Инвалидам нужна поддержка, а не жалость

Анастасия Павленко
Лариса Ходжаева: «Инвалидам нужна поддержка, а не жалость»

В одном из прошлых номеров мы уже рассказывали о ташкентском научно-исследовательском художественном центре для детей-инвалидов «Санвикт», директором которого является известный скульптор Гульсара Раджапова. И сегодня, в преддверии Международного дня инвалидов, который будет отмечаться 3 декабря, мы вновь говорим об этом центре, где с момента публикации нашего материала были реализованы несколько интересных проектов, дающих возможность детям-инвалидам иметь полноценную жизнь. На этот раз с нами беседует проектный менеджер центра «Санвикт» Лариса Махмудовна Ходжаева.

- Какие именно проекты претворились в жизнь?

- Этим летом в «Санвикте», где созданы все условия для того, чтобы ребята смогли развить свой творческий потенциал, успешно работал проект художественного интеграционного лагеря для детей-инвалидов, сирот и детей из малообеспеченных семей. Идею проведения такого лагеря поддержал Детский фонд ООН ЮНИСЕФ. Следующий проект World vision international, поддержанный Всемирным банком, осуществил мечту (обучиться рисованию и лепке) детей с ограниченными возможностями из Муровата №1 города Ташкента. Проводились мастер-классы с известными художниками Узбекистана. И, наконец, были реализованы проекты в рамках Программы Международной организации труда (МОТ) по искоренению детского труда (ИПЕК), в частности, практики вовлечения детей-инвалидов в наихудшие формы детского труда.

- Что подразумевается под наихудшими формами детского труда?

- Это привлечение детей возрастом до 18 лет к такому труду, в результате которого наносится ощутимый вред их здоровью, образованию и развитию. Трудовой кодекс РУз четко разграничивает время, объем и условия работы для несовершеннолетних граждан, однако часто работодатели не следуют этим нормативам. Одним словом, детей, из-за отсутствия у них каких-либо определенных навыков и специальностей, используют на самых тяжелых и малооплачиваемых работах. К примеру, в городе это мойщики машин, официанты, продавцы, уборщики, носильщики. А в селах - дети, становясь мардикорами на время посева, прополки и сбора урожая хлопка, выполняют вредную работу в течение ненормированного рабочего дня и без выходных, что является нарушением трудового законодательства.
 
- Получилось ли достичь поставленных целей при реализации проектов??

- Могу сказать, что да. Главная наша цель было предоставление детям-инвалидам, которых часто вообще игнорируют на рынке труда, возможности иметь достойную работу. К примеру, в первом мини-проекте мы обучали девочек-подростков моделированию одежды. Причем среди участниц были как воспитанницы интерната для глухонемых детей, так и подростки, проживающие в близлежащей махалле, то есть совершенно здоровые дети. В процессе тренингов стерлись все грани, разделяющие здоровых детей и детей с ограниченными физическими возможностями. Девочки сдружились между собой и чувствовали себя очень комфортно. Таким образом, благодаря подобным проектам детям прививаются не только профессиональные навыки - производится своеобразная интеграция детей-инвалидов в общество. Второй проект был нацелен на то, чтобы подготовить детей с отсутствием гормона развития и больных сахарным диабетом для поступления в художественные средне-специальные учебные учреждения. Результат - из тринадцати человек в колледжи поступили восемь ребят.

- Только ли дети из Ташкента могут принять участие в проводимых в «Санвикте» проектах?

- Нет. В наших проектах участвовали ребята из Ташкентской области, Термеза и Карши. Мы были бы очень рады, если б к нам поступали заявки из других регионов республики, но дело в том, что не всегда родители детей-инвалидов имеют возможность ездить в столицу. Как ни прискорбно, проблемы, связанные с инвалидностью - прерогатива бедных семей. К тому же и у нас пока отсутствуют средства, чтобы самим ездить по областям. Ведь наши проекты живут за счет спонсоров.

- Что делать родителям, у которых в семье растет ребенок-инвалид?

- Очень трудно что-либо сделать в одиночку, замкнувшись на собственной беде. И для того, чтобы тебе помогли, нужно хотя бы небольшое объединение, как это давно принято за рубежом. Там родители, имеющие больных детей, стремятся найти через службы социальной поддержки и различные фонды семьи, где существуют подобные проблемы. Так, к примеру, в США в штате Миннесота был создан Детский центр детей-инвалидов «PACER», где большая часть сотрудников имеет детей с физическими или ментальными отклонениями. Мамы и папы делятся между собой опытом в воспитании и развитии детей. Центр насчитывает порядка 30 программ, куда входят работа в кружках, семинары, юридические консультации и даже свой кукольный театр, в котором куклы-инвалиды «помогают» детям справиться с их проблемами.
Кстати, с ноября и у нас в центре «Санвикт» начал работать проект для детей-инвалидов и их родителей. И если детей здесь обучают дизайну, ковроткачеству, лепке, рукоделию и прочим профессиональным навыкам, то с родителями будет проводиться разъяснительная беседа, на которой они узнают о своих правах и возможностях, а также о льготах и правах своих детей. Ведь многие родители, имеющие детей-инвалидов, держат их дома взаперти, а коли в семье растут и здоровые отпрыски, то на больных мало обращают внимания, порой не оказывая им элементарной медицинской помощи. А мы хотим показать на наглядных примерах, что среди инвалидов детства есть успешные люди, которым в свое время была оказана помощь и поддержка.

- На Западе немало примеров, когда родители берут на усыновление детей-инвалидов. Знаете ли Вы о подобных случаях у нас?

- Увы, нет. Когда мы смотрим по телевидению о том, что та или иная супружеская пара из Европы или Америки берет на воспитание детей с ограниченными возможностями, то забываем, что в развитых странах родители, имеющие ребенка-инвалида, получают за это неплохую зарплату, как социальные работники. Конечно, мы не можем  говорить о том, что при усыновлении детей - инвалидов иностранцами движет корысть, но финансовая поддержка со стороны государства играет не последнюю роль. Возможно, в будущем у нас и появятся люди, готовые взять на воспитание малыша-инвалида, но пока некоторым родителям и здорового ребенка бывает очень трудно поднять на ноги. Я знала одного мальчика, который из-за неурядиц в семье вынужден был ночевать на улице. Какое-то время он жил у меня, потом я связалась с его матерью, и та забрала сына. А между прочим, на том же Западе есть специальные центры, куда могут прийти дети, испытывающие дискомфорт в собственной семье. Эти центры, расположенные в очень престижных районах, выглядят как обычные, но хорошо обустроенные дома. Там работают бездетные супруги, которые становятся на время новыми родителями для добровольно пришедших к ним детей. Им предоставляется отдельная комната, оказывается психологическая помощь до тех пор, пока ребенок не захочет вернуться в свою семью. У нас об этом можно пока только мечтать.

- Вы занимаетесь проблемами инвалидов добровольно. Беготня с документами, поиски спонсоров, разработка и реализация проектов отнимает массу сил и времени. Что движет вами? Почему вы это делаете?

- Скажу сразу, что меня можно назвать успешным человеком, который доволен тем, что имеет. Являясь руководителем «Авлода», дочернего предприятия фонда «Соглом авлод учун», я уже много лет занимаюсь общественной деятельностью. У меня двое здоровых взрослых детей, есть внук. Дочь и сын благополучно закончили вузы, работают в престижных компаниях. Вот за все это благополучие я благодарна своей судьбе. Но человек не должен оставаться простым потребителем, нужно что-то и отдавать взамен. И моя деятельность, думаю, малая толика того, что я могу отдать за все хорошее в моей жизни. Я стараюсь помогать тем, кто нуждается в поддержке. Конечно, поначалу было очень тяжело встречаться с детьми-инвалидами. Я плакала, видя их недуги. Однако потом осознала, что многие из них не требуют от здоровых людей жалости к себе. Понимания - да. Поддержки, возможно, но не жалости! Наоборот, они не любят, когда им сочувствуют. Инвалиды такие же люди, как мы с вами. В юности у меня был случай, когда я, желая помочь слепому мужчине в торговом центре, в ответ нарвалась на грубость. Продавщица же посоветовала мне оставить инвалида в покое, сказав, что он сам найдет тот ряд, который ему нужен. Сегодня, по своему опыту, я вполне понимаю реакцию того мужчины. Ну, представьте себе, что к вам на улице подойдет незнакомый человек и начнет предлагать свою помощь, предположим, в выборе краски для ваших волос или в покупке новой кофточки, и при этом будет очень вас жалеть, что вы блондинка, не брюнетка. Правда, выглядит нелепо и смешно? Точно так же и с инвалидами. Если им что-то очень понадобится, они сами попросят об этом. Кстати, именно наши проекты и учат здоровых детей милосердию, уважению и, главное, правильному общению с инвалидами, то есть на равных. А иногда, я считаю, нам, здоровым людям, стоит поучиться у этих людей самодостаточности, упорству, стойкости, жизнерадостности и оптимизму.

2008 г.