Размышления на заданную тему. Ребёнок и компьютер

Николай Валентинов
Открылась бездна звезд полна;
Звездам счета нет, бездне дна.
                М.В.Ломоносов

Давным – давно,  в благословенные 80-е годы XX века, детство и юность компьютеров, впервые услышал это слово: компьютер… На тот момент ассоциировалось с каким то смутно-непонятным строением с мигающими лампочками внутри и белыми халатами персонала. Фотография ЭВМ в каком то институте и фраза из учебника: "Способна производить столько то сотен арифметических действий в секунду…". Логарифмическая линейка, как самый совершенный счетный механизм в сельской школе.
Чуть позднее увидеть посчастливилось и бытовой компьютер. Военное училище с техническим уклоном, электронно-технически продвинутый преподаватель, собранный им "на коленке" некий электронный механизм с клавиатурой и бегающие на экране обычного телевизора мутные цифры и символы. Публикации в технических журналах принципиальных схем и рисунков плат, пособия "собери компьютер сам". "БК", "Радио-86 РК", "Sincler-SPECTRUM ZX", "IBM PC – 286" и его советская копия "Поиск". "Бейсик", "Фортран", Си… Первые компьютерные игрушки, прикладные и учебные программы на магнитофонных (аудио) кассетах. Впереди – светлое и безоблачное будущее эры всемирной компьютеризации, неограниченные возможности и перспективы.
В одной из публикаций многочисленных на тот момент газет и журналов компьютерной направленности, прочел мрачный прогноз: "Диавол придет через компьютеры…". То ли кто то из святых отцов лютеранских выдал такую мысль, то ли сам Папа Римский, в памяти не отложилось. Однако основная идея запомнилась. Запомнилась, вероятно, по причине категорического несогласия: "Никакого вреда от компьютера, акромя пользы быть не может". (Примерно такими же словами и с такой же категоричностью высказывался астафьевский Акимка о вреде медвежьего мяса).
Время идет. Скорость развития компьютерных и инфомационных технологий ошеломляет. Самые перспективные разработки 80-х на 486-м процессоре ныне воспринимаются как пишущая машинка с небольшой памятью. Виртуальная реальность до недавнего времени подразумевала всего лишь богатое воображение конкретного индивидуума. Современная техника способна создать реальный мир в виртуальном пространстве для любого человека независимо от его возраста и уровня IQ.
Искусственный интеллект из фантастических романов и фильмов перекочевал в научную литературу и технические описания. Способность ИИ к совершенствованию и самообучению уже ни у кого не вызывает сомнений. Машинная логика и психология машин – так ли уж ошибался Рэй Бредбери в своих фантастических романах?  Боевые роботы – дроны, уже не завтрашний, а сегодняшний день. Автоматические заводы по производству роботов (а точнее воспроизводству) и "Война машин" (с А.Шварцнегером на главных ролях) сегодня уже не кажется такой уж фантастикой. Технологии позволяют…
Вместе с огромными возможностями цифровые и информационные технологии представляют и значительную опасность для человека.

Ребенок до 6 лет. От своего рождения и до возраста 5-6 лет идет становление нового человека. Ребенок познает мир, в который он попал, познает себя, познает общество и законы этого мира и общества. Одним из способов постижения – наблюдение за этим миром. Значительную роль в создании условий для наблюдения предоставляют телевизор и компьютер. Но в основном только наблюдения. Ребенок воспринимает информацию зрительно. Нажимая на кнопки телевизора, компьютера, экран планшета или смартфона пытается воздействовать, а затем и управлять объектом. Включая и переключая программы на телевизоре, листая странички в интернете. Пока он только приобретает навыки.
Около 1 – 1,5 года происходит кризис ребенка, он перестает быть младенцем, становится на ноги, учится быть самостоятельным. В 3 года – кризис "Я сам"! В 5,5 года – микрокризис развития, связанный с дозреванием основных структур коры головного мозга, которые контролируют эмоции.
В различных источниках приводятся различные данные о вреде либо пользе влияния телевизора, компьютера, интернета на детей раннего возраста. Как и о том, сколько минут в день находится (и может безопасно находится) ребенок перед экраном. Одни утверждают, что ребенку не стоит играть на компьютере до 7 лет, другие же считают, что уже в возрасте 3–4 лет малыши готовы к такому знакомству. В любом случае это вопрос индивидуальный. Все сходятся лишь в одном: влияние несомненно имеется. Высказать свое личное и категоричное мнение в данном вопросе я затрудняюсь. В то время, когда мои дети находились в этом возрасте, компьютеров с нынешним уровнем возможностей не имелось. Смартфонов и мобильных телефонов тем более. Но полагаю, что развивающие компьютерные программы для ребенка приносят меньше пользы, чем практические занятия. Например полная  разборка при  помощи молотка заведомо исправного будильника на мелкие шестеренки и рисование маминой губной помадой на обоях.

Ребенок 7 – 8 лет. Возраст начальной школы. Работа с компьютером развивает у детей внимание, логическое и абстрактное мышление, прививаются  навыки принятие  самостоятельного решения, умение быстро переключаться с одной работы на другую. Азы общения с компьютером и интернетом. Под чутким руководством и присмотром взрослых. Использование компьютера способствует развитию творческих способностей ребенка. Развитию именно индивидуальных способностей. Одни дети начинают замечательно рисовать, другие  - изучать иностранные языки.

Ребенок 9 – 13 лет. Младшие классы средней школы. Ребенок уже имеет некоторый жизненный опыт, считая его достаточным для того, что бы считать себя взрослым. В это время происходит подростковый кризис.
При работе с компьютером ребенок совершенствует свои знания, ищет новую для себя информацию. Не учить ребенка обращаться с компьютером – то же самое, что не отдать его в школу. Возможности компьютера еще больше. Вкупе с фотоаппаратом и возможностью видеосъемки, еще  больше возможностей для творчества. Использование соцсетей, сайтов дает возможность увидеть отношение к творчеству не только узкого круга общения семьи и близких друзей, но и других людей.
Но возрастает и вероятность негативного влияния информационной среды на ребенка
- детская агрессивность и жестокость как следствие чрезмерного увлечения аркадными играми типа "бегай-стреляй".
- искажение восприятия мира. В компьютере присутствует смоделированный мир, имеющий мало общего с настоящим. Совершенно другие правила поведения, общения да и физическая модель мира может отличаться значительно. Так же и нормы поведения и общения в интернете (социальных сетях, на сайтах и программах общения) могут значительно отличаться от общепринятых норм общения в "этом мире".
- трудности общения с другими людьми. В интернет – общении можно не менять себя, для поиска возможности сближения с другими людьми. Проще найти себе новых друзей.

Ребенок 14 – 17 лет. Старшие классы. Многие из моих знакомых, считают, что в возрасте 13 – 14 лет ребенок должен иметь свой личный компьютер. До того он имел возможность играть в компьютерные игры, общаться в сети интернет и просматривать информацию на сайтах только с компьютера родителей. Волей – неволей родители контролировали общение ребенка. Но: "- Ребенок уже взрослый…  должен быть свой компьютер…  пускай учится… ему в университет поступать… сейчас везде требуют знания компьютера".  Причем компьютер для ребенка приобретался достаточно мощный и дорогой, что бы был "не хуже чем у других". При этом почти во всех случаях ожидаемых успехов ребенка на ниве всеобщего образования (одно из условий было: "если будешь хорошо учиться") не происходило. Наоборот: с "твердых четверок" ребенок вдруг скатывался на "тройки". На экране нового компьютера мама никогда не видела интерактивного урока по основам молекулярной химии, а только "Сталкер"… "Контр-Страйк"… "Ворд оф танкс"… "Одноклассники"… "Вконтакте"…  Попытки исправить ситуацию запретами приводили лишь к конфликту. Не обращать внимания на чрезмерное увлечение компьютерными играми и общением в интернете – ситуация только усугубляется и в дневнике ребенка появляются двойки. Ситуация типичная для большинства семей.
Однако я не претендую на абсолютную истину своего мнения. Возможность приобрести в семью компьютер появилась в нашей глуши (120 км. бездорожья только до райцентра) совсем недавно, лет 8 – 10 назад. А широкополосным безлемитным интернетом (да и просто интернетом) – около 3-х лет. Статистика еще только набирается. Мобильной связи и вовсе нет. Те процессы позитивного и негативного воздействия информационной среды на ребенка (да и на взрослого человека), что на "Большой земле" идут уже не одно десятилетие, у нас находятся еще в начальной стадии. Как и всеобщей компьютерной грамотности. Специфика сельской жизни, значительная отдаленность от культурных центров накладывает свой отпечаток. Проводимые в различных регионах страны и за рубежом исследования, касающиеся воздействия информационной среды и современных компьютерных технологий на человека, для нашей местности не совсем подходят.

"Компьютеры вызывают у детей огромный интерес и задача родителей направить этот интерес в нужное русло, научив ребенка азам компьютерной грамотности и правилам безопасной работы на компьютере. Ребенок должен воспринимать компьютер, как естественную, но далеко не самую главную составляющую его жизни. Поэтому ни в коем случае не наказывайте ребенка путем «отлучения» от компьютерных игр, и не поощряйте, разрешая играть в них сутками".