Насиба Мадрахимова мир сквозь призму танца

Анастасия Павленко
«Танец - это такой же священный экстаз тела, как молитва - экстаз души».
Максимилиан Волошин

Вся жизнь заслуженной артистки Узбекистана, одной из чаровниц знаменитого танцевального ансамбля «Бахор» Насибы Мадрахимовой стремительна, как и ее танцы. И если раньше она их только великолепно исполняла, то теперь талантливая ученица Мукаррам Тургунбаевой сама ставит танцы творческим коллективам. Балетмейстер Н. Мадрахимова участвует в постановке многих праздничных мероприятий республики.

Каждый народ имеет свои, присущие только ему танцы. В их пластических узорах воплощается вся щедрость, все богатство народной фантазии, прелесть и самобытность искусства. Своеобразие узбекского танца в том, что если в Европе ведущее место отводится движениям ног, то здесь основополагающими являются движения рук. Как говорит Насиба Мадрахимова, алфавит национального танца состоит из семи букв, то есть из семи положений рук. Регион, откуда родом наша героиня, а это Ферганская долина, как раз-таки и славился в танцах своими округлыми движениями рук, рисующими в воздухе сложные узоры.

Насиба Мадрахимова с самого детства знала, кем ей суждено быть в будущем. И это предчувствие закрепилось в сознании девочки тогда, когда ее мама - заслуженная артистка страны Эргашхон Мирмахмудова - брала с собой маленькую Насибу в гости к великой Тамаре-Ханум, гастролировавшей в то время по Ферганской долине. Сама богиня народного танца, заприметив живую и энергичную девчушку, предрекла ей судьбу танцовщицы. Впрочем, именно тетя Тамара, как называли близкие люди Народную артистку СССР, впервые показавшую всему миру  прелесть узбекского танца, уговорила красавицу Эргашхон, приму Ферганского музыкального драматического театра, перебраться в Ташкент.

Сначала певица и ее не менее известный и титулованный супруг, драматический певец Убайдулла Мадрахимов, отказались от этой идеи. Куда им с шестью детьми в чужой город? Но потом все же решились и переехали в столицу. На новом месте было очень трудно, а затем дела стали налаживаться. Дети театральных артистов заканчивали школы и институты уже в Ташкенте. Однако в искусство из всех отпрысков пошли только две девочки, причем обе в народный танец.

Мать радовалась творческим успехам дочек, но глубоко в душе засела обида, что никто не стал певцом, а значит, певческая династия Мадрахимовых прекратит свое существование. Эргашхон так и не узнала о том, что один из ее внуков - Отабек - подхватит эстафету деда и станет известным на всю республику эстрадным исполнителем...

У Насибы были средние успехи в школе: ярко выраженные гуманитарные способности, и абсолютный ноль в науках точных.
- Никогда не любила и не понимала геометрию физику, - вспоминает Н. Мадрахимова. - Учителя еле-еле по ним натягивали мне тройки, замечая, что все равно эти предметы не нужны будущей артистке. Зато литературу и английский язык обожала. Кстати, знание иностранного языка мне очень пригодилось, когда я ездила с гастролями за рубеж.

После седьмого класса наша героиня поступила в балетную школу на отделение народного танца, а потом прошла по конкурсу в знаменитый танцевальный ансамбль «Бахор». Попасть в руки принцессы национального танца Мукаррам Тургунбаевой - это было настоящей удачей для молоденькой девушки, не мыслившей себя вне танца. Начались многочасовые репетиции, на которых оттачивались каждый жест и шаг танцовщиц. Более того строгая Тургунбаева требовала от своих подопечных не только пластику и артистизм. Главным ее принципом было, чтобы девушки на репетициях всегда выглядели подтянутыми и аккуратными. «Не смотрите, что это рядовая репетиция, - говорила она, - работа тоже требует красоты. Какая ты на репетиции, такой выйдешь завтра на сцену». А результатом усиленных тренировок и подготовок становился незабываемый по изяществу и профессионализму танец ансамбля «Бахор».

Насиба Мадрахимова вошла в состав второго поколения танцовщиц «Бахора», к этому времени ансамбль уже был известен во всем бывшем Союзе, где их не просто любили - их ждали с нетерпением.

Всех восхищали задорные и мастерски исполненные артистками узбекские танцы, впитавшие в себя и юношеский задор в «Андижанской польке», и озорство уйгурской пляски. А ставший своеобразным символом всего узбекского искусства танец «Пахта», поставленный Мукаррам Тургунбаевой на основе движений танцев «ферганской школы», сумел цепью движении отразить весь процесс труда - от «посадки семян» до «сбора урожая».

В 1965 году «Бахор» на два с половиной месяца впервые выехал за границу братских республик на гастроли по Северной Африке. Это стало сенсацией. Ведь до них Узбекистан за рубежом никогда не представляли большие творческие коллективы. Объединение «Союзконцерт» отправляло в турне по странам лишь единичных представителей узбекской культуры. Но профессионализм ансамбля под руководством М. Тургунбаевой был настолько высок, что руководство страны решило отправить в зарубежную поездку весь коллектив.

Танцевал узбекский коллектив в Алжире, Египте, Марокко, Тунисе, и везде его принимали с восторгом. Жители тех стран впервые воочию видели «советских мусульман», как они окрестили артистов из «Бахора». Ведь по понятиям иностранцев все, кто жил в то время в Советском Союзе, являлись русскими. А тут совершенно не похожие на русских людей артисты, да еще поклоняющиеся Аллаху.

Однажды в Ливии, где коллектив давал концерт, произошел забавный случай. Выступление ансамбля предполагалось только для мусульманок, так как последним объявили, что в «Бахоре» танцуют одни женщины. Однако ливийкам не сообщили, что в группе есть и мужчины. И вот занавес открывается, а на сцене играют музыканты, естественно, все до одного - мужчины. Зрительницы в зале, до этого спокойно сидящие с открытыми лицами, тут же набросили на себя чадру и низко опустили головы. Организаторам концерта через переводчика долго пришлось упрашивать правоверных мусульманок смотреть на сцену, объясняя им при этом, что там вовсе не мужчины, а обыкновенные... артисты.

На родине после гастролей «Бахор» встречали как победителей - с карнаями и сурнаями. Республиканское телевидение сразу организовало большую отчетную передачу в прямом эфире. И не знала тогда 20-летняя Насиба, что именно здесь она встретит своего будущего супруга Анвара Каримова, который в то время был редактором студии «Ешлик».

У людей искусства, как правило, семейная жизнь не всегда складывается удачно. Брак - это лотерея. Но, к счастью, Н. Мадрахимовой выпал выигрышный билет, который она получила из рук самой М. Тургунбаевой.

На предложение руки и сердца Анвара Каримова в первый раз наша героиня ответила отказом, прекрасно понимая, что, согласись она на брак, придется выбирать между семьей и работой. На золотую середину восточной женщине как-то не приходилось рассчитывать. Это было нереально. Однако в жизни тоже бывают чудеса и редкие исключения.

- Мать, как мы за глаза называли нашу руководительницу, - рассказывает Насиба Убайдуллаевна, - прослышав о моей истории с замужеством, сама пошла на телевидение и навела все справки о личности жениха. Узнала, что он из порядочной семьи, рано потерял отца и поэтому очень самостоятельный. «Главное, парень любит искусство и даст тебе работать», - резюмировала Мукаррам Тургунбаева, дав разрешение на брак. Я никогда не пожалела, что моим супругом стал такой замечательный человек, как Анвар Каримов.

Впрочем и ее супруг никогда не пожалел, что взял в жены артистку, которая напрочь отвергла общественное мнение, что люди искусства ничего не могут делать по хозяйству. Любой, кто хоть раз приходил к ним в гости, отмечал отменные кулинарные способности Насибы Убайдуллаевны.

Но все же Н. Мадрахимовой на какое-то время пришлось оставить танцы - нужно было родить ребенка. Однако, как только дочери исполнилось два месяца, она вновь вернулась к репетициям, а через полгода и к выступлениям. Причем ее стали посылать на концерты в области. Там ее искрометные танцы всегда снимало телевидение. Насибу стали узнавать на улице. А однажды кто-то пустил слух о том, что артистка танцевала на свадьбе и пришедший туда супруг ударил ее ножом. Ложная весть дошла до телевидения, куда стали звонить обеспокоенные телезрители. И, чтобы развеять сплетни, редактор музыкальной передачи срочно организовал очередные съемки популярной артистки. Самое забавное в этой истории было то, что сам Анвар Каримов узнал об этом гораздо позже, уже после выхода передачи в прямом эфире и, конечно, был удивлен такой нелепости, как «танцы на свадьбе». Ведь он прекрасно знал свою супругу и безгранично доверял ей.

- Знаете, это сейчас артисты не видят ничего зазорного в том, чтобы выступить на свадьбе, а тогда это считалось позором, - вспоминает «пострадавшая» Н. Мадрахимова и тут же добавляет, - хотя в этом нет ничего плохого. Ведь чем поминки отличаются от свадьбы? Правильно, музыкой и танцами. Артисты для того и даны, чтобы поднимать людям настроение и дарить веселье. В советское время такое понимание искусства слыло за безнравственное.

Сегодня наша героиня на пенсии, хотя, глядя на Насибу Мадрахимову, никогда не дашь ей ее возраст. Может быть, потому, что она всегда рядом с молодым поколением. Вот уже около 10 лет ученица Мукаррам Тургунбаевой руководит детским творческим коллективом «Юлдуз». Без выступлений этого ансамбля не обходится почти ни одно праздничное мероприятие в республике. Юным артистам стали привычными сцены Дворца искусств Дружбы народов, «Туркистон», ГАБТ им. Алишера Навои...

Энергия плещет у этой женщины через край. Когда она идет по улице, за ней невозможно угнаться. Она все привыкла делать быстро. Ее жизненное кредо можно озвучить так: «Добиваться цели собственным трудом». В свое время Н. Мадрахимовой было трудно справляться и с обширной профессиональной деятельностью, и с воспитанием детей, и с домашними делами. Конечно, немало помогали муж и свекровь, добрейшей души человек, но многие вещи она осиливала сама. К примеру, заслуженная артистка до сих пор убирает, стирает и гладит только ночью. Эта привычка осталась у нее с молодости. А еще с того милого сердцу времени у Насибы Убайдуллаевны осталась страсть к куклам. Где бы ни выступала артистка, а она побывала в шестидесяти странах, отовсюду привозит куклу - маленький сувенир, который, как и танец, привносит в жизнь людей атмосферу праздника и добра.

2008 г.

На снимке: легендарный ансамбль "Бахор"