ЛагоНаки

Татьяна Трофимова 2
О книге. Есть в Адыгее плато Лагонаки.О нем сложено много легенд и народных поверий, по мотивам которых была написана сказка-легенда ЛагоНаки.
Эта сказка о любви, о добре и человеческой жадности, которая часто не имеет границ. Некоторые люди готовы в угоду своим амбициям поступиться родными детьми.
Но любовь! Любовь всепобеждающая и вечная. Для неё нет преград. Для любви не существует ни жизни, ни смерти.


Давным-давно, когда на свете чудеса творились,
Волшебники и колдуны водились,
Жил Абадзеш -великий князь,
Богатством, знатностью гордясь,
На землях правил Адыгеи,
Враги его даже не смели,
Подумать о войне
Ибо войска его в сомне
Были жестоки в лютой сече.

Народ жил по законам горцев вечным.
И процветал  в краю родном,
Все ладно было и кругом,
Стада огромные жирели,
Луга под солнцем зеленели,
Средь гор- под неба синевой.
Здесь было счастье. Был покой.

И мудростью адыги жили,
И караванами возили,
Искусных мастеров труды,
Тончайшей выделки ковры,
Кувшины медные, меха,
И не было острей клинка,
Чем тот, что создали черкесы,
Из скал высоких и отвесных,
Руду- железо добывали,
И день и ночь они ковали,
Булат и зброю, и клинки
Все ради мира- не войны!

Их девы белыми руками,
Под песни нежные вязали
Из тонкой нити шерстяной
Платки, расписывая хной
И красками, как неба синь.

В богатстве и почете жил
Князь Абадзеш. Его семья
Была огромной. Родила
Ему красавица жена
Шесть сыновей и чудо дочь.
Ее глаза темны как ночь,
Улыбкой солнце затмевает,
Румянец на щеках играет
Прекрасна как сама весна!
Изящна, весела, легка,
Как лань. Княжна.
Всех краше дев во всей стране.

Отец приданное за ней
Давал богатое весьма.
И вот, когда пора пришла,
Князь объявил, послал гонцов
Что зятя выбирать готов.

Он Наки- дочь свою отдаст,
Ту, что дороже всех богатств
Искуснейшему средь джигитов.
Кто победит в бою открыто
И в состязаниях умело,
Кто в джигитовке самый смелый.

Готовились теперь весной
Встречать гостей большой гурьбой.

Однажды князь собрался в горы,
На пастбища. Да и дозоры
Пора проверить ему было.
Тогда же Наки попросила:
-Возьми отец с собой меня!
Ведь любопытно мне весьма,
В последний раз с тобой побыть,
По землям предков походить.

Князь  Абадзеш согласен был.
Как жизнь свою он дочь любил,
Ни в чем отказа та не знала,
И чтоб она ни пожелала,
Всегда отец ей позволял.
Всякий в округе это знал.

Вот едут среди синих гор,
Где овцы княжьи с давних пор,
Пасутся на лугах богатых,
Где снег сверкает словно злато
Зеленая трава под ним,
И все здесь чудится живым!
Наполненным Небес творенья,
Любви божественной и рвенья
Прекрасен бога чудный дар!
И нет сильнее в мире чар
Чем синих гор волшебный дух!

И уловил тут Наки слух
Серебряной свирели звуки.

Все замерло. Как -будто
Нет в мире больше ничего
Чем горы, снег и колдовство.
От музыки свирели нежной,
Прекрасной, чистой и безбрежной.
Что льется чудно на   горах,
И отражаясь в небесах
Хрустальным звоном осыпаясь
К сердцу любовью прикасаясь.

Все замерло, молчит кругом.
Княжна притихла, а потом
Коня направила на звук,
Тут видит на скале пастух
Играет на свирели здесь.
-Как тебя кличут? Мне ответь.

Пастух игру свою прервал
-Лаго — ей тихо отвечал. -
Свирель свою он опустил,
Но звук все лился и молил
К небесной сини куполам,
И разносился по горам.

Их взгляды встретились, сливаясь
В единый свет преображаясь.
И заискрилось все вокруг!
Звучал свирели дивный звук.

Любовь спустилась с неба шири,
Всех, что прекрасней в этом мире!
И в первозданной красоте,
Объединила их в сомне!

Любовь! Что миллионы лет
Дарует силы нежный свет!
Та, что всегда средь нас живет,
И сердце нежно зажжет
Лишь позови!  -Она придет,
И чудом жизнь всю озарит,
Любое сердце оживит.

И вдруг. Из-за скалы
Выбежали псы.
Они у Наги ног легли,
Подставив ласке животы.

Тут выехал джигит
И Наки строго говорит:
-Княжна! Отец вас обыскался,
В обратный путь домой собрался.
А вас и след простыл давно.
Нельзя в горах бродить одной.
И разговаривать не след,
С таким как этот. На обед
Успеть нам нужно. Вечереет
На землю скоро ночь поспеет,
И темень ляжет на горах,
Скорей садитесь на коня
К отцу сопровожу вас я.
Ну, что вы медлите? Меня
Ваше смятение тревожит.
Она садится на коня, на Лаго смотрит.

-Прощайте, чудный музыкант,
У вас божественный талант,
В крепость к нам вы приходите
Свирелью вашей осветите,
Наш праздник Мира и Весны.
Вам будем рады! - Что молчишь?
Джигит ему вопрос задал.
Тот поклонился, но молчал.
Охранник потянул удила,
И Наки лошадь поспешила,
Туда, где ждал ее отец.
К нему подъехала. -Ну где ж,
Дитя мое ты пропадаешь?
Неужто, Наки ты не знаешь,
Как здесь опасно быть одной,
- Отец! Прости, прости, родной.
Заслушалась свирели звуком,
Пастух Лаго играет будто
Спустились боги к нам с небес,
Все озарилось! Горы, лес
И сердце замерло в груди.
Такой божественной игры
Не слышала я никогда,
Я пригласила пастуха,
На праздник наш придти играть,
Тебя порадовать и мать,
Украсить праздник наш игрой,
-Наки, молчи, Господь с тобой.
Своих довольно музыкантов.
-Отец, поверь! Таких талантов
Нет в крепости у нас еще!
Лаго играет так, что все
Вокруг становится волшебным!
- Ну хватит. Что за бредни
Ты, дочь моя,  сейчас несешь?!
Пусть уж приходит, коль зовешь.

Не стану я тебе перечить,
Пусть подудит пастух. На плечи
Накинул Абедзеш ей мех.
- И ты мне не перечь при всех
Похолодало.  Вот, возьми вина,
И выпей кубок весь до дна,
Там мед и травы растворили
И на огне накипятили.
Пора в обратный путь идти.
Пей, дочь моя. Да поспеши!

Уже спустилась ночи тьма,
Когда близ крепости дома,
Увидели они в дали,
В оконцах светятся огни.

Проехали селом к воротам,
Их ждут. Тут кто-то
Князя окликнул. Тот отъехал,
Стоит пред ним в плаще из меха,
Старик- кудесник- старый друг.
-  Послушай, князь, что я скажу.

Сегодня руны я бросал,
И мне Всевышний рассказал,
Что надвигается гроза,
На род твой. Дочь твоя,
Полюбит  вскоре пастуха,
И станешь ты угрозой ей.
Прошу, мой друг не смей!
Перечить в выборе ты Наки,
Я видел рун священных знаки.
Не стань помехой для любви
И выбор дочери прими.
И будет счастлив  весь твой род.
Благословение придет
На будущие поколенья,
Не нарушай закон творенья.
Иначе кровь свою прольешь
И старость в горе проведешь!
Ты дочь счастливую узри,
Союз любви благослови.
И горе уберешь в роду.
- Ты, что рехнулся? Как могу
Я свою дочь дать пастуху?

На злате выросла она,
Со злата ела и пила,
Глади, какая красота!
Ее я одевал в шелка,
В сафьян ей ножки обувал,
С нее былиночки сдувал!

А ты! Отдай дочь пастуху!
Кудесник, вот, что я скажу.
Все твои руны набрехали,
Чушь несусветную сказали.

Не смей об этом говорить!
На двор мой больше не ходи.
Заказан путь тебе туда,
Пока княжна
К мужу не съедет. И должна
Она быть лучшему женой,
Тому кто род богатый свой
Ведет от князей и царей,
И никому, старик не смей,
Ты эти басни рассказать.
Иль я огню велю предать
Твой дом и всю твою семью,
В своем уделье не стерплю,
Подобного я брака.
Дочь моя -дева Наки,
Не будет пастуху женой,
О, Господи, Всевышний мой!

Князь вспомнил. Вот уже сбылось,
Проклятье, что старик принес.
И вспомнил дочери глаза,
Ее восторги и слова,
Что о Лаго та говорила.
Она сияла и светилась
Такою князь не видел дочь
-О, Бог мой ! Мне помочь
Тебя прошу и отвести,
Такой не нужно нам любви!

Князь вдруг чернее тучи стал,
В ворота крепости погнал,
Коня гнедого поскорей,
Велел жене своей,
- Иди в покой. Да побыстрей.
Та, быстро  побежала к мужу.
И Абадзеш ей тут же
Поведал старика слова,
И то, что дочь их влюблена.
- До джигитовки две луны осталось.
Куда бы Наки не собралась,
Не смей ее ты отпустить.
Ее работой загрузить
Нам нужно.  Да потяжелей.
Прошу, Малика, не жалей,
И ни минуты ей
Не дай сидеть. Пусть устает,
Готовит, гладит, или шьет.
И пусть поют при ней всегда,
Чтоб песни слушала она,
И не было ей сил мечтать.
- Муж все исполню. Но сказать
Позволь мне слово. Не гневись.
Ведь все пророчества сбылись,
Что нам кудесник приносил,
Может оставить как судил,
Господь. Ему же все видней.
- О, женщина! А ну не смей
Перечить мне. Совсем сдурела?
Для пастуха, что ль дочь ты зрела?
Как смеешь думать о таком,
Что в доме будет он моем
Зятем. Или она к нему пойдет?
Все это блажь. Она пройдет.

Сходи к Марьяне, ты в ущелье,
Пусть даст старуха тебе зелье,
Отсушку дочери ты дай.
Все, женщина, теперь ступай!

– Послушай, муж, прошу меня.
Когда я встретила тебя,
И семьи наши враждовали
Мне тоже зелия давали
Но те любовь не погасили
Любовь лишь набирала силы.
Когда же к жениху везли,
Ведь выкрал, милый меня ты.

- Все помню я,
Но ты княжна.
И роды все же замирились,
Когда сыны наши родились.
А тут пастух! Позор какой!
Я не позволю чтобы мой
Род с пастухами породнился!
Да он хорош! И заручился
Порукой средь людей моих,
В стадах приплод, овец таких
Крупнее нет да и жирней,
Чем в стаде Лаго. Но не смей
Об этом больше говорить.
Нужно нам Наки поженить
С самым богатым из джигитов,
Вот сын Ахсина или Гвидо,
Чем не зятья?
А сын Пероша! Знаю я
Как бьются в сече на мечах,
Аж искры! И в речах
Мудры весьма эти мужчины,
Таким лишь дочь вот отдадим мы.

Вздохнула женщина, ушла.
Дочь рядом с прялкою нашла.
Наги сидела, напевала,
И как луна она сияла,
Мать подошла. Та засмеялась,
– Что, дочь с тобою нынче сталось?
– О, мама, я влюбилась!
В рассказ о Лаго та пустилась.

И хоть Малике было жалко дочь,
Та ей ответила. -Ну что ж.
Влюбленность это же чудесно,
Но ты подумай непременно,
Как жить ты будешь с пастухом?
Где? Что станется с отцом?
Когда сватов пастух зашлет.
Ты опозоришь весь наш род!
Как будешь жить в лачуге ты?
Наги потухла. - Что молчишь?
Подумай, детка на досуге,
Что скажут братья и подруги?
Как ты посадишь пастуха,
За стол где вся твоя родня?

Наки молчала.
Лишь кончик ленты своей мяла.
- Ну что ж, Теперь пора к столу.
- Устала я. Позволь пойду.
– Иди. И Наки убежала.
На ложе вся в слезах упала.
И обессилив там уснула,
Ей снился сон. Она порхнула
Со скалы белой лебедицей.
А рядом белый  лебедь вился.

Свирель звучала в этом сне.
А там по-ниже на земле
Стоял отец ее и братья
Она же все летела.  Счастьем
Наполненная и покоем.
И нежной трепетной любовью.

С утра работой загрузили.
Едва хватало Наки силы,
Дойти до комнаты в ночи,
Но сны. Не шли.
О Лаго думала она.
И ночью темной и средь дня.

Не шел Лаго к себе домой.
В пещере темной под горой,
Остался на ночь спать один.
Костер в пещере засветил.
О камень он спиной оперся,
А пес его о руку терся.-
Выпрашивал хозяйской ласки,
В глаза смотрел,
Но все напрасно.
Лаго в раздумьях пребывал,
О Наги думал и молчал.

Тут женщина вошла в пещеру,
В широком платье, в шубе белой
Взглянула на него, на пса.
И мудрые ее глаза,
Узрели все, что приключилось,
Что на его душе творилось.
 - Лаго! Чего не весел ты?
Свирели звуки не слышны?
Который день ты не играешь.
О чем ты думаешь- мечтаешь?
Пред ним стояла чародейка.
Когда-то ее  злодейка,
Однажды извести решила,
И чары смерти наложила.
Ей тьма и бездна помогали,
Слуги злодейки приковали
Ладану ко скале в ночи,
Убийцы взяли уж клинки,
Но Лаго  оказался здесь-
Искал  отбившихся овец.
Вступился за нее. Убил,
Тех кто обряд ночной вершил.

С тех пор та стала с ним дружить.
- Ладана. Как же теперь быть?
-
Я жил спокойно среди гор,
Но вдруг  чудесный взор,
Мне сердце сетью оковал,
Княжну, прекрасную видал,
Когда овец своих я  пас.
Она тот час
Сердце мое в плен захватила.
– Ах, Лаго! Как же это мило.
Ладана нежно засмеялась.
-Что тут смешного? Мне осталось
В тоске прожить свой век теперь.
-Ну полно, Лаго. Ты поверь,
Нет лучше мужа для княжны.
Чем ты.
-Смеешься, чародейка?
-Ступай сюда скорей -ка.
Его Ладана позвала,
И нежно взглядом обвела.
Его черты, стать удалую,
Ведь разбудить могу я,
Древнего  воина, что спит,
И что зовется  Фишт,
Тебя всему научит он,
Чтоб был тобою побежден,
Всяк, кто приедет на турнир.
Я слышала, что Абадзеш решил,
Дочь выдать замуж за того,
Кто всех сильней, и кто,
На джигитовке победит.
Вот ты
И станешь победитель.
Тогда княжны твоей родитель,
Не сможет дочку удержать,
Должен тебе ее отдать.
По правилам, законам чести,
Тогда ты сможешь быть с ней вместе.
Нужно лишь нам одно узнать,
Хочет ли Наки женой твоею стать?

- А как же я ее спрошу?
Ведь нет же в дом к ее отцу,
Дороги. Я  лишь пастух.
-Лаго. Тебе я помогу!

Отправлюсь завтра в крепость к князю,
Да давно пора. Ведь зелий разных,
Готово много у меня.
Да, в крепости  еще дела.

Все. Решено. Я завтра отправляюсь.
С княжною повидаюсь.
И если  любит та тебя.
В чем я уверена сполна,
То Фишта-война разбужу.

Однажды помогла ему,
Моя прабабка. И пора.
Долг оплатить бы мне сполна.

Ну что, готов сразиться за княжну?
Да я готов! Коль не смогу,
Я победить в честном бою,
То пусть Извечный заберет,
Последний вздох. Ведь без нее,
Мне жизнь на свете не мила,
Ну полно, друг мой. А давай!
Для Наки ты письмо напишешь,
И пусть красавица увидит,
В строках твоих, любовь твою,
Я передам. Да и спрошу,
Согласна ль быть женой твоей?

С рассветом у моих дверей,
Тебя я жду. Пиши скорей!

Она ушла. Лаго присел.
Он улыбнулся. Лик зардел
Взял лист бумаги тонкой белый,
Перо. И стал писать, умело
Водя пером по белому листу:
«О, Наки! Возможно не к лицу,
Мне эти строки отсылать тебе,
Я знаю, что возможно мне,
Великий грех, о князя дочери мечтать,
Но разреши, княжна, мне рассказать,
Как я люблю тебя, любовь моя!
В тот день, когда,
Тебя я встретил. И глаз твоих увидел свет,
Которых в мире краше нет,
Все перестало для меня существовать,
Лишь о тебе мечтать,
Способен ночью я и днем
Волшебный звон
Твоего смеха дорогого,
Все время слышу я. И снова,
Твой лик прекрасный пред глазами.
Позволь же мне на состязаньях,
Биться с другими за тебя!
Я знаю, что пастух лишь я.
И не смогу дать все к чему привыкла ты,
Но дом добротен мой, и мы
Ни в чем нужды не будем знать.
За время службы я сумел собрать,
И деньги, и еще добро.
Руки мои умеют все.

И до последнего удара сердца,
Лишь о тебе я буду печься.
Стараться жизнь твою украсить,
И только счастье, любимая, тебе я принесу!
Но если слишком много  прошу,
И зря смутил я твой покой,
Прости! Не смейся надо мной!

Пусть же тогда, ты будешь счастлива всегда,
И где бы ни была, благословляю я,
Вздох каждый твой,
Будь счастлива и твой покой,
Нарушить больше не посмею.»
Перечитал.  «Теперь я
Точно буду завтра знать,
Чего мне от любимой ждать.»
Подумал так пастух Лаго,
Погладил пса, что лег у ног его.

- Ну что дружок. Возможно, я теперь усну.
Быть может завтра.... Я даже думать не могу.
Свирель достал и стал играть.
И музыка его в горах
Хрустальным звоном отражалась,
Искрилась и переливалась.

С первыми лучами,
Лаго стоял перед дверями,
Ладаны. Передал письмо.
Она же забрала его.
И вдруг исчезла как виденье.
Чрез миг возникла уж в селенье,
Что окружало крепость князя.
И устремилась сразу
К дому кудесника Тхарко.
Тот уж давно
Почуял, что она прибудет,
Накрыли стол, расставив блюда,
И бахсиме горячий стыл.
Кудесник гостью усадил
За стол покрытый полотном.
В неторопливый разговор,
Пустился  старый Тхарко
Приняв ладанины подарки.
Гостья отведала халюж.
-Что в крепости? - Да скоро уж
Приедут гости на турнир.
Хозяин отвечал. И был
Он чем-то удручен.
-Что же тревожит вас : И в чем
Нужда — Гостья спросила старика.
- Почтенная, княжна занемогла,
Уж девять дней лежит она
Без всякого движенья.
-Что же случилось? - Зелья,
Марьяна ей какого-то дала,
Как мне сказала госпожа,
Остуду навести хотели,
Но что-то видно проглядели.

И вот княжна лежит.
Все время в потолок глядит,
И не шевелится, не дышит,
И словно ничего не слышит,
И сердце бьется лишь слегка.
Подумали, что умерла,
Но зеркальце я подносил к устам,
Она жива. Но что же нам
Теперь поделать? Я совсем не знаю.
-Веди, старик я попытаюсь,
Княжну  поднять, коли смогу.
-Пойдемте, госпожа, я проведу,
Вас в крепость. И они пошли.
- О, уважаемая вы!-
Воскликнул Абадзеш когда 
Ладана в зал большой вошла.

- Чем напоили вы княжну?
– Да я просил жену
Остудных зелий дочери налить,
Чтоб та не смела погубить
Чести семьи любовью с пастухом.
-И что потом?-
Строго спросила чародейка.
Холодной змейкой
В зале огромном голос прошуршал,
Даже огонь в камине гаснуть стал.

- Чего же вы добились?
-Наки пила.  Потом же подкосились,
Ноги ее. Села на пол она,
Тут же в покои  снесена.

-Чего  же хочешь, князь ты   дорогой?
Зелье сработало. Ей принесло покой.
- Пусть дочь моя встает скорей! Женой
Ей предстоит стать молодой.

- Тебе я князь, могу помочь,
Сейчас же встанет твоя дочь,
Но зелий больше дать не смейте.
И Лаго  пусть со всеми вместе,
На джигитовке будет состязаться,
И должен ты мне князь поклясться,
Что если победит пастух,
То дочь свою из своих рук,
Благословляя ты отдашь,
Князь встрепенулся: - Как же так?
Дочь пастуху свою отдать!
И все добро,
Что ей в приданное дано
Моею щедрою рукой!
- О, князь, постой.
Оставь себе все поволоки,
Шелка, браслеты, и повойник,
Что златом и камнями шит,
Пастух ее озолотит,
Когда придет его черед,
Для дочери твоей Лаго,
Все сделает. Лишь срок ты дай,
И с легким сердцем отпускай.

-Смеешься ты над нами, чародейка
Пастух ее озолотит! Поверь- ка.
Мой род копил богатства сотни лет,
Один лишь золотой браслет,
Что Наки носит на руке,
Баранов триста стоит. Иль тебе
Не важно знать,
Что Наки здесь привыкла одевать?

-Ну ладно пусть она придет в себя,
Ее мы спросим. Коль она
Согласна, пренебречь благами,
Что скоплены ее дедами.
Оставить здесь богатый скарб,
И скромно жить в горах,
То клятву дашь,
Что дочь отдашь
Ты Лаго в жены. Ну!- Ладана смотрит
И князя не торопит.

А Абадзеш решает,
-Ну хорошо! Бог знает,
Что у девчонки на уме
Дадим же ей
Решить. Где? Как? И с кем ей жить.
Пусть Лаго бъется за нее,
Ведь не понятно кто
Реванш возьмет на поле бранном,
Там и посмотрим кто богами,
Ей предназначен мужем быть,
В чьем доме ей женою жить.

Направились в покои Наки.
Она лежит, бела как скатерть.
Дыханье не колышет грудь.
Ладана ей влила чуть-чуть
Воды с зеленым порошком,
Потом над девой провела рукой,
Ланиты той
Вдруг зарумянились слегка,
И белая ее рука коснулась собственного лба.
Вздохнула девушка и села,
Вокруг стоящих оглядела.
Закашлялась. Воды ей дали.
И плечи платом повязали.

-Скажи мне дочь, моё дитя,
Желаешь ли чтоб пастуха,
Пустили в праздник состязаться,
Коль победит- мужем сказаться,
Забрать тебя в свой дом женой?
-О, больше жизни! Мой отец родной!
Сказала Наки и потупив взор,
Глядела на ковра узор.

-Но дочь, тебе скажу,
Что не смогу я пастуху
Отдать приданное твое,
И все добро
Останется в роду.
А ты уйдешь к нему,
В чем будешь в свадьбы день.
И ты поверь,
Мне дочь моя,
И свадьба будет ли едва.
Ибо позор и стыд большой,
Сажать гостей будет с тобой
И мужем-пастухом твоим.
А мы законы предков чтим!

; Как скажешь, батюшка, родной.
Я к мужу не возьму с собой
Ни поволок, ни тонких шалей,
Лишь только что умею, знаю
И свою нежную любовь,
К тебе отец, возьму с собой.

Князь прочь умчался, за ним все.
-На Наки, вот возьми тебе,
Лаго наш весточку прислал.
Не бойся ничего и знай,
Все будет у тебя. И дом и стол.
Я помогу, ибо Лаго
Однажды спас меня от смерти,
-Ладана, милая поверьте,
Ведь не боюсь я ничего,
Мне нужно только лишь одно,
Чтоб Лаго
Со мною был всегда,
И чтоб любил одну  меня.
И та письмо к груди прижала,
И ласково поцеловала.

; Что ж, осталось только ждать,
Пойду  я Фишта пробуждать.
Заспался, старый, уж поди,
Пора умения свои,
Ему Лаго бы передать,
А ты, ложись ка  спать.
И не тревожься  - все устроим,
Лаго великим станет войном,
На джигитовке победит.
Победу бог ему вручит!
Все будет хорошо.
И все со временем  пройдет,
Семья твоя смириться,
Когда сынок иль дочка народится.
- Вот, чародейка, передай, Лаго
Застежку для плаща его.
Ее мне бабка подарила,
Чтобы любимому вручила.

Ладана Наки обняла,
И вдруг исчезла. А княжна,
Письмо от Лаго прочитала
Душа ее спокойной стала.
От счастия княжна светилась
Она читала и молилась,
Извечным синим небесам,
Чтобы отец ее отдал,
Как обещался  в жены Лаго,
И чтоб ничто.
Их никогда не разлучило.
Чтоб вместе рядом они были.


-Фишт!- Голос Ладаны разорвал лесную тишь.
-Фишт!- Сорвались с веток стаи птиц,
-Фишт!- Ветер по склону пробежал
Гора встрепенулась и склон задрожал.
Лавина промчалась вниз
И камни за снегом  вдогонку неслись.

Вздохнул тяжело исполин, шевельнулся
От вздоха весь лес на горе  покачнулся.
Фишт синие очи свои распахнул,
И полною грудью еще раз вздохнул.

-Ты кто? И как смеешь меня ты будить?
- Ладана я. Долг мне изволь возвратить.
Что бабке далекой моей задолжал.
Ты лет как семьсот уж, красавчик, проспал.

-Чего же ты хочешь, гостья моя?
Что может сделать Фишт для тебя?
- Сначала вот выпей вина молодого,
Поешь из барашка, кебаб и жаркого,
Вот зелень и сыр, пахлава и суджук,
Орехи и мед, перепелок шесть штук,
Пенистый кундысу, некутль и тхуж,
Отведай -ка Фишт, кояж и лукум,
Лепешки хрустящие, хлеб, шедесы,
И жареной шмат для тебя колбасы,
Я принесла, чтобы силы предать,
Когда ото сна ты сможешь восстать.

-Спасибо, красавица! Вот угодила!
Такой мне богатый пир учинила,
Фишт хлебец хрустящий в шущипс обмакнул,
И жир с наслаждением с пальцев слизнул,
Выпил вина, поел лакомства все.
- Теперь говори! Чем помочь мне тебе?

-Есть один человек.
Он тоже помог мне когда-то. Теперь.
Я долг свой исполнить хочу перед ним,
Мне нужно, чтоб стал он непобедим,
И на  джигитовке он первым бы стал,
И в жены княжну прекрасную взял.

-Кто же сей юноша?- Фишт задал вопрос,
Пастух. Ты слышал его,
Он на свирели играет чудесно,
- Я слышал. Но думал, что сон то прелестный.
В срок какой  должен я уложиться?
-Луна и еще половина седьмицы.

Фишт призадумался. -Веди!- говорит.
Встал и размял он члены свои.
-Мне нужно на парня еще посмотреть,
А там и решим. Смогу ли успеть.

Чародейка к Лаго его повела,
Шел великан и гремела земля,
Птицы встревоженно в небо взлетали,
И звери в испуге вокруг заметались,
Лаго же не слышал- на свирели играл,
И звук отражаясь от неба и скал,
Повсюду  разнесся, неся волшебство,
Фишт слушал. Сердце быстрее билось его.

- Я в жизни не слышал музыки краше,
Ни пока спал. Да и раньше!
Ну что же, посмотрим, на что ты способен,
Музыкант ты хороший. А какой будет воин?
К Лаго они вскоре уже подошли.
Он им поклонился. - А, ну-ка держи.
И меч пастуху двухметровый вручил.
Тот удержал и не уронил.

С этого дня от зари до зари,
Лаго обучал Фишт -исполин.
Все, что умел пастуху показал,
И пастух  всю науку у него перенял.

Он рубился как дьявол на острых мечах,
Стрела его в цель попадала всегда,
В рукопашною бою ему равных не стало,
На коне пролетал, так что дух запирало.
По потоку в холодной реке проплывал,
Словно рыбой родился.  Копья в цель он метал,
На гору взбирался  с конем так легко,
Ему не было равных! Стал всесильным Лаго!

Однажды вот, что приключилось.
На небе солнце уж садилось,
Лаго из кузницы скакал,
Где коню сбрую покупал.

Вдруг. Слышит крики за скалой.
И видит, что гурьбой,
Напали на обоз купца,
Двадцать четыре молодца.
Обозную охрану положили,
Жену купца едва не зарубили.
Лаго помчался и сразился с теми,
Кто нападал. Те обомлели.
И ринулись его разить,
Но вот Лаго уже не победить!

Он восьмерых с  наскока уложил,
Девятый под скалой скулил,
Как пес смердящий — отрублена рука.
Стекает кровь по лезвию меча.
И вот в десятого воткнул  клинок,
Каленой стали- тот издох.
Еще троих легко Лаго сразил.
Четырнадцатый в голос голосил.
Летит в кусты еще одна глава,
 Как дьявол двух он разметал.
А одного пронзил испуганный купец,
Но остальные же решив, что им конец.
Оставили коней и разбежались.
Вокруг лишь мертвые разбойники валялись.
Да все что с тем обозом шли.
Живым лишь одного нашли.
Раны ему перевязали.
И на арбе ковер постлали.

Купец жену из под арбы достал,
Нежно погладил. Утешал.
Потом к Лаго он обратился:
-Благодарю, что ты явился,
И спас от верной смерти нас.
; Всевышний мне за все воздаст.

Темнеет. Солнце закатилось.
Коль не побрезгуете, милость
Вы дому окажите пастуха.
Там хлеб и сыр,  и кабаскел с огня.

Купец лишь головою закивал.
Лаго же всех чужих коней собрал.
Добро купца в арбу сложил,
-Откуда вы? -купца спросил.
-Мы едем к Абадзешу в крепость,
Везем товар. К сестре поехать.
Жена моя — хотела повидать,
А я дурак, не смог ей отказать.
- Поехали, дом у меня большой.
Там отдохнете телом и душой,
Супругой твоей мать моя займется,
И с раненым бог даст все обойдется.
Завтра пошлем мальчишку в крепость за охраной,
Тебя сопроводят с товаром.
- Чем отплатить тебе? И как зовут тебя.
; Лаго- пастух. Поехали. Пора.

И еще час в дороге провели.
Во двор Лаго по темноте пришли.
Старуха-мать, едва взглянув смекнула,
К жене купца, стрелой метнулась,
Ввела молодку в дом, помыла.
И покормив на лавку уложила.

Когда мужчины в дом вошли,
С конями разобравшись. Дымились уж тазы.
Те оба искупались. За стол уселись. Стали есть.
- Лаго, ты окажи мне честь.
И в дар прими ларец со златом.
-Знаешь, купец, живу я не богато.
Все чем тружусь- ты видишь на столе.
Но дар, ты свой оставь себе.
Позор за помощь плату брать!
Или меня не стал бы ты спасать?

Купец по имени Касей
Сказал. - Ну как же мне
Благодарить за все тебя?
-Ты ешь, Касей. И спать пора.

Купец с женой проснулись поздно,
Устали видно. И дорога
Их вымотала до конца.
Лаго давно уже мальца
Отправил в крепость доложить,
И провожатых для купца добыть.

Те лишь под вечер спешились у дома,
Решили поутру идти и снова,
Касей у пастуха заночевал.

Разговорились. Каждый рассказал.
Чем жив. О чем мечтает.
- Лаго, бог знает
Как жизнь твоя здесь повернется,
Но в моем доме для тебя найдется
И хлеб и кров. Запомни навсегда.
Коль ты захочешь, я приму тебя.
- Благодарю, мой друг. Не откажусь.
Даст бог и доберусь.

На утро гости ускакали.
Лаго же к Фишту. Там уж ждали.
Ладана, да и исполин.
- Все чем владел тебе вручил.
Я долг исполнил до конца.
Теперь же вновь  пора пришла,
Мне сном заснуть на сотни лет.
-Благодарю тебя! - В ответ.
Ему ответил ученик.
- А знаешь, я к тебе привык.
Почаще ты Лаго играй.
И обо мне, о Фиште вспоминай.
- Тебя мне не забыть во век,
Благодарю, что ты сумел.
Меня искусству боя обучить,
Вчера сумел я поразить
Разбойников десятка полтора,
Которые напали на купца.

- Ну значит ты свой первый бой провел,
Победу первую обрел.
Теперь ты сможешь  победить.
Свою княжну заполучить.

-Чем отплатил тебе купец?-
Ладана, наконец
Свой голос подала. -Он злато предлагал
Но я не взял. 
-А чем жену будешь кормить?
; Всем, что смогу добыть.

- Ты горд. Как истинный сын гор.
Не видел я до этих пор.
Таких как ты, мой  ученик.
Прошу, ты в дар возьми.
Кольчугу, меч и все для боя,
И облаченье  золотое
Невесте к свадьбе ты прими.
Лаго замешкался. - Бери.
Уж сделай милость для меня.
Мне без нужды. Ведь сплю же я.

Лаго тут в пояс поклонился.
Улыбкой лик его светился.
- Ну все! Проститься нам пришла пора,
Тут отодвинулась скала,
И исполин за нею скрылся.
Проход за ним сразу закрылся.

- Лаго. Готов ты ко всему.-
Ладана молвила ему.
Через три дня все и случится,
С тобой хочу я в путь пуститься,
На джигитовку посмотреть,
Да на товары поглядеть,
Что привезут из всех краев.
-Как ты, друг мой?.- Да, я готов!
Ну вот и ладушки. Пойду домой,
Как будешь ехать, то за мной,
Заедь и лошадь прихвати
И вот еще, Лаго прими.
Кольцо мое невесте в дар.
Его на свадьбу мне любимый дал.
Когда я юною была.
Я дочерей не родила,
Так пусть же Наки его носит.
Пусть счастье ей оно приносит.
Чародейку пастух обнял
И к дому поскакал.

Весна пришла! Подтаял снег,
И прямо на глазах у всех,
Подснежники вдруг распустились,
И сотни воинов пустились,
На Абадзеша, двор богатый,
С дарами князю и со златом,
Скачут достойные мужи.
А кто-то дочерей  своих,
Везет соседям показать,
В надежде замуж их отдать,
За самых доблестных в краю.

На ярмарку везут.
Из дальних областей,
Булат каленый, и коней,
Ковры, рулоны полотна,
Посуду, что из серебра
Кольчуги, пояса
 И всякого добра,
Чтобы на ярмарке продать
Да и соседям показать
На что способен люд мастеровой,
Чтобы купцы, везли с собой
В далекие края,
Все чем богата их земля.

Три дня пошло. Лаго собрался в путь.
Все уложил.  - И не забудь
Быть осторожным, сын прошу.-
Мать молвила напутствие ему.
Ее на руки поднял сын.
- Конечно, мама. - Ты один
На свете у меня.
И знай, сынок, я жду тебя.
В макушку ткнулся ей Лаго.
- Ну с богом! И пусть все.
Пройдет быстрее. Возвращайся.
За бой свой смело принимайся!

Лаго с Ладаной с гор спустились,
И в князя крепость устремились.
Стеклась народу здесь орда.
На ярмарке товаров тьма.
Везде веселье, суета
Шум, гам и детвора
Вокруг повозок стайкой вьется.
Народ шумит, народ смеется,
Над представленьем в балагане,
Танцуют и поют цигане,
Среди шатров, что у реки,
Им подпевают старики.
Звенят монеты тут и там
И все глаголют, что сам царь.
Удел их посетил.
Он, дескать, здесь проездом был,
И к князю на постой приехал,
Да вот утеха.
На праздник Мира и Весны
Остался сам, а с ним сыны-
Наследник
С  дочерью прекрасной, сын средний 
С молодою женой.
И младший. Еще молодой.

Вот джигитовка началась
В пять сотен воинов толпа неслась
По Белой берегам реки
Скрещали копья и клинки
Из лука целилися в цель.
Со всех земель
Прибыли воины сюда,
Чтобы победно взять,
Приданное что Абазеш,
За дочь свою дает, и здесь,
Стать победителем таким,
Чтоб слава вечная за ним,
Была в веках закреплена.

Проходит за волной волна,
Отсеялись кто слишком слаб,
Кто княжью дочь не видел сам,
А тот кто видел, деву,
В бой устремлялись смело,
Ибо нет  в мире краше,
Чем Наки- дочерь княжья.

Влюбившись больше расцвела,
Дочь князя Абадзеша. Она.
Стала прекраснее цветка,
Чудесней эдельвейса,
Что на горах   летом цветет,
 И всех своей красой влечет.
Кто видел ее -тот
Не думая о серебре,
Шелках и позолоте, старался девушку себе,
Добыть и  жить в почете.
Такая всем нужна жена,
Прекрасная как лунный свет! Стройна,
И словно в мире нет,
Чудесней женщины нигде,
Княжна являла всем в себе
Очарования красу,
И кротость и мечту
О счастье в  неге и любви,
О сладости в ночной тиши.
О всем, что может дать жена.
Что страстью, нежностью полна.

Осталось тридцать уж великих,
Прекрасных воинов, что дико,
Несутся на конях горячих,
И всякий верит, что удача,
За ним останется в конце,
И он возьмет себе,
Дочь князя Абадзеша.
Теперь же
Последним было состязаньем-
Забраться на Девичий камень
Что в высоту сорок аршин
Огромный скальный исполин,
С отвесными краями,
И след было по камню
На всем скаку коня лихого
Достигнуть верха, и там слово,
Сказать свое за княжью честь,
И тост во славу произнесть,
Вина испить хмельного,
Из кубка золотого,
Что на вершине ждет.
И вот.
Осталось четверо из пяти ста бойцов,
Великих, славных молодцов,
Конь одного копытом бьет,
Летит к скале и там встает,
Другой взобрался к середине,
Конь пал, и седока там скинул,
А третий тридцать пять аршин
Ввысь проскакал и там один
Вдруг камень отвалился
Всадник и конь разбился.

И вот Лаго уже летит
И ветер буйный. Шевелит
Полы его плаща.
Достиг вершины. Но стрела
Пронзила грудь его насквозь.
Лаго стал падать. За ним конь,
С вершины рухнул в реку
Все озирались- искали человека,
Который выпустил  стрелу.
Но не понятно никому.
Кто же посмел так поступить,
Героя славного убить.

Упал Лаго подкошенный стрелой
Он да и  конь его гнедой,
Потоком быстрым уносились,
Река бушует, волны взвились,
Уносят прочь Лаго от камня,
Но тут все видят, что другая
На камень лошадь взобралась,
И до вершины добралась.

Но кто ж посмел такое сделать?
Никто не мог пока поведать,
А всадник спешился с коня.
Взял кубок, зачерпнул вина.
И замер на краю скалы.
Затихли все  и как один
Следят за тем кто на вершине.
Но тут он шлем с главы откинул,
И все увидели княжну.
- Отец! Я этот кубок пью
За честь и здравие твое.
- Как ты посмела? Это что?
Кто право дал туда забраться?
И там над всеми потешаться.
Князь Абадзеш во гневе взвыл,
Княжною ж кубок выпил был.
До дна. Но тут.
Все видят, что Лаго несут.
И мокрый конь его гнедой,
Рядом идет. - Любимый мой.
К нему княжна приникла.
И легкая улыбка.
Вдруг озарила лик его.
И видит Наки у него
Застежка, что она дала.
В руке. Пробита, но спасла
Она любимого ее,
Но на груди пятно.
-Ты все же ранен!  -Пустяки!
О,  Наки, только посмотри -
Твой дар бесценный спас меня.
-Любимый! Я люблю тебя!
И не стыдясь людей вокруг,
Она целует его вдруг,
В разбитые уста о камни.
- Что ж. Поединок был здесь славный,
Вдруг прогремел голос царя.
- Похоже девушка твоя!
Он честно победил в бою!
Теперь, хозяин дочь свою,
Ты должен юноше отдать.
Князь тут смутился и сказать,
Уж нечего ему теперь.
-Несите же его скорей
В покои и перевяжите.
А вы же, слуги, всех ведите,
К столам, что во дворе накрыты,
Чтоб  были все довольны, сыты.

Прошу о, царь, к столу тебя,
Отведать яств, да  и вина.
Все, чем богаты на столах,
И мясо уж кипит в котлах,

Все гости в крепость устремились,
И у столов богатых очутились.
Царь первым сел к столу,
По руку правую к отцу
Уселся старший сын его
Рядом с царем
Сидела вся его семья.
С другой же стороны царя,
Сидели князь, княгиня,
Старших четыре сына
С супругами. А два других,
Чуть дальше, чтоб гостей своих
Развлечь в беседах за столом.
Княжна сидела здесь с отцом.

Царь пир велел не начинать,
Чтоб честь герою всем отдать,
И выпить кубок за него.
Вот и Лаго вышел уж на двор
В одежде новой и плаще,
Которые купил себе.

Царь встал  и поднял кубок свой.
- Тебя я чествую, герой!
И ничего, что ты пастух
Пока есть в Адыгее дух,
Таких как ты- земля цветет.
И всякий в ней почет найдет!
Теперь я слово князю дам.
Тут Абадзешь из кресла встал,
Бледный и злой. - Неси жена
Герою рог испить  до дна.
Княгиня чинно поднялась,
За рог ладонями взялась,
Герою кубок поднесла.
-Честь тебе, сын, да и хвала!

Князь лишь зубами скрежетнул,
На парня взгляд косой метнул.   
-Кто ж поручится за тебя.
Князь вымолвил тогда.
Тут вдруг Касей со стула встал.
И князю он тогда сказал:
- Есть поручитель за него!
Он спас меня, мое добро.
Жену мою от злых людей
И выкуп дочери твоей,
Я выплачу как брат за брата.
Любую оплачу я плату.
Какую здесь назначишь ты.
К купцу другие подошли,
-За пастуха в поруке мы!
Добавим к плате вдвое злата.
Прими же, князь, все чем богаты.

-Невесте в дар, что принесешь?-
Не отступал князь все ж.

Но тут Ладана появилась,
На алом бархате искрились,
Венец невесты золотой,
И колты с тонкою  резьбой,
Пояс, усыпанный камнями,
И ожерелье с лебедями,
Браслеты золотом играют.
На это в завистью взирают,
Все женщины, что собрались.
-Дары такие для цариц,
За честь бы было получить,
Сказал тут царь. - Ну что молчишь,
Хозяин! Чем ты не доволен?
-Жених пастух и в его доме
Не сможет  быть она счастливой.
-Зато я буду там любимой!
Наки на ноги поднялась.
- Ну полно. Отступайся, князь
На ухо царь ему велел.
Не будь смешон. Ты же хотел
За лучшего отдать ее.
А он герой. Да и она ему чета
И не гляди, что лишь княжна,
Как лихо на скалу взлетела,
Такую б дочь и я хотел бы.
Давай же свадьбу назначай.
И дар невесте признавай.
Князь тут взмахнул своей рукой.
-Ну что ж, садись за стол, герой.
Дней через девять свадьба будет.
Коль дочь моя тебя так любит.

И пир начался. Все шумели,
До ночи пили, яства ели,
И пели до самой зари.
Едва средь этой кутерьмы,
Влюбленные ушли к реке.
-Любимая, позволь же мне.
Кольцо надеть на палец твой.
В знак верности, тебе одной.

И Наки тут к нему прижалась,
-О, если б знал, как волновалась,
И как боялась за тебя.
Ведь я зарок  себе дала,
Что если сгинешь ты в реке,
То я уйду, родной к тебе.

-Ну что ты. Полно. Все родная.
На свете ты одна такая.
Мой дом добротный и большой,
Построю я тебе другой,
Есть сбереженья у меня.
Пусть и немного, но тебя
Беречь я буду и любить,
Найму девчонку, чтоб служить,
Тебе с хозяйством управляться.
И ничего там не бояться.

- Работы, милый не боюсь,
За все в хозяйстве я возьмусь,
Доить и печь -я все умею,
Везде в хозяйстве я поспею,
А уж с помощницей, тем паче.
Смогу и ткать и шить в придачу.
Еще плету я кружева,
Идет в округе и молва,
О том, что краше нету их,
Уже штук триста золотых,
Невестки царские отдали,
И все, что было все забрали.

Тут князь закашлял позади,
- Княжна. В покой ты свой иди.
Ночами холодно еще.
А ты, пока не  получил ее.
Подальше от княжны держись.
На двор до свадьбы не кажись.

Лаго же низко поклонился.
И в темноте  полночной скрылся.

Уехал царь на третий день,
А с ним и  гости все.
В крепости  остались.
Лишь кто на свадьбу собирались.

Сидит князь с другом, пьет вино.
А тот ему.- Скажи за что
Пастух получит дочь твою,
Которую к себе я жду
Давно невесткой в своем доме.
Неужто ты потерпишь в роде
Отрепье нищее с горы.
В моем же доме сундуки,
Ломятся серебром и златом.
И кладовые всем богаты.
Шелка, парча, сафьян бесценный,
Невестке в дар готов отменный
Огромный жемчуг с дальних стран.
-Что же мне делать? Даже царь.
Благословил столь ненавистный брак.
-Давай-ка сделаем мы так.
Убьем кого-то из гостей,
Свидетелей найдем скорей.
И свалим на Лаго вину.
Когда все стихнет. Заберу
По осени к себе княжну.
И справим свадьбу мы к зиме,
Тогда уже забудут все
О Лаго, да и о царе. И мне,
Мой друг, да и тебе
Брак этот выгоден весьма.
-Мне любо это. Но она-
Что скажет Наки, дочь моя?
- Чуть погорюет. И тогда.
Не вечно же ей горевать,
Ко мне ты сможешь отослать,
Ее чтобы печаль развеять,
А там мой сын, найдет что делать.
Так и побили по рукам.
На утро же поднялся гам.
И шум по крепости везде.

Убил  злодей
Начальника из князя стражи,
И тут свидетеля три даже,
Нашлись закрытые в подвале,
И те тут как один сказали,
Что видели Лаго в ночи.
Он запер их в подвал, убив.
Такого человека.
Видно,  к княжне приехал.
Но та все отрицала,
Мол, нет. Его я не видала.

Лаго доставили к обеду,
Тот связан был, и был весь бледный.
Вину свою он не признал,
И тут же сажен был в подвал.
И князь назначил казнь ему.
Не предавая и суду,
На другой день отсечь главу.
Княжна к нему
Ломилась в двери,
Но Абадзешь велел ей
Сидеть в покоях у себя,
Та плакала и все не шла,
Но князь пощады не имел,
Он получил то, что хотел.
И слуги унесли княжну,
В покоях заперли одну.

Вот под покровом темноты,
К подвалу девы подошли,
Всю стражу зельем опоили,
Те все заснули, где и были.
Лаго же вывели к реке,
Он и не знал, кто были те,
Кто помогал ему сбежать,
Он к лодке, там княжна.
Уже его в плаще ждала.

-Кто нам помог? -спросил ее.
-Не знаю. Да и все равно.
Садись на весла, мой любимый,
И лодку выводи в стремнину.
Пусть по реке ее несет.
Мы будем далеко, как расцветет.
-Там дома мать моя осталась.
-За ней служанка уж умчалась,
Ее к Ладане отведет,
А та ее к себе возьмет.

И мчится лодка по стремнине,
Вдоль гор, лугов и вдоль равнины.
Быстрее скорость набирая,
Словно пути совсем не зная.
Но к вечеру пришлось причалить,
- Там водопад. Идти нам дале
Пешком, любимая моя.
Я понесу тебя.
И он на руки ее взял,
И в гору подниматься стал.
-Любимая, ты не тревожься.
Все скоро обойдется.
Там на верху пещера есть,
Сможем с тобою ночь  провесть.
Она его лишь обняла,
Поцеловала и сама пошла.

Вот до пещеры добрались,
Лаго развел костер- Садись.
И грейся, милая моя.
Вот хлеб и сыр дали друзья.
Поешь, вином запей.
- И ты, Лаго садись скорей.
Не буду есть я без тебя.
Поели. Сели у костра.
Прильнула тут к Лаго она.
- Люби меня!
- Но не могу же прямо здесь.
-Возможно, ночь одна лишь есть.
И он прильнул к ее устам,
К румяным пламенным щекам,
Весь жар отдал своей любви,
Наутро встали лишь они
Поели. В путь пошли.
До вечера в пути,
Княжна устала, но идти
Не прекращала ни на миг.
Вдруг слышат шум. - Догнали!
Они вдвоем сказали.

 Уже приблизилась погоня!
Их настигают кони.
Собаки лают и рычат,
Сейчас до беглецов домчат.
Лаго любимой руки взял
-Любимая- Он ей сказал.
Нам больше некуда бежать.
Тебя я должен им отдать.
А сам я прыгну со скалы.
Ты же, любимая, живи.
Но вспоминай меня тогда,
Когда свои  глаза,
Поднимешь в  небеса
И пусть свирели звук моей,
Коснется сердца поскорей,
Пусть силы даст тебе для счастья,
Прости, что нас не спас я!
-Нет, Лаго! Я иду с тобой,
Пусть даже мертвой-не живой,
С тобою буду я всегда,
Я больше не вернусь туда,
Где все чужими стали вдруг,
Не оставляй меня, супруг!
Не оставляй одну теперь,
Среди  чужих и злых людей.
Пусть вечность нас соединит!
Всевышний даст покров и щит.

И вот стоят они у края,
Ветер одеждами играя,
В объятьях держит Лаго Наки
Князь ей кричит: - Оставь же.
Преступник он, его убью
И лука тетиву он натянул.
Стрелу пустил в Лаго, но тут
Любимого княжна собой закрыла,
Стрела ей  сердце вмиг  пробила.

И в последнем порыве они обнялись,
В поцелуе прощальном губами  слились,
Умирающую Наки на руки взял Лаго.
И в пропасть унесло его.

И в тот же миг на той скале,
Ладане появилась. Ей
Стало понятно все коварство
Что князь затеял. Властно
Она ладонью белою взмахнула,
И пара лебедей над пропастью вспорхнула,
И полетели к солнцу птицы,
Чтобы в его сиянье скрыться.
Чтоб больше никогда не разлучаться,
И вместе на века остаться.

Как только в солнечных лучах,
Те скрылись на глазах,
Ладана к князю повернулась,
Усмешка губ ее коснулась :

-Отныне проклят род твой, князь,
Богатством, знатностью гордясь
Жить будут все твои сыны,
Но больше нежности, любви
Не будет род твой получать,
Не будут дочерей рождать,
Им жены больше никогда!
Лишь только сыновья,
Рождаться в роде твоем будут,
И не познают, не полюбят,
Ни жен, ни дочерей, сестер.
Любви не будет с этих пор,
Лишь долг супружеский храня,
Им будут жены не любя,
Рождать отныне сыновей!
И холод будет матерей,
Твоим потомкам навсегда,
Теперь получите сполна
Гордыню в знатности рожденных,
В шелках и  в золоте взращенных.
Прекрасных и богатых дев.
И больше не узрев,
Ни материнского тепла,
Ни нежности.  Ведь их сердца,
Будут из серебра и злата,
Но все они будут богаты,
Из знатных и больших родов.
Во век не снять печать из слов,
Что я сейчас  тебе сказала.
И вдруг растаяла Ладана.

Померкло солнце, свет погас,
Мир изменился в тот же час.
И небо тучами заволокло,
Снег сыпать стал, вокруг темно.

Не помнил князь как дома очутился,
Сидел у очага, огонь в нем бился,
Но холод члены, помыслы сковал,
Все кончено. Он это знал.
Не удивился он когда,
Служанка в зал вошла,
И сообщила: -
Ушла княгиня.

Прошли века, но с той поры
Свирели звуки не слышны,
Лишь только высоко в горах,
И отражаясь в небесах
Хрустальным звоном осыпаясь,
Один раз в год два лебедя являлись,
Кружили над родной землей,
Чудо люби  неся с собой
И в этот миг волшебный звон,
Звучал со всех сторон.