Слово о староверах

Валерий Стрельцов
               


«Это историческая встреча. Старообрядцы никогда не имели возможности, ни при царской власти, ни в советское время, чтобы предстоятель встретился с главой государства, и не просто встретился, но и обсудил какие-то нужды, проблемы, вопросы взаимодействия с государством», – подчеркнул предстоятель Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), митрополит Московский и всея Руси Корнилий.






Стрельцов Валерий Николаевич

                Слово о староверах
               
              «Есть две России…»
              В.В. Розанов. «Психология русского раскола»
               
              «Лучшее, что мы получаем от истории -               
              это энтузиазм, который она возбуждает»               
               
              Гёте               
               
                Введение

      Как известно, в жизни людей, народов, в истории государств не бывает сослагательных наклонений. Что было бы, как изменилась жизнь человека, если бы он не принял какого-то решения и не совершил какого-то поворотного поступка… Как изменился бы нравственный облик народа и его государственное устройство, если бы на каком-то историческом этапе его руководителями и духовными лидерами не были бы приняты известные установления и государственные реформы?
   
      Например, что было бы с Россией и русским народом, если бы не было надуманной церковной реформы патриарха Никона и Алексея Михайловича 1650-1660 г. г., после которой произошел раскол русской православной церкви?
Трудные вопросы, на которые в большинстве случаев нет ясного ответа… Трудные, но не праздные, т.к. российская история переполнена трагическими страницами, в которых можно было бы попытаться увидеть причинно-следственные связи и из которых можно было бы извлечь какие-то уроки на будущее, хотя сами историки говорят, что история ничему не учит…

     Но все же в нашей истории есть перекрестки, на которых можно бы поставить памятные камни с указателями правильного и ошибочного или трагического пути. Прочитал очерк «Психология русского раскола» религиозного философа В.В. Розанова и теперь без конца перечитываю затронувшие мою душу места. И продолжается это уже больше года. Все возвращаюсь и возвращаюсь к отмеченным страницам и горечь утраты с каждым прочтением становится все сильнее и сильнее: как будто кто-то когда-то более трех с половиной столетий назад обокрал мою душу, повернул мою судьбу… Захотелось в конце концов разобраться с этим чувством.

                Василий Васильевич Розанов

     Узнал, что известный русский философ Василий Васильевич Розанов умер в феврале 1919 года в Сергиев Посаде в нищете, голоде и в полном отчаянии, пытаясь закончить последнюю из своих работ «Апокалипсис наших дней». Был похоронен в скиту Черниговского монастыря, могила его не сохранилась: была срыта большевиками в 1923 году.
 
     Об отчаянии последних месяцев его жизни говорит его письмо М. Горькому - моление о помощи: «Максимушка, спаси меня от последнего отчаяния. Квартира не топлена и дров нету; дочки смотрят на последний кусочек сахару около холодного самовара; жена лежит полупарализованная и смотрит тускло на меня. Испуганные детские глаза, 10, и я глупый… Максимушка, родной, как быть? Это уже многие письма я пишу тебе, но сейчас пошлю, кажется, а то все рвал… Максимушка, я хватаюсь за твои руки. Ты знаешь, что значит хвататься за руки? Я не понимаю, ни как жить, ни как быть, гибну, гибну, гибну …». Чтобы помочь Розанову выжить, Горький обратился за деньгами к Ф. Шаляпину. Шаляпин деньги прислал, однако было уже поздно. «Спасибо за деньги, – писал ему Горький, – но В.В. Розанов умер…»
На Розанова Священным Синодом за его разногласия с православной Церковью и его работы по христианству были подготовлены материалы на его отлучение от Церкви, но в связи с событиями 1917 года дело о его отлучении было прекращено: не до него стало…

    В.В. Розанов переехал из Санкт-Петербурга в Сергиев посад летом 1917 года в скромную квартиру, найденную для него П. Флоренским. Трудно себе представить тот мрак, который опустился на его душу после Октябрьской революции и пришествия большевиков. В одночасье развалилось все, что много лет раскачивали: монархия, государство, армия, весь уклад прошлой жизни…  Почему устои прошлой жизни так быстро рухнули понять было трудно. Все произошедшее с Россией в 1917 году объяснял «злом пришествия Христа» и тупиком цивилизации христианства… Атеистами либеральные интеллигенты почти поголовно становились. В «Апокалипсисе наших дней» клеймил большевиков и вождей революции…

     В этот мрак погрузилось большинство не принявшей революции русской интеллигенции (у И. Бунина в «Окаянных днях» описано это состояние охватившей их паники). Каждый день ждали чуда спасения от рабоче-крестьянской напасти, ждали откуда угодно, от кого угодно, но оно не приходило. И мрак становился все гуще…

     Человек не может жить в хаосе и постоянно пытается упорядочить и обустроить в соответствии со своими потребностями окружающее его пространство. Спектр потребностей человека весьма многообразен, его представляют иногда в виде пирамиды: на нижнем уровне находятся физиологические потребности, без удовлетворения которых существование человека невозможно, на вершине этой пирамиды располагаются потребности духовные. До вершины этой пирамиды поднимаются не все люди, их возникновение зависит от условий жизни человека и его способности думать и чувствовать. На самой вершине пирамиды находится потребность в постижении истины, которая двигала и двигает умами мыслителей: философов, писателей, поэтов и других гениев человечества. Л.Н. Толстой мучительно искал истину до последних дней. Поиску смысла жизни посвящен его философский трактат «О жизни». Р. Штайнер в одной из своих лекций говорит, что одна только эта книга содержит в себе столько же, сколько целые библиотеки на Западе.
Одна из духовных потребностей - потребность в познании своей судьбы и истории своей страны, в постижении смысла своей жизни и жизни своего народа. Мучительно жить не понимая, почему так, а не иначе сложилась твоя судьба, еще более мучительно жить, не понимая смысла исторической судьбы своей страны, переживая и не понимая трагического хаоса происходивших и происходящих на нашей земле событий. Но можно попытаться избавиться от этой муки, заглянув с помощью умудренного проводника за кулисы истории. Тогда в душе может появится тот энтузиазм, о котором писал Гете. Энтузиазм возникает от того, что появляется чувство исторической неизбежности и закономерности произошедшего. Да, именно так в сложившихся исторических условиях и при существовавших умонастроениях и должно было все произойти. Цена, заплаченная народом за выбор этого пути безмерна, но надо попытаться осмыслить свою судьбу и понять, как жить дальше…
Были и сейчас, я думаю есть, историки и философы, обладавшие даром внутреннего глубокого зрения, умевшие видеть сущность вещей, людей и явлений за внешним их существованием и нагромождением фактов их окружающих. Так, В.В. Розанов писал о России: Есть две России: одна – Россия видимостей, громада внешних форм с правильными очертаниями, ласкающими глаз; с событиями, определенно начавшимися, определенно оканчивающимися, Российская Империя, которую описывали известные русские историки.
 
    И есть другая – «Святая Русь», «матушка Русь», которой законов никто не знает, с неясными формами, неопределенными течениями, конец которых не предвидим, начало безвестно: Россия существенностей, живой крови, непочатой веры, где каждый факт держится не искусственным сцеплением с другим, но силой собственного бытия в него вложенного. Вторая есть сокровенная, прикрытая первой Русь. Были историки с особым даром (например, Даниил Андреев), которые видели этот сокровенный план жизни России воочию. Д. Андреев описал метаисторический план России и свой опыт ее духовного познания в «Розе мира» - книге всей своей жизни, по окончании которой в 1957году он практически сразу умер.
Но как я сейчас понимаю Святая Русь, о которой писали многие русские философы - это не мистический и поэтический образ чего-то неясного и ускользающего, а реальная сущность русского мироощущения с характерными чертами и свойствами. Носителями этого мироощущения были все русские люди до реформы Русской православной церкви в 17 веке. После реформы хранителями русского духа стали старообрядцы, которых царевна Софья приказала называть раскольниками.
Сейчас это мироощущение сильно размыто и ослаблено 300-летней жестокой борьбой государства и Русской Православной Церкви со своими подданными и верующими. Ощутимо процесс искоренения русского духа обозначил себя, когда РПЦ стала придатком Российской империи и возглавлявших ее монархов, требовавших всех духовных и физических сил от своих подданных. Случилось это при царе Алексее Михайловиче и продолжалось долго вплоть до Октябрьской революции. Потом большевики и без Церкви научились обходиться, но как показывают последние события русский дух не до конца искоренен, во всяком случае я в себе его чувствую, и есть еще надежда…   
 
      В 1971 году состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором были отменены проклятия на старый обряд, а также все порицательные выражения против дореформенных книг и обрядов, и, в особенности, против двоеперстия, которым на протяжении семи веков до раскола крестились наши благочестивые предки. Постановления разбойничьих соборов 1656 и 1666-1667 годов, на которых были прокляты старые церковные предания, были не только формально отменены, но и признаны «яко не бывшие»…  В 2000 году Русская православная церковь за рубежом на Архиерейском соборе принесла покаяние старообрядцам. Длинный и мучительный путь лжи, слепоты и заблуждений: с середины 17 века со времен царя Алексея Михайловича до наших дней.
Много было ходатаев и заступников за раскольников во все времена их гонений, даже царствующие особы среди них были, но упорствовали и не слушали их церковные иерархи …  Один из них, может быть мудрейший, понимавший причины и следствия, -  А. И. Солженицын. Не могу не привести здесь полностью его послание Третьему Собору РПЦЗ в 1974 году.
«Я осмелюсь остановить внимание собравшихся еще на другом — дальнем, трехсотлетнем грехе нашей Русской Церкви, я осмеливаюсь   полнозвучно повторить это слово - грехе, еще чтоб избегнуть употребить более тяжкое, - грехе, в котором Церковь наша - и весь православный народ! — никогда не раскаялись, а, значит, грехе, тяготевшем над нами в 17-м году, тяготеющем поныне и, по пониманию нашей веры, могущим быть причиною кары Божьей над нами, неизбытой причиною постигших нас бед.
Я имею в виду, конечно, русскую инквизицию: потеснение и разгром устоявшегося древнего благочестия, угнетение и расправу над 12-ю миллионами наших братьев, единоверцев и соотечественников, жестокие пытки для них, вырывание языков,
клещи, дыбы, огонь и смерть, лишение храмов, изгнание за тысячи верст и далеко на чужбину - их, никогда не взбунтовавшихся, никогда не поднявших в ответ оружия, стойких, верных древлеправославных христиан, их, кого я не только не назову раскольниками, но даже и старообрядцами остерегусь, ибо и мы, остальные, тотчас выставимся тогда всего лишь новообрядцами. За одно то, что они не имели душевной поворотливости принять поспешные рекомендации сомнительных заезжих греческих патриархов, за одно то, что они сохранили двуперстие, которым крестилась вся наша Церковь семь столетий, - мы обрекли их на гонения, вполне равные тем, какие отдали нам возместно атеисты в ленинско-сталинские времена, - и никогда не дрогнули наши сердца раскаянием!
 
     И сегодня в Сергиевом Посаде при стечении верующих идет вечная неумолчная служба над мощами преподобного Сергия Радонежского, - но богослужебные книги, по которым молился святой, мы сожгли на смоляных кострах как дьявольские. И это непоправимое гонение - самоуничтожение русского корня, русского духа, русской целости - продолжалось 250 лет (не 60, как сейчас) - и могло ли оно не отдаться ответным ударом всей России и всем нам? За эти столетия иные императоры склонны были прекратить гонения верных подданных - но высшие иерархи православной Церкви нашептывали и настаивали: гонения продолжать!
 250 лет было отпущено нам для раскаяния, а мы только и нашли в своем сердце: простить гонимых, простить им, как мы уничтожали их. Но и это был год, напомню, 1905-й — его цифры без объяснения сами горят, как валтасарова надпись на стене… Нашу самую древнюю ветвь я наблюдал в богослужениях и беседах менее года назад   в московских храмах, — и я свидетельствую вам о ее поразительной стойкости в вере (и против государственного угнетения - много стойче нас!) и о таком сохранении русского облика, речи и духа, какого уже и сыскать нельзя нигде больше на территории Советского Союза. И то, что видели мои глаза и слышали уши, никогда не даст мне признать всемолимое объединение Русской Церкви законченным, пока мы не объединимся во взаимном прощении и с нашей самой исконной ветвью» (Солженицын А. И. Третьему Собору Зарубежной Русской Церкви // Публицистика. Т. 1. Ярославль, 1995. С. 199).

                Причины раскола

    Очерк В.В. Розанова о психологии раскола важен и интересен тем, что основывается на большом количестве фактических отчетных материалов, добросовестно собранных чиновниками Министерства Внутренних Дел России и изданных в 1861-1963 годах в Лондоне В.И. Кельсиевым ("Сборник правительственных сведений о раскольниках" и "Собрание постановлений по части раскола"). Кельсиев был революционер, в Лондоне сотрудничал с Герценом и Огаревым и пытался опереться на раскольничьи общины в организации борьбы с самодержавием и царским правительством. Надежды его не оправдались и в раскольниках он разочаровался. Розанов пишет, что, если бы эти сведения были опубликованы для всеобщего обозрения, «они бы составили великую честь для Министерства Внутренних Дел», настолько тщательно, объективно и всесторонне было проведено это исследование. Я об этом пишу для того, чтобы показать, что очерк Розанова носит в основном не философский, а фактографический характер.
 
     Выводы из этих материалов, прочтя их, может сделать каждый сам.  Но общины староверов сохранились до сих пор, и они своими моральными устоями, своей верой, укладом своей жизни провели над собой многовековой социальный эксперимент и показывают нам ныне живущим верующим и неверующим какой нацией русский народ мог и, я надеюсь, еще может стать при выборе правильных духовных и нравственных ориентиров.
      Для старообрядцев Церковь и христианство были сущностью и смыслом их жизни. В допетровской Руси - Святой Руси для православных христиан того времени, ставших после церковной реформы раскольниками – староверами, было характерно духовное целомудрие. Церковь и церковность исчерпывали все содержание их жизни, весь быт и мировоззрение. Православие того времени было средоточием, органической тканью жизни русских людей, нравственным законом и правилом их жизни во всех ее проявлениях.

     Раскол – это одна из самых трагических страниц русской истории, истории духовной эволюции нашего народа.   В.В. Розанов в своем очерке пишет о старообрядцах «раскольники - это последние верующие на земле, это самые непоколебимые, самые полные из верующих».
Реформа Никона, продиктованная политическими амбициями царя Алексея Михайловича, знаменует собой рубеж, с которого началось разрушение целостности церковного сознания, оскудение духовности и нравственности в русском обществе. Это разрушение сопровождалось появлением западничества в России. Реформа стала этапом, с которого началась борьба государства – Российской империи за души и силы православных людей. Закончилась эта реформа и эта борьба через 250 лет победой Великой Октябрьской революцией и приходом большевиков к власти в России…
Дело в том, что Алексей Михайлович пеpвым из pусских цаpей всеpьез задумал воссесть на дpевний византийский пpестол, встать во главе всего пpавославного миpа. Алексей Михайлович считал себя пpеемником дpевних гpеческих импеpатоpов не только в делах веpы и благочестия, но и законным наследником их цаpства, веpил, что ему или его пpеемникам суждено в будущем владеть самим Константинополем и всеми пpавославными наpодами, томящимися под туpецким игом... Цаpю не чужда была мысль сделаться освободителем пpавославных наpодностей из-под туpецкого ига и овладеть, как своим наследием, Константинополем, и цеpковное единение он считал пеpвою и необходимою ступенью будущего политического единения. Поэтому он так хотел унифицировать православное богослужение по греческим образцам. Никон был исполнитель его воли.

     Исправление церковных книг патриархом Никоном с помощью приглашенных греческих монахов и изменение некоторых формальных правил богослужения было внешним поводом раскола. Б.П. Кутузов, проводивший сопоставление старых и новых книг, в своей работе «Церковная реформа 17 века как идеологическая диверсия» пишет:  «Шиpоко pаспpостpанено мнение, что pефоpма была вызвана необходимостью испpавления многочисленных ошибок и описок, вкpавшихся в богослужебные тексты с течением вpемени. Однако непpедвзятое сpавнение текстов пpедpефоpменных богослужебных книг (иосифовской печати) и послеpефоpменных не оставляет сомнений в пpевосходстве именно стаpых книг: oпeчаток в них, пожалуй, меньше, чем в совpеменных нам изданиях. Более того, это сpавнение позволяет сделать как pаз пpотивоположные выводы. Послеpефоpменные тексты значительно уступают в качестве стаpопечатным. В pезультате так называемой пpавки появилось огpомное количество погpешностей pазного pода — гpамматических, лексических, истоpических, даже догматических. Так что, если ставилась цель — испpавить ошибки в книгах стаpой печати, — вpяд ли ее можно считать достигнутой». Кутузов также указывает, что приведение правил Русской церкви к греческим образцам было одной из целей иезуитов, видевших в этом один из этапов введения унии в России.

                Византийская прелесть и иезуиты

     Святитель Игнатий писал: «Началом прелести является ложная мысль» ... Википедия: духо;вная пре;лесть (от ст.-слав. лесть — ложь, обман) — в соответствии с православным вероучением, духовная болезнь человека, сопровождающаяся высшей и очень тонкой формой лести самому себе, самообманом, мечтательностью, гордыней, мнением о своём достоинстве и совершенстве. По учению святителя Игнатия (Брянчанинова), все люди находятся в прелести, а знание этого, по его словам, «есть величайшее предохранение от прелести». Он также заключает: «Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести».
Прелесть – это состояние духовного заблуждения, ложное духовное состояние. Она состоит в усвоении человеком лжи, принятой им за истину. Падшие духи, постоянно старающиеся погубить человеческий род, льстят (лгут) подвижнику, и если он принимает их ложь, их лесть за правду, то попадает в духовное рабство к ним.
В предистории «византийской прелести» русских царей лежат следующие исторические события. В 1204 году крестоносцы захватили Константинополь. Более полувека на большей части Византии просуществовала Латинская империя. Время это было настолько смутное, что и описать его трудно в хронологии разделов, войн, восстаний, свержений и убийств правителей растерзанной католиками древней православной Византии. Православные храмы разрушались и закрывались. Всюду начала насаждаться уния. Греческая церковь была сильно окатоличена. Православная церковь близилась к закату. В 1439 году из страха перед турками и надеясь, что католики спасут их, принимают вторую (Флорентийскую) унию, признававшую верховенство папы над всеми христианами. Но турки в 1453 году полностью захватывают Византию - второй Рим пал. Центр православной жизни переместился в Россию. Святая Русь  становится третьим Римом, который будет уничтожен в свою очередь большевиками в 1917 году.
Передовым отрядом, способствовавшим распространению католичества во всем мире (сегодня католиков в мире около 1,2 млрд. человек), всегда были иезуиты. Б.П. Кутузов (регент Спасского собора Андронникова монастыря)  в своей книге «Церковная реформа 17 века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа» пишет, что в 16 веке иезуиты наполняют весь восток. Способы, которыми иезуиты всегда и везде достигали своих целей известны – это воспитание и образование молодого поколения, благотворительность, проповедь и интриги. Школы, приюты, больницы, странноприимные дома строили… Все эти способы были применены к православному Востоку. Очень они были дальновидны в своих делах и целях. 100-200-300 лет были не срок для их замыслов. И всего то их на сегодня 18 тысяч человек во всем мире, причем 12 тысяч из них проживают на территории США – там у них гнездилище…
Много примеров есть, подтверждающих дальновидность иезуитов, есть чему у них поучиться… Одно малоизвестное историческое событие – учреждение иезуитами в 1610 году в Парагвае своего государства, просуществовавшего более 150 лет, чего стоит.    Знакомясь подробно с этим историческим фактом, по мнению Г.А. Бондарева, получаешь впечатление, что именно там впервые прошел, говоря современным языком, стадию экспериментальной «лабораторной» отработки тип того общественного устройства, которое было навязано России после большевистского переворота в 1917 году. Но это отдельная история, но из которой возникает естественный вопрос о тайных движущих силах истории и о борьбе, которая ведется за кулисами внешнего исторического процесса. И сегодня во многих точках земного шара просматривается их действие, в том числе и на Украине. Сегодняшний папа Франциск – первый иезуит на папском престоле.
Еще в 1577 году папа Григорий 13 открыл в Риме специально для греков коллегиум им. Св. Игнатия, полный даровой интернат для того, чтобы греки ездили за образованием в Италию, и греки нахлынули туда, поскольку своих школ у них практически не было. Для поступления в школу отказываться от православия не требовалось, но само воспитание и обучение проходило в католическом духе. Выпускники коллегиума становились униатами или прямо переходили в католичество, становились пропагандистами папской власти. Свои богослужебные книги после Флорентийской Унии греки печатали в иезуитских типографиях, в связи с чем они все более латинизировались. Именно по таким книгам производилась правка сначала на Украине, а через пол века спустя и в России. Вот почему наши дореформенные книги так стали отличаться от греческих (униатской печати), пронизанных чуждым русскому латинским духом.

Историк и богослов, протоирей  Г.В. Флоровский писал в своей книге «Пути русского богословия»: Реформа Никона нанесла сильнейший удар по русскому православию, но полного уничтожения культуры Святой Руси не произошло и многие сейчас начинают понимать, каким сокровищем мы обладаем. Теперь надо попытаться понять, что у нас осталось в итоге от всех наших сокровищ. Чтобы оценить результаты церковных погромов 17 века и 17 года, нужно знать правду, какой бы горькой она не была. Может показаться, что восстановить утраченное невозможно. Но здесь есть очень сильный аргумент: «Человеку невозможно, но Богу все возможно», лишь бы мы сами к этому стремились. Покаяние в грехах основа всей христианской жизни и морали! К этому и А.И. Солженицын нас всех призывал!

Репрессии, которым были подвергнуты раскольники, неописуемы в своей жестокости. Печально известно законодательство царевны Софьи. В 1684 году были изданы знаменитые 12 статей. Интересна многоплановость истории и позиций историков: некоторые из них перечисляют ее деяния в период семилетнего правления и называют царевну Софью - регентшу несовершеннолетних царей Ивана и Петра - «премудрой»…

                12 статей царевны Софьи

По настоянию Московского патриарха Иоакима царевна Софья издала в 1685 г. против людей древнего благочестия 12 грозных статей, справедливо получивших в истории название "драконовских". В них последователи древнерусской Церкви, то есть старообрядцы, обзываются "раскольщиками", "ворами", противниками церкви и караются самыми страшными казнями. Кто распространяет старую веру, тех приказано пытать и сжечь в срубе, а пепел развеять; кто тайно будет содержать древнюю веру, тех нещадно бить кнутом и ссылать в отдаленные места. Приказано бить кнутом и батогами даже тех из верующих людей, которые окажут хотя бы какую-нибудь милость гонимым христианам: дадут им или поесть, или хоть только воды испить. Установлено: бить кнутом и ссылать и тех людей, у которых преследуемые христиане лишь приютились. Всякое имущество староверов: дворы, поместья, вотчины, лавки и всякие промыслы и заводы - приказано отбирать и отписывать на "великих государей". От этих жутких гонений, разорений и смерти могло спасти древлеправославных христиан лишь полное отречение от старой веры и рабская покорность всем безрассудным приказаниям властей. От всех русских людей требовалось под угрозой сожжения в срубе веровать не так, как древняя Церковь установила, а как приказывает новое начальство. В узаконениях Софьи была одна такая статья, от которой не спасало даже отречение от своей веры и рабская покорность всем приказаниям властей. Эта статья гласила: кто их, староверов (сказано: "раскольщиков"), перекрещивал, крещеных в новой церкви (правительственной, господствующей), того (если он и раскается в этом, принесет покорность новой церкви, будет иметь духовного отца и искренне пожелает причаститься), поисповедав и причастив, все-таки "казнить смертью без всякого милосердия". Так государство боролось за единомыслие своих подданных.    
Эти действительно драконовски-немилосердные статьи и их садистское исполнение навели ужас на всю русскую страну. Правительство беспощадно преследовало людей старой веры: повсюду пылали срубы и костры, сжигались сотнями и тысячами невинные жертвы - измученные христиане, вырезали людям старой веры языки за проповедь и просто за исповедание этой веры, рубили им головы, ломали ребра клещами, закапывали живыми в землю по шею, колесовали, четвертовали, выматывали жилы... Тюрьмы, ссыльные монастыри, подземелья и другие каторжные места были переполнены несчастными страдальцами за святую веру древлеправославную. Духовенство и гражданское правительство с дьявольской жестокостью истребляло своих же родных братьев - русских людей - за их верность заветам и преданиям святой Руси и Христовой Церкви. Никому не было пощады: убивали не только мужчин, но и женщин, и даже детей.       
Великие и многотерпеливые страдальцы - русские православные христиане - явили миру необычайную силу духа в это ужасное время гонений. Многие из них отступили от истинной веры, разумеется, неискренне, не выдержав жестоких пыток и бесчеловечных мучений. Зато многие пошли на смерть смело, безбоязненно и даже радостно. Бывали случаи, что даже дети шли в пламя огненное бестрепетно и спокойно. Привели однажды к осмоленному срубу на казнь 14 человек мужчин и женщин. Среди них была и девятилетняя девочка, сидевшая в тюрьме вместе со старшими. Всем стало жаль ее, и архиерейские приставы, распоряжавшиеся казнью, велели задержать ребенка. Сруб уже пылал. Девочка рвалась к своим, не обращая внимания ни на ласки, ни на уговоры окружающих. "Мы возьмем тебя вместо дочери", - утешали ее зрители. Но она все же рвалась к своим, горевшим в срубе. Тогда, желая напугать, державшие и уговаривавшие пустили ее, сказав: "А, ты не слушаешься, ну так ступай в огонь, только смотри, глаза не закрывай". Девочка, перекрестившись три раза, бросилась в огонь и сгорела.

                Протопоп Аваакум

    Новые ссылки и казни последовали тотчас же после собора 1667 года. Знаменитые защитники древнерусского благочестия протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Благовещенского собора в Москве Феодор, инок Епифаний были сосланы на далекий север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске (Архангельской губернии). Эти исповедники были подвергнуты, за исключением Аввакума, еще особой казни: им вырезали языки и отсекли правые руки, чтобы они не могли ни говорить, ни писать в обличение своих гонителей и их неправой веры. Когда же их языки чудесным образом исцелели и заговорили, их вырезали вторично.       
Более четырнадцати лет эти исповедники пробыли безвыходно в мучительном заточении - в сырой яме, но никто из них не поколебался в правоте своей веры. Отсюда они рассылали грамоты, послания, увещания к своей единоверной братии, а таковой была вся тогдашняя сермяжная Русь, - хранить целой и неизменной древнеотеческую православную веру, стоять в ней до смерти. Благочестивый народ чтил этих заточенников, как непреоборимых воинов Христовых, как дивных страстотерпцев и мучеников за святую веру. Пустозерск стал местом священным.        
По настоянию нового Московского патриарха Иоакима, пустозерские страдальцы были преданы сожжению в срубе. Казнь последовала в пятницу - в день страстей Христовых, 14 апреля 1682 г. Всех их вывели на площадь, где был приготовлен сруб. Играло ясное весеннее солнце, точно приветствуя этих выходцев из могилы (из ямы, в которой они так долго томились). Более четырнадцати лет не видели они света Божия, ни неба, ни других красот природы. Бодро и радостно вошли они в сруб. Толпа людей, сняв шапки, молчаливо окружила место казни. Подожгли дрова, и сруб запылал. Протопоп Аввакум успел еще обратиться к народу с прощальным словом. Подняв высоко сложенную в двоеперстие руку, он завещал: "Вот будете этим крестом молиться, вовеки не погибнете". Когда мученики сгорели, народ бросился собирать на память святые кости их, чтобы разнести их потом по всей русской стране.       
       
   Более семи лет, начиная с 1668 гола, когда на Соловки царем была прислана первая сотня стрельцов, защищали святыни и православие иноки Соловецкого монастыря. Сопротивление началось с присылки в монастырь в 1657 году никоновских новопечатных книг для богослужения. Посмотрели их монастырские старцы, сравнили со старыми и воспротивились. Между-тем царь не переставал посылать в Соловки для увещания многих духовных лиц просьбами, ласками, обещаниями. Тоже делал и митрополит новгородский. Медленно тогда шло время. После десяти лет увещеваний царь Алексей наконец решился действовать силою.
 Летом осаждавшие крепость стрельцы, в основном с русского Севера, приплывали к острову и запирали монастырь, зимой уходили с острова, иногда их даже распускали по домам. Не хотели они воевать с монахами. Царь несколько раз менял воевод, возглавлявших это войско, на все более и более жестоких военачальников. Взят был монастырь в 1676 году благодаря предательству одного из монастырских чернецов (имя которого теперь запечатлено в истории). После взятия монастыря около 400 защитников крепости было казнено самыми изуверскими способами: их жгли, четвертовали, вешали на крюках за ребра, в ледяной воде морозили. Через неделю после взятия монастыря от скоропостижной смерти умер царь Алексей Михайлович. Об этой будущей смерти кричали со стен монастыря стрельцам оборонявшиеся иноки. За что была послана ему эта болезнь и сам царь предчувствовал: до конца 1674 года монахи, остающиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. Но 7-го января 1675 года, на сходке участников восстания было принято решение не молиться за царя-"ирода". Сын царя Алексея Федор продолжил дело отца по переделке Святой Руси на западный манер, но умер в 21 год после того как отдал приказ сжечь на костре протоирея Аваакума и его сподвижников. Перед своей гибелью Аваакум предсказал близкую смерть царю Федору…
Соловки - особенное место на Севере России, один из символов трагической российской истории. Соловецкий монастырь в течение многих лет использовался как место изоляции непокорных воле государя православных иерархов, еретиков и сектантов. Попадали сюда и политически неблагонадёжные. С 1718 года Государственная тюрьма на Соловках существовала без малого 200 лет, она была закрыта в 1903 году. Много в этом монастыре и святых отцов проживало и много в этом месте русского народа пострадало и за истинную веру, и за свои убеждения, а потом в сталинские времена и за грехи своих предков в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН).

                Боярыня Морозова

    Незадолго до казни соловецких страдальцев замучены были в Боровске (Калужской губернии), в земляной тюрьме две родные сестры из славного боярского рода Соковниных - боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова и княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова. Они были очень богаты, особенно богата была боярыня Морозова, молодая вдова. С детства обе были окружены почетом, славой, близко стояли к царскому двору и часто там бывали. Но ради истинной веры и во имя Христа они презрели и богатство, и почет, и славу мира сего. Твердо убежденные в правоте старой, дониконовской веры, они безбоязненно и дерзновенно выступили исповедницами этой святой веры. Пошли увещания - оставить благочестивую веру; стали угрожать в случае неповиновения лишением всего имущества, арестом, заключением в темницу, казнями. Родовитые сестры не устрашились этих угроз и не соглашались принять новшества. Они были арестованы и подвергнуты страшным пыткам: их вздергивали на дыбы (с вывернутыми назад руками подвешивали к перекладине), кости трещали от этой жестокой пытки. Затем клали им на грудь мерзлую плаху и подносили их потом связанных к огню, устрашая сожжением. Все выдержали дивные исповедницы и от правой веры не отреклись. По указу царя их отправили в г. Боровск и бросили здесь в мрачное и сырое подземелье, в котором обитали всякие насекомые. Сестер-исповедниц томили голодом и холодом. Силы их слабели, жизнь медленно угасала: 11 сентября 1675 г. скончалась княгиня Евдокия Урусова, а через 51 день (под 2 ноября) преставилась и боярыня Феодосия Морозова, успевшая еще до ссылки принять иночество с именем Феодоры. Вместе с ними замучена и третья знатная страдалица, Мария Данилова, жена стрелецкого головы Акинфа Данилова. Для их устрашения была предварительно замучена и четвертая исповедница - инокиня Иустинья: она была сожжена у боровского подземелья на глазах именитых страдалиц, святых великомучениц Феодоры, Евдокии и Марии. Их мужественному терпению и многообразным страданиям удивлялся сам огнепальный Аввакум священномученик. "Херувимы многоочитыя, - восхвалял он их, - серафимы шестокрыльни, воеводы огнепальныя, воинство небесных сил, тричисленная единица Трисоставного Божества, рабы вернии: Феодора в Евдокеи, Евдокея в Феодоре и Мария в Феодоре и Евдокеи. О, светила великия!".

При Петре I в 1716 году были отменены «Двенадцать статей» царевны Софьи и старообрядцам для облегчения их учета была предоставлена возможность полулегального существования при условии платить «за оный раскол всякие платежи вдвое».
Перечень гонений и преступлений перед старообрядцами очень длинный и в царское, и в советское время, и я думаю его долго еще историки будут дописывать. А дописывать и пытаться осознать смысл их упорства и самопожертвования надо…
 Известно, что уже в советское время посылали авиацию бомбить недоступные скиты и деревни староверов. Государство, что монархическое, что советское никак не могло простить и оставить своих непокорных инакомыслящих подданных…

                Последствия раскола
   
    Н.А. Бердяев называет старообрядцев носителями «Русской Идеи», которая, заключается в православной идентичности. Революционная катастрофа в России, по его мнению, является следствием уклонения от традиционного, дораскольного православия.
Вся жизнь Российской империи, начиная с раскола, и вплоть до ее конца в 1917 году – это путь духовной деградации общества, переплетение различных форм   отступничества от христианства.
Это, пожалуй, самые главные выводы, которые можно сделать из изучения российской истории и материалов о расколе.  В «Бесах» Ф. Достоевского правдиво и пророчески показан результат нравственного разложения тогдашнего российского общества. 

Основа старообрядческой веры - исконное древнее православие, и его последователи не могли допустить даже мысли о сотрудничестве с католиками. Старообрядцы откололись потому что государственное православие пошло на контакты с греками, которых упрекали в том, что они заражены папизмом, католичеством. В 1658 году произошло присоединение Украины к России, Европа стала ближе, стало ощущаться большее влияние католицизма, позже последовали известные реформы Петра I – погромщика старорусской культуры (бритье бород, короткие кафтаны и прочие европейские нововведения), староверы чувствовали за всем этим действие темных сил, постоянно стремившихся разрушить Христову веру.
Но православная церковь в России после раскола выбрала путь «веры по Церкви», формальной религиозности, мирской веры. Церковь и духовенство, выбравшие этот путь для темного русского народа, не научили его упорядоченной и трудолюбивой, трезвой жизни и вообще нравственной жизни. Это имело страшно тяжелые для России последствия, о которых мы все теперь знаем.

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона приводится достаточно глубокая характеристика раскольничества: «По мнению Щапова, составившему эпоху в истории раскольничества, раскол с самого появления своего имел характер не просто религиозно-обрядовый, мнимо-старообрядческий, но, главным образом, религиозно-демократический, как оппозиция большей части низшего духовенства против патриарха Никона, против его слишком строгой власти, суда и управления. С 1666 г. раскол перешел из сферы церковной в сферу гражданской народной жизни и здесь, сообразно с тогдашним состоянием народа, принял характер народно-демократической оппозиции против преобразования России в европейское государство, против нового европейского устройства и направления внутренней жизни России».
С этим чувством в душе в эпоху глобализации живем сегодня и мы, в нашем сегодняшнем противостоянии с Западом. Поводом для обострения этого чувства в последнее время стало повторное присоединение Крыма к России и все последовавшие за этим события.  Уже современные российские либералы не без помощи западных наставников снова завели Россию в этот тупик. «Прелесть глобализации», «прелесть демократии», «прелесть свободы», ориентация на западные либеральные демократические ценности полностью овладела российскими экономистами и политиками.

                Прелесть глобализации

    Глобализацию (от лат. globe - земной шар) определяют как процесс увеличения экономической взаимозависимости стран мира вследствие все более тесной интеграции их национальных рынков, услуг и капиталов, активной миграции людей и движения информационных потоков за пределы национальных границ. За понятием глобализации по сути скрывается, как сейчас становится все более очевидным, методология создания на базе ведущих государственных экономик мира Американской империи.
Глобализация очевидным образом проявляет себя в политической области. Глобальный характер приобрело распространение либераль­ных и демократических политических ценностей и инструментов.
Понятие глобализации введено в научный лексикон в середине 1990-х гг. и достаточно быстро получило широкое распространение, Глобализация - понятие достаточно широкое, оно включает в себя не только экономическую, но и неэкономические сферы - культурное и научно-техническое сотрудничество между странами, международный туризм, мировую информационную сеть Internet и др.
Глобализация ведет к уничтожению национальных культур и уничтожению государственного политического суверенитета. Эти последствия глобализации мы россияне сегодня все на себе переживаем…


                Прелесть демократии и свободы

    Современная демократия уже давно по своим основным признакам не соответствует той, какой её видел основоположник и первый теоретик демократии - Аристотель. Сегодня в мире нет ни одной страны, в которой в качестве формы правления может быть осуществлена демократия аристотелевского типа. Главными признаками современной демократии являются законодательно обеспеченные выборные формы пропорционального представительства в коллективном органе власти, а также обязательное наличие прав граждан, несущих в себе механизм защиты интересов меньшинства. Формула понятия демократии закрепляется в Основном Законе страны (Конституции).
Не хочется даже разглагольствовать на тему демократии. По-моему, наиболее емкое и современное определение демократии дал один из участников Интернета, назвавший себя Бенедикт мыслитель: Демократия в любом мире невозможна. Её нигде и никогда не было. Также как и свободы – Бенедикт об этом не говорил – это я уже от себя добавил…. Человек свободен только в выборе своего пути к Богу…
Освобождение от иллюзий укрепляет душу человека.

    Сейчас наступило время прозрения, время пожинать плоды этих «прелестей» и искать новые ориентиры. Но, я уверен, это время для нас живительно и подействует на российский народ очищающе. Невероятный и всеобщий подъем сейчас испытывают россияне.
И дело здесь не в поиске новых «партнеров» и не в географической направленности экономических связей, а в «сбережении народа», как говорил А.И. Солженицын, и в разумном и бережном использовании огромного очевидно проявившегося в связи с последними событиями духовного потенциала российского народа, его сплоченности перед угрозами с Запада, готовности к жертве и того подъема национального духа, который мы все сегодня испытываем. Пепел сгоревших в срубах старообрядцев стучит в нашей груди… 
Только анализом фактов и исторических событий сколь угодно глубоким и объективным объяснить противостояние староверов и никонианцев невозможно, тем более что на той и другой стороне боролись в основной массе темные люди. Вот выдержка из упомянутых ранее опубликованных в Лондоне отчетных материалов: «Не в щепоти (креститься тремя или двумя пальцами) состоит дело учат последователи Ефимия, основателя секты бегунов печать Антихриста, сияющая на слугах антихристовых, не значит щепоть или крыж – но житие, согласное с мыслью Антихриста, но подчинение ему как Христу, но исполнение во имя Христа - законов в духе Антихриста, презрение к вере при всем наружном к ней уважении, порабощение Церкви, измена древним обычаям».
Розанов приводит еще одну выдержку из отчетов, подготовленных полицейскими чиновниками - взгляд на раскол православной народной среды, казалось бы, простых людей, но абсолютно правильно чувствующих и характеризующих разницу между старой верой и верой по Церкви:
«Распространено и утверждено в простом народе повсеместно сильное предубеждение, что раскольничья вера – святая, настоящая христианская, что в одной только этой вере и можно спастись и что вера Православная или по народному названию вера по церкви, есть вера мирская, в которой невозможно спастись среди трудов и сует житейских». И что интересно верующие по церкви сами себя христианами не считали: «Христиане те, что по старой вере; они молятся не по-нашему, а нам некогда».
Царское правительство видело в тихой оппозиции староверов действия, ведущие прямо к распаду государства, уничтожению самодержавия и централизации и пыталось противодействовать этому полицейскими методами, но урядника к каждому инаковерующему приставить было невозможно, хотя предложения подобного рода от чиновников, проводивших обследование раскольнических сект всех направлений и поступали. Опасность чиновники видели не там, где она реально существовала и нарастала. Общины старообрядцев и выходцы из них доказали не только свою нравственную силу, но и производные от нее:  здравомыслие, солидарность и взаимопомощь людей в общинах, хозяйственную хватку и экономическую состоятельность.
Кстати, из отчетов чиновников и методов проведения ими обследования видно, что церковные приходы на местах в то время были полноценными придатками полицейского государства: все священнослужители на местах вели учет причащающихся и исповедающихся прихожан, вели в храмах специальные исповедальные списки и представляли эти сведения по требованию правительственных чиновников.
Только в 1905 году, когда разруха в умах дошла уже до предела, Николаем II был издан указ «Об укреплении начал веротерпимости». В указе содержался пункт о присвоении наименования старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам. После этого Указа начинается силами и средствами самих старообрядцев строительство многочисленных старообрядческих храмов по территории всей Российской империи. Но было уже поздно, процесс духовной деградации российского общества зашел уже слишком далеко…
В середине 19 века старообрядцы несмотря на гонения представляли большую массу народа самого зажиточного, трудолюбивого и трезвого. Точных официальных данных об их численности нет, данные были путанными, но по оценкам самих старообрядцев их численность в России составляла более 9 миллионов. Перед первой мировой войной в России старообрядцев по некоторым данным насчитывалось около 20 миллионов человек. Русские старообрядцы-предприниматели (финансисты, фабриканты и купцы) в это время держали в своих руках 2/3 национального капитала России. Почти все меценаты и коллекционеры конца прошлого-начала нынешнего века были старообрядцами. Братья Рябушинские, Морозовы, Солдатенков, Рохманов - сколько известных и забытых фамилий…
Общины старообрядцев, разбросанные сегодня по всему миру, показывают каким мог бы стать русский народ, если бы не жгли скиты староверов вместе с их обитателями, не было бы последующих гонений на них по всей России, иммиграции старообрядческих общин в другие страны. Внутренний нравственный облик старообрядцев наложил свой отпечаток на их быт, потому что не бытие определяет сознание, как нас учили в институтах, а наоборот. Трудолюбие, трезвость и тихий миролюбивый нрав - вот основные черты русских-старообрядцев, их почти не слышно в тех краях, где они обретаются, но нет лучших работников в местах их жительства.


Л.Н. Толстой, понявший все это и писавший в свое время об этом был отлучен от церкви.  Толстой резко осуждал равнодушие духовенства к нравственному состоянию народа, русские пышные церковные службы, пышные облачения и присущие духовенству значительное властолюбие и корыстолюбие. «К чему все это, когда вы не научили русский народ даже воздерживаться от водки». Духовенство сумело приучить весь русский народ до одного человека к строжайшему соблюдению постов, но оно не малейше не приучило, а следовательно и не старалось приучить русских темных людей к исполнительности и аккуратности в работе, к исполнению семейных и общественных обязанностей, к добросовестности в денежных расчетах, к правдивости со старшими и сильными, к трезвости. Вообще не научило народ деревни и села, упорядоченной и трудолюбивой, трезвой жизни. Розанов возражал в 1911 году Толстому («Л.Н. Толстой и Русская Церковь») говоря, что, если бы русский народ был таков, «в России вообще было бы невозможно никакому человеку жить, сам народ давно бы погиб в пороках, и Россия как государство и нация развалилась бы. Но чем-то она держится.» И он пытался найти чем. 
Но держалась она на глиняных ногах и развалилась в 1917 году невероятно быстро…  Ленин правильно называл Льва Толстого зеркалом русской революции: видел он глубинные духовные причины. Раскол православной Церкви и его последствия – это только одна из основных глубинных нравственных причин революции, другая – это разложение дворянства – тогдашней элиты российского общества долгим существованием крепостного права, безнравственное и глубоко безразличное отношение дворянства к простому народу.
    Интересно, что именно у великих русских писателей И. Бунина («Деревня») и Л. Толстого («Юность») я обнаружил психологические корни и объяснение глубинных причин крестьянских бунтов и восстаний и революционных событий 1917 года.
Бунин в своей повести пишет о невероятных проявлениях ненависти к дворянам со стороны бунтующих крестьян: один потрясший меня эпизод - это история с бодливым хозяйским быком, которого крестьяне поймали  в поле, с живого сняли шкуру и в таком виде истекающий кровью бык прибежал на барскую усадьбу и рухнул на глазах изумленных дворовых; второй эпизод – история с крестьянином, у которого во время бунта, присланные для усмирения солдаты убивают малолетнего сына, после чего крестьяне  вместе с отцом убитого ребенка приходят в имение и отец трупом ребенка, взяв его за ноги, избивает вышедшего к ним помещика…
Отличительной чертой творчества Л.Н. Толстого является проникновение в «огромный, волнующийся и тонкий духовный мир» (В. Розанов) и способность глубокого анализа и самоанализа чувств и внутренних психологических переживаний своих героев.
     Л. Толстой в главе «COMME IL FAUT» («Юность») пишет о чертах благовоспитанного человека дворянского сословия. Которые обязательно должен был в себе выработать молодой человек-дворянин, чтобы его признавали своим в обществе. Сам молодой Толстой делил в то время всех людей на благовоспитанных и неблаговоспитанных. Людей благовоспитанных он уважал и считал достойными иметь с ним равные отношения. Людей неблаговоспитанных он делил на две группы: собственно неблаговоспитанные (к ним относились все люди не дворянского сословия) и простой народ. Первых из этого подразделения, как он пишет «ненавидел их, питая к ним какое-то оскорбленное чувство личности», вторые, т.е. простой народ «для меня не существовали – я их презирал совершенно». Это поразительное и очень важное для понимания внутреннего состояния российского общества откровение молодого дворянина. Несложно понять, что возникало в ответ на такое отношение дворян к народу и что у него при этом откладывалось ежедневно у простых людей в подсознании. Становится понятной и природа российских крестьянских бунтов…
Начавшееся после восстания декабристов разрушение российской государственности, ориентированной на западные демократические ценности либерально мыслящей интеллигенцией, революционеры всех мастей создали почву для успеха переворота, случившегося в 17 году. Опять же гениальный русский писатель, философ и пророк Ф. Достоевский в «Бесах» нарисовал до отвращения ясную картину разложения российского общества того времени и умопомрачения бесноватых российских либералов. Атеизм стал их господствующей религией. После последнего прочтения «Бесов» мне со всей очевидностью стало ясно, что общество, отравленное такой интеллектуальной гнилью, не имело морального права на существование и просто должно было себя разрушить и уничтожить, и что все случившееся процесс абсолютно закономерный. Эта империя и ее элита должны были быть уничтожены! Даже умнейшие представители российской либеральной интеллигенции, такие как неоднократно упоминавшийся здесь философ В.В. Розанов, подтверждают это своими исканиями и своей судьбой. Это был закономерный конец. И гениальный мерзавец В. Ленин это прекрасно понимал. Отсюда и успех Октябрьской революции. Вопрос только в том, кто стоит за такими людьми, финансирует и направляет таких «гениев».
Ненависть, скопившаяся в народе за века рабства, и отсутствие сдерживающих нравственных устоев послужили динамитом, так быстро уничтожившим царскую Россию и дворянское сословие.
Много русской крови тогда было пролито и много активных участников революции этой кровью было тогда помечено… Помеченным возмездие пришло потом, и снова лилась кровь и другие жертвы вставали в очередь и ждали своего часа…
Безнравственное и безразличное отношение к народу дворянства и зараза западного либерализма, поразившая интеллигенцию и средние слои российского общества менее чем за столетие разъели государственные устои экономически процветавшей России. Имя заразы, поразившей Российскую империю в 17 веке и за три столетия закономерно и полностью уничтожившей огромное и экономически процветавшее государство - духовная деградация.  Большевики во главе с Лениным в 17 году только умело использовали эту ситуацию. А за этими большевистскими демонами в свою очередь стояли другие силы, но это уже совсем другая история.

                Старообрядцы в сегодняшней России

    Старообрядческие общины и сегодня, что меня особенно вдохновляет, являются хранителями русского духа и благочестия. Их поселения представляют сегодня своеобразные заповедники русской жизни и требуют к себе чрезвычайно бережного отношения. Привожу здесь, сделанное гидрографами в 2014 году, описание жизни одного из староверческих поселений в Забайкайлье на реке Баргузин (статья «118- летний старообрядец, который выглядит на 60» на сайте «Наша планета», опубликовано econet.ru).
Староверы, в этих местах их называют «семейскими», живут отдельными поселками, у них очень строгие обычаи. Женщины и по сей день ходят в сарафанах до пят, а мужчины носят косоворотки. Это очень спокойные и доброжелательные люди, но ведут они себя так, что лишний раз к ним не сунешься. Просто болтать они не будут, ни разу мы такого не видели. Это очень работящие люди, никогда без дела не сидят. С начала это как-то напрягало, потом мы привыкли.
Мы обратили внимание на то, что все они здоровые и красивые, даже старики. Помогал гидрографам один дед из старообрядцев. Он помогал им делать замеры и о жизни староверов много интересного рассказал. Выяснилось, что все староверы – люди здоровые, к врачам не ходят и лечат себя сами. Это старик не раз им повторял, что все болезни от головы.  Они знают особый массаж живота, и каждый сам себе его делает. А если пошло недомогание, то человек разбирается вместе со своим близкими, какая мысль или какое чувство, дело могли вызвать хворь. То есть он пытается понять, что не так в его жизни. Затем начинает голодать…, а уж только потом пьет травы, настои лечится природными средствами.
Староверы понимают, что все причины болезней у человека в голове. По этой причине они отказываются слушать радио, смотреть телевизор, считая, что такие устройства засоряют голову и делают человека рабом: из-за этих приборов человек перестает думать сам. Они считают самой большой ценностью собственную жизнь.
Весь уклад жизни семейских, пишет автор статьи, заставил меня пересмотреть многие свои взгляды на жизнь. Они ни у кого ничего не просят, а живут хорошо с достатком. У каждого человека лицо светится, выражая достоинство, но не гордыню. Никого эти люди не обижают, не оскорбляют, матом никто не ругается, ни над кем не подшучивает, не злорадствует. Работают все - от мала до велика.
Особое почтение к старикам, молодые не перечат старшим. Особо у них в почете чистота, причем чистота во всем, начиная с одежды, дома, кончая мыслями и чувствами. Одежда красивая, вышитая разными узорами, которые являются для людей защитой. Если бы вы видели эти необыкновенно чистые дома с хрустящими занавесками на окнах и подзорами на кроватях! Все моется и скоблится дочиста. Животные у них ухоженные.
    Об изменах мужа или жены просто не говорят, поскольку там этого нет и быть не может. Людьми движет нравственный закон, который нигде не писан, но каждый его чтит и соблюдает. А за соблюдение этого закона они получили в награду здоровье и долголетие, и какое!
Современные люди дорого платят за технический прогресс и утрату русских духовных ценностей: прежде всего своим здоровьем и свободой. Автор, заканчивая статью пишет: «Мы действительно потеряли себя, плохо себя понимаем, переложили ответственность за свою жизнь на родителей, врачей, правительство. Может быть поэтому не стало по-настоящему сильных и здоровых людей. А вдруг мы действительно вымираем не понимая?...»
Но главные причины, уже на мой взгляд, всех этих утрат – это потеря духовных ориентиров и оторванность современного человека от земли, как первоисточника нравственных ценностей и здоровья человека. Но наше положение не безнадежно: родники ослабели, но они еще бьют… И на землю обратно русский народ по разным причинам начал возвращаться и духовную силу свою, Слава Богу, почувствовал! Большинство взрослого населения (более 75 процентов по данным соцопросов) считают себя православными. Православные храмы переполнены и новые повсюду строятся… Не будем причитать! Время еще есть!
    И каждый из нас может внести в это возрождение свою лепту…

                Другая история               

    Другая история России начинается в 863 году, когда папа Николай I отлучил константинопольского патриарха Фотия от церкви, вызвав этим отделение восточной, греческой церкви от западной, римской. С этого времени на территории России была создана возможность возникновения собственного Христова народа, того народа, который получил особую внутреннюю способность нести откровения Христа в будущие столетия.
В 1204 году крестоносцы захватывают Константинополь. Начинается вытеснение греческого православия из Византии на восток. В 1453 году Турки захватывают Константинополь: Россия становится третьим Римом. 1656 год - реформа Никона, начало гонений на старообрядцев, 1905 год - указ Николая II «О началах веротерпимости», 1917 год - Октябрьская революция, гонения на Церковь: «религия опиум для народа».
 
                Р. Штайнер о народе Христа

    Р. Штайнер в своей лекции, прочитанной 2 ноября 1918 года говорит: «Совершенное тогда при патриархе Фотии, при папе Николае I было оттеснением с особой интенсивностью Христова Импульса на европейский восток… Так настало то разделение, та, лучше сказать, метаморфоза Импульса Христа, которая характеризуется тем, что принадлежащие к этой области европейского востока люди держали свои души открытыми навстречу непрекращающемуся устремлению в них Христова веяния. Произошло так, что эта особая метаморфоза была оттеснена на восток, и этим русский народ в самом широком смысле слова стал в европейской цивилизации народом Христа. Знать это исключительно важно в настоящее время. Только не говорите, что такая истина выглядит странно по отношению к событиям наших дней. Говоря так, мы отвергли бы самое основное правило спиритуальной мудрости: что внешние события часто парадоксальным образом противоречат внутренней истине свершений.
Что, собственно говоря, имеется в виду, когда говорится: там возник народ Христа? Под этим подразумевается … что на востоке Европы была подготовлена такая территория, на которой жили все те люди, которые были непосредственно связаны с Импульсом Христа. Христос все время присутствовал в этом народе, как проникающая мышление и чувства этого народа внутренняя аура».
Может возникнуть вопрос: а не является ли греко-византийское направление Христианства неким анахронизмом в сравнении с его западным направлением? На это следует ответить отрицательно. Возникшие с приходом Христианства различия в развитии Востока и Запада Европы обусловлены задачами всего человечества. Отделение восточного Христианства от римско-католического имело огромное значение и, как показали последующие времена, не столько для римско-католического мира, сколько для мира славянского, для судеб России от ее первых дней и до отдаленного будущего. Суть этого феномена Р. Штайнер в целом ряде лекций, но особенно значительная мысль высказана им в лекции от 5 октября 1917 г.: «Это было судьбой Европы, оттеснить назад спиритуальные представления, отогнать их назад и там запрудить». Внешне это выразилось в разделении церквей на восточную и западную.   Спиритуальные представления были отодвинуты в Россию и там запружены, начиная с VIII, IX столетий и так это остается до настоящего времени, что выступает во многих симптомах русской жизни. «Это имеет очень большое значение, -  продолжает  Р. Штайнер. -  Хотя бы раз это нужно себе хорошо уяснить. Люди ныне обычно не желают рассматривать вещи во взаимосвязи. Так, например, кое-кому представляется, что такое событие как русская революция, является чем-то таким, что возникло пару месяцев тому назад, - мне известно на каком основании это себе представляют, - тогда как в действительности на заднем плане всего этого главную роль играет то обстоятельство, что в ходе столетий на этот Восток мало-помалу отодвигалась и запруживалась становящаяся невидимой и непостижимой спиритуальная жизнь. Она там запруживалась, а теперь совершенно непостижимым и хаотичным образом приходит в действие так, что люди, стоящие внутри происходящего на Востоке, столь мало действительно живут во всем этом, сколь мало человек, плавающий в море, имеет в себе – если он не захлебывается – морской воды: эта вода находится вне его. Но то, что на Востоке в спиритуальных импульсах работает на поверхности, коренится еще и в духе. Люди плавают в этом, но мало предчувствуют – что же теснится на поверхность из того, что в IX в. было отодвинуто на Восток, даба там сохраняться до будущих времен, где оно начнет развиваться. Населению, возникшему на Востоке из переселения народов и т.п. отношений, этому населению людям Востока, в души был вдвинут спиритуальный импульс, в котором Западу, Южной и Средней Европе сначала не следовало иметь нужды…
Востоку, без того, чтобы он действительно знал об этом, надлежало строго стоять на евангельском принципе: «Мое царство не от мира сего». Поэтому все относящееся к физическому плану там постоянно примыкало к спиритуальному, вышнему миру. Западу же было указано на принцип прямо противоположный: сделать Царство Христа царством этого мира, и поэтому видим мы, что судьбой Европы стало исходя из Рима Царство Христа конституировать как империю внешне, на физическом плане». 

Именно этот конкретный смысл можно и нужно вкладывать в понятия «Святая Русь» - Родина народа Христа, «народ богоносец». Много говорили и писали об этом русские интеллигенты и либеральные философы, но, пожалуй, только староверы были ярыми и самоотверженными хранителями этого дара, защитниками Святой Руси, наиболее яркими представителями Христа в России...

    Ясное изложение подспудных конкретно исторических причин и следствий становления русского народа народом Христа дается в объемной монографии современного русского историка-антропософа Г. Бондарева «Ожидающая культура. Эзотерические очерки русской истории и культуры» («ЭКСМО» Философско-антропософское издательство Москва, 1996).