Потайничок

Михаил Мороз
 

  Лет около тридцати назад я купил деревенский домик в лугах, идущих до зарослей из черемухи и серого ольшаника, темнеющих у самой речки Свапы. Была весна. Пьянило от созревающего чернозема и брызнувшей по всей обширности лугов муравы.
 
Несмотря на всю поэтичность весенней природы, я обязан был в кратчайшие сроки соорудить за старым сараем (простите за такую интимную и чрезвычайно прозаическую подробность) туалет, потому что старый почти развалился, и его зияющие дыры были видны даже от самой Свапы.

Туалет – самое общеупотребительное и почти благородное название санузла, где бы то ни было. Есть и еще  заимствования: клозет, ватерклозет, ретирада (в значении «отхожее место»), сортир. А на флоте - гальюн, тюремный сленг – параша. Русские крестьяне называли по-деревенски просто: нужник, уборная.

Однако ж, как ни называй сие сооружение, а строить его пришлось спешно, чтобы успеть до прихода темноты. К моему строительству через свой огород приплелась бабка, соседка. Отдышавшись, она оперлась на свой же забор, состоявший из осиновых, ракитовых кривых лат и сухих вертикальных палок орешника, которые посыпались под бабкиным напором. Старуха выругалась и сказала мне, что без мужика все валится. «Надо ладнать», - добавила она к своему пояснению. Я понял, что слово «ладнать» в переводе означает «ремонтировать». Я также понял, что должен ей в этом помочь. «Хорошо, бабуля, восстановим!» - ободрил я ее. «Дак и завалинку ты подсоби – залатай, а то в хату уже собаки пролазиют», - подкидывала мне работенки бабка. Я обещал. А детям, стоявшим рядом, пояснил, что завалинка – это вид земляного фундамента, не пропускающего холод в хату, только очень широкого, чтобы на нем можно было еще и сидеть.

Я знал, что просьбы бабки – это повод покалякать с новым соседом. Как и все крестьяне, она была любопытна. Но любопытство ее было с лукавинкой: она сразу догадалась, что я делаю, но спросила: «Потайничок» колдуешь, чай? Ну-ну, хорошее дело – нужное», - одобрила бабка и спешно подалась загонять в закутку овец.
Так к моему словарному запасу добавилось еще одно слово, которого я прежде не знал.

К вечеру потайничок был выстроен и одобрен бабкой: дескать, можешь руками что-то делать, значит, и мне поможешь подладнать забор и завалинку.