
Спать лёг почти в двенадцать часов. Засыпая, услышал, как отбивают полночь старинные часы у старика-соседа.
— Привет, парень! У тебя гитара? Молодой совсем. Жаль, жаль…
Саня открыл глаза. Недалеко от него сидел мужчина. Спиной прижимался к спинке кресла, в руках держал гитару. А вот как ночной гость попал в комнату, парень во сне и не раздумывал. Да и мало ли кто приснится?
— Гитара эта дарёная. Мне друг на юбилее вручил. Я тогда думал, что друг. Одно за другим несчастья начались. В конце концов инфаркт – и всё, прощай, любимый город… Но сначала всё потерял: работу, квартиру, жену, здоровье. Такой вот подарочек с заклятием на смерть… Эх, зависть людская…
Мужчина тяжело вздохнул, сыграл на гитаре, спел: «Прощайте, скалистые горы…» Доиграв песню, положил инструмент и пропал. До утра Саня доспал без снов.

Утром улыбнулся, увидев гитару на кресле. Ведь лежала так же, как сам положил вечером. «Первым делом надо вколотить гвоздь!» — подумал Саня. Но тут мать позвала передвинуть стол. Потом позвонила по телефону подружка. Пора было выходить из дома на учёбу. Вечером он просидел на дне рождения друга и пришёл ближе к полуночи.
Засыпая, услышал, как бьют двенадцать раз часы. Лёг поудобней на бок.
— Здра-а-сте! Вы не пугайтесь. Я ненадолго. Можно поиграть?
Стеснительная девушка подошла к креслу, присела на краешек и стала перебирать струны длинными пальчиками. «А ничего девчонка снится!» — подумал спящий.
— Мне эту гитару мама купила у женщины, а не в магазине. Я в музыкальное училище поступила. Так радовалась! И гитара хорошая. Только недолго пришлось поиграть. Познакомилась я с Толей из нашего же училища. В выходной на лодке катались. Бревно стукнуло, наша лодка на дно пошла. И я тоже. А Толя очень плохо плавал, сам едва до берега доплыл. Маму вот жалко. Единственной дочкой у неё была. И папа нас давно бросил.
Девушка заиграла и запела:
— Издалека долго течёт река Волга…
На словах: «…а мне семнадцать лет» её нежный голосок прервался. Она прикрыла губы ладошкой, положила гитару и пропала. Других снов до утра не было.

«Что это? — встревожился парень утром. — В конце концов, что за сны такие? Не высыпаюсь, что ли?» Отец на кухне хмурился. Мать ругалась, что вторую ночь спит вся семья с открытой дверью. Утром обнаруживается, что входная дверь не защёлкнута на задвижку:
— Кто же ещё бродит курить на площадку? Ты бы дверь нараспашку оставил: заходите, люди добрые, берите, что хотите…
Мамка продолжала ворчать до самого ухода на работу. Под её бурчанье Саня про гвоздь и забыл. После занятий ребята бродили по городу, усиленно отмечая день получения стипендии. Перед сном поиграл, положил гитару на кресло и лёг. Пробило полночь.
— Оба-на! Вот она у кого! Жив ещё? А, ну да…
С такими словами в комнате появился разбитной парнишка. Сел в кресло как хозяин, взял инструмент и стал бацать по струнам. Если бы гитара умела говорить на человеческом языке, то закричала бы возмущённо:
— Перестань сейчас же, придурок!
Но она только пристанывала, иногда дребезжала, временами струны «вжикали».
— Вот ведь, учиться играть недолго пришлось. Купил гитару на улице. Стал бренькать у друга. Выпивали. Ну, козлом его назвал. И чего было за нож хвататься? Вот, теперь он – в тюрьме, а я… как дерьмо болтаюсь. Уже отправляли бы в рай или ад, надоело ждать… Сколько мать просила: «Не пей, Витька! Не вяжись с пьющими!» Ну, товарищ по несчастью, пока!
Гость в последний раз рванул струны и пропал. Больше ничего не снилось, пока мать не закричала в коридоре отцу:
— Да что же это такое? У тебя склероз? Иди к врачу сегодня же! Опять дверь открыта!
И ворчала всё утро. Санька даже из комнаты не вышел. Осмотрел гитару. Лежит, как с вечера положена. Настроена, как сам настроил. В комнате никаких изменений. М-да, что только не снится! Одно подозрительно: с тех пор, как принёс домой гитару, приходят во снах по ночам поиграть на ней прежние владельцы. И все они, как бы это помягче-то выразиться? С того света. Вот-вот. И намеки строят, жалеют его. Это как понять? Может, продать её, пока жив?
Раздумывал студент с утра, а потом закрутило до вечера: учёба, свидание, телефонные переговоры, библиотека, приборка в комнате.

И вот снова полночь. Бой соседских часов. Лёг, отвернувшись к стенке.
— Эй, парень, спишь? Ну, спи. Хотя скоро уже…
Мужской голос приблизился. Чуть скрипнуло кресло. Раздались переборы гитарных струн. Мягкий баритон запел:
— Люди идут по свету, им вроде немного надо…
Саня дослушал песню, стараясь реже дышать.
— Спит. И поговорить-то не с кем. Знал бы, что его завтра ждёт, так сжёг бы эту красавицу голосистую. Сколько людей угробила! «И не похож на монумент тот камень, что покой ему подарил…» Да, камень. Один камешек из-под ног – и нет альпиниста. Ладно, пожил, поездил. Мать ещё братишку воспитывает, хорошо, что продала гитару. Вырастет, хоть он опорой ей будет на старости лет. Поиграл, пойти в горы, что ли? Горный дух Денис. Смешно… «Не за огонь люблю костер – за тесный круг друзей…»
Санька подождал немного, встал и прошёл в коридор. Входная дверь была только прикрыта. Он защёлкнул замок и вернулся в свою комнату. Сел на диван и стал думать: «Завтра гитару надо сжечь. Если это не сделать, я буду следующим. Как объяснить родителям? Сказать, что продал? А где деньги? Что придумать в оправдание?»

Утром проснулся на диване от холода. Оказалось, одеяло на полу, сам спал раскутанный. Решил: «Гитару сожгу. Родителям скажу, что продал. Деньги возьму взаймы. Возвращать буду частями со стипендий».
Пошёл пить чай. Мать мирно беседовала с отцом. Разошлись кто куда: работа, учёба. Днём позвонила Светка и попросила приехать к ней с гитарой. Приболела — хоть развеется. Подумал: «Хорошо. А на обратном пути зайду за гаражи и сожгу гитару».
Заметно повеселевшая Светланка отпустила друга вечером. Пока доехал – совсем стемнело. К тому же дождик стал капать всё сильней. Саня бежал по тёмной улице и думал:
— Не сжечь. Но ведь сегодня, горный дух Денис сказал. Где? Как? Ой, успеть бы в квартиру…
От таких мыслей припустил еще быстрей. Заскочил за поворот и врезался в толпу парней.
— На ловца и зверь бежит… стоять! Ну что, жить хочешь? Гони деньги… Быстро! Макс, прошманай! Гиря, гитарку держи. Я у твоего отца такую видел.
— Батя её другу на юбилей подарил. Точно такая же! Щас вся вымокнет.
— Ни фига, просушим и загоним. На выпивон хватит.
— Атас, менты!
Вмиг всё пришло в движение. Как в боевике: напавшие бросились врассыпную, один он остался на месте. И услышал визг тормозов за поворотом, страшный человеческий крик, стон гитарных струн. Кто-то закричал:
— Гиря! Гиря под машину попал. Ничего не видели! Все поняли?
Саня на дрожащих ногах подошёл к повороту и выглянул: там, на дороге хлопотали люди вокруг тела парня со сломанной гитарой. Похоже, помощь уже была не нужна. Студент пошёл домой не спеша, вспоминая весь недолгий разговор молодых грабителей. И вспомнил то, что заинтересовало больше всего: Гирин батя такую гитару на юбилей другу подарил. Дарёная! Бумерангом вернулось зло: погубил мужик не только друга, но и сына собственного. Значит… Значит, впереди долгая жизнь! Его, Санина! А гитару надо купить. Только в магазине!

Елена Соломбальская